Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александро-Ершинская средняя школа.
Составитель технологической карты: учитель математики и физики Янцевич Людмила Ефимовна
Содержание методической разработки технологической карты урока по теме: «Физические величины. Измерение физических величин», соответствует уроку формирования первоначальных предметных умений. Данная работа актуальна, так как наука и промышленность не могут существовать без измерений. Каждую секунду в мире производятся многие миллиарды измерительных операций, результаты которых используются для обеспечения качества и технического уровня выпускаемой продукции, обеспечения безопасной и безаварийной работы транспорта, для медицинских и экологических диагнозов и других важных целей. Практически нет ни одной сферы деятельности, где бы интенсивно не использовались результаты измерений. И предмет физики способствует приобретать практические навыки для полноценной жизнедеятельности.
Действия на уроке способствуют осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению; во время учебного занятия формируется готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
1.Тема урока: Физические величины. Измерение физических величин.
3.Цель (учителя): создания благоприятных условий, для развития умений производить измерения; используя простейшие измерительные приборы: линейка, мензурка, термометр.
4.Планируемый результат: обучающие умеют определять цену деления измерительных приборов и с помощью их измерять физические величины.
5.Оборудование: термометры (с различной ценой деления), линейки, мензурки(с различной ценой деления),проволока, бусы, монеты, весы, часы, кирпич, ножницы, карандаш, приборы с различной ценой деления(амперметр, вольтметр).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Планируемый результат |
предметный | метапредметный |
1)Этап мотивации | Целевая установка, благоприятный настрой. Слайд 2 (Представьте себе, что вы попали в магазин на распродажу, и, сделав любую покупку, бесплатно можете получить в подарок рулетку, термометр, мерный стакан. Что вы выберете?
Объясните, почему вы выбрали определенный прибор? | Настраиваются на работу.
(Выбирают подарок, объясняют свой выбор. Образуют три группы)
Отвечают | Наглядно демонстративный метод | | Договариваются о правилах работы в группе |
2) Планирование предстоящих действий
| Целевая установка, постановка вопросов к учащимся, подведение итогов(планирование результатов). Слайд 3 и 4 1.Как можно назвать все выбранные вами предметы?
2.Для чего нужны эти измерительные приборы? Попробуйте сформулировать тему урока: Попробуйте сформулировать цель урока: 1.Запишите свою цель в «листах успеха». 2. Озвучьте её. Учитель озвучивает свою цель. (Моя цель: Создания благоприятных условий, для развитие умений производить измерения; пользоваться простейшими измерительными приборами: линейкой, мензуркой, термометром) | Продумывают ответы (сравнение, сопоставление, анализ, синтез) Отвечают Формулируют тему урока («Физические величины. Измерение физических величин».) Записывают свою цель в «листах успеха» и озвучивают её | Словесный метод (вопросно-ответный метод) | | Формулируют цель и устанавливают связь между целью и учебной деятельностью на уроке; |
3) Актуализация знаний
| Целевая установка, определение содержания задания работы учащихся. Слайд 5 1.Что такое физическая величина? 2. Что значит измерить? (в помощь учебника) 3. Заполнение таблицу Карточка1.
| Чтение и осмысление текста книги, с выделением главного группы оценивают друг друга-1балл соответствует 1правельно заполненной строке) . | Словесный метод (вопросно-ответный метод) | Называют понятия: «физическая величина», «единица измерения», «измерительный прибор» | Осуществляют контроль по результату и вносят необходимые коррективы; осуществляют поиск информации, оценивают, строит продуктивное взаимодействие деятельности в группе. |
4.1)Открытие новых знаний
| Выдаёт приборы и физические тела, а так же задание каждой группе. Карточка2 Слайд 7,8,9 Целевая установка, постановка вопросов к учащимся. (1.Какие трудности вы испытали? 2. Как вы справились с этими трудностями?) | Каждая группа выполняет своё задание. 1: Измерить объём кирпича и длину ножниц. 2:Измерить объем воды в каждой мензурке 3: Определить показания термометров. Продумывает ответ(сравнивает, сопоставляет, анализирует). Озвучивают проблему: неточность измерений, не могут определить чему равно самое маленькое деление на шкале. | Проблемно поисковый метод, создание проблемной ситуации. | Выражают единицы измерений в системе С | Фиксируют грамотно свои затруднения, выявляют их причину |
Этап локализации проблемы | Каждой группе раздаёт карточки с одним задание. Карточка3 Целевая установка, определение содержания задания работы учащихся. Слайд 10,11,12 1.Дайте определения: цены деления. 2.Создайте алгоритм определения цены деления. -Теперь возвращаемся к выполнению заданию карточке 2 в группах.
- Какие затруднения испытывали?
| Чтение и осмысление текста книги, с выделением главного Создают алгоритм определения цены деления Выполняют задание Озвучивают проблему: не большие погрешности в измерениях
| Словесный, работа обучающихся с литературой. Логический метод обучения, выделение главного, существенного в изученном материале Проверка результатов по эталону | Определяют цену деления измерительных приборов; измеряют физические величины с помощью приборов. | Планируют последовательность деятельности в группе, согласовывают и координирует сваю деятельность с другими участниками; извлекают, преобразовывают систематизируют и предъявляют информацию в виде алгоритма. |
4.2)Открытие новых знаний
| Целевая установка учебного материала (объяснение) Слайд13 (- Знакомит учащихся с понятием погрешность измерения, способом рядов.)
| Слуховое восприятие и осмысление учебного материала, сообщаемого учителем | Словесный, репродуктивный метод обучения, передача учителем и запоминание обучающими учебной информации | | Умение слушать |
5)Закрепление изученного. | Целевая установка, определение содержания и работы учащихся с физическим оборудованием. Карточка 4 Слайд 14,15,16 Каждой группе выдаёт задание: 1.Определите цену деления прибора вашего рисунка. 2.Практическая работа.
| . 1.Определяют цену деления прибора 2.Выполняют практические работы в группах самостоятельно(выбирают необходимые физические тела и приборы): .Практическая работа для 1 группы: Определите диаметр проволоки. Оборудование: проволока, карандаш, линейка. для 2 группы: Определите диаметр: бусинки. Оборудование: бусы, линейка. 1.Определите цену деления прибора вашего рисунка. для 3 группы: Определите толщину монеты. Оборудование: монеты, линейка. | Метод самостоятельной работы учащихся, метод непосредственной оценки, практический метод | Используют линейку, термометр, мензурку для измерения физических величин; выражают результаты измерений в единицах СИ; определяют цену деления. | Планируют свою деятельность в группе, определяют сроки, способы и средства её реализации; работают с источником информации, включая эксперимент; преобразовывают информацию из одной формы в другую; следуют алгоритму при определении цены деления, применяют полученные знания для определения физической величины. |
6) Рефлексия | Целевая установка, подведение итогов учащихся Слайд17 | 1.«Лист успеха» 2.Каждый член группы на доске на шкале успеха фиксирует точкой уровень успешности за весь урок. | Прием рефлексии «Лестница успеха» | | оценивают свой вклад в решении общих задач группы; координирует; оценивают свою деятельность |
7)Домашнее задание | Целевая установка, закрепление учебного материала Слайд18 | | Словесный метод | | |
3.Литература:1 Физика. 7кл.: учебник для образовательных учреждений/ А.В.Пёрышкин. –М.: Дрофа,2016г.
2.Интернет ресурсы.
4.Преложение:1.Презентация к уроку.
2.Лист самооценки.