Тема урока: Повторение по теме: «Взаимодействия тел»
Тип урока: обобщения и систематизация знаний, закрепление изученного.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная и работа в группах.
Цель урока:
Образовательная – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме: «Взаимодействие тел»; учить производить переход от реальной ситуации к построению математической модели и выявлять соответствие полученных результатов к исходной ситуации;
Развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предметам физике через применение нестандартных приёмов обучения; формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе методов рефлексивный самоорганизации.
Воспитательная – совершенствование умений слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение, навыки синтезировать и обобщать полученные знания на уроке физики; развивать логическое мышление, инициативу, поиск, самостоятельность, математическую речь учащихся, приводить примеры равномерного движения в окружающем мире.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и оценки своей деятельности, анализировать полученные результаты и делать выводы.
Личностные: формирование чувство товарищества, доброжелательности при решении задач путем организации взаимопомощи и взаимоконтроля, положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новым способам познания.
Методы обучения: наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с графиками и тесты, плакаты, оборудование для экспериментов
Ход урока
Этапы урока Цель этапа урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Организационный момент. Создать благоприятную обстановку к готовности урока Создает положительную мотивацию; сообщает тему урока, цели Слушают учителя; записывают число и тему в рабочую тетрадь Личностные: психологический настрой готовности учащихся к уроку.
Регулятивные: саморегуляция.
Коммуникативные: учебное сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2.Актулизация знаний Обратить внимание на изученный ранее материал. Терминологическая работа
задание №1 допиши определение 1.Длина траектории по которой двигалось тело в течение какого-то промежутка времени, называется …(путь)
2.Равенство, в котором неизвестное обозначается буквой, называется … (уравнение)
3.Отношение пути к промежутку времени – это …(скорость)
4.Физическая величина, основной единицей которой является секунда – это …(время)
5.Решить уравнение это значит - найти его …(корни)
6.Изменение положения тела относительно других тел с течением времени называется механическое … (движение)
7.Уравнение вида ax=b, где x – переменная, a и b – любые числа называется … уравнением с одной переменной. (линейным) Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий Работают на индивидуальных листах; осуществляют контроль знаний в форме самопроверки. Выставляют себе оценку. Личностные: умение оценить усваиваемое содержание
Регулятивные: самооценка уровня усвоения материала
Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь
3.Повторение и обобщение знаний Повторение знаний о линейной функции и некоторых физических величин и формул 1. Определите какой график является графиком прямой пропорциональности. Почему?
2. Ответьте на вопросы, используя график зависимости пути от времени? Любознательная Маша отправилась в путешествие. При этом она передвигалась разными способами – на велосипеде, пешком, на самолёте.
а) Где она оказалась через1ч после начала движения?
б) Сколько времени и когда отдыхала?
в) Сколько времени Маша была в пути?
г) Каким образом она передвигалась на каждом участке пути Слушает ответы; исправляет, уточняет
Показывает на экране разные графики Отвечают на вопросы; анализируют ответы одноклассников; исправляют и дополняют
Учащиеся объясняют какие графики являются графиками линейной функции, а какие нет
Отвечают по графику на вопросы Личностные: принимают активное участие в познавательной деятельности
Регулятивные: делают выводы
Коммуникативные: взаимоконтроль и взаимопомощь
4.Самостоятельная работа на индивидуальных листах Проверка качества усвоенного материала и выявления пробелов по данной теме 1.Учащимся предлагается построить графики функций по предложенным формулам Например: у=5х-3; у=х+4
2.Найдите координаты точки пересечения графиков, не выполняя построения. Например: у = -4х + 2, y = 2х – 3; у = 16х – 7, у = 2х + 8.
3.Не выполняя построения графика линейной функции, выясните, проходит ли этот график через точку А
Например: y =3х – 1, А ( -2; -7); y = -2x + 3, А ( -3; -3). Контролирует работу учащихся и регламентирует временные рамки этапов выполнения заданий Выполняют задание Личностные: формировать позитив в своих действиях.
Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо.
5.Минутка отдыха Снять застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами, что способствует повышению внимания, активности учащихся на последующем этапе урока. Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.
1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3 Пальчиковая гимнастика. Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони учащиеся имитируют движение волн. Показывает упражнения и контролирует их выполнение Выполняют упражнения Личностные: самоконтроль
6.Исследовательская работа (по группам) Проверить умения и навыки определять цену деления прибора; работу с оборудованием; правильность измерения физической величины; проверить знания по данной теме Многие процессы, происходящие в природе, многочисленные явления в физике описывает прямая пропорциональность которая является математической моделью. Она связывает некоторые физические понятия. Сейчас вам предстоит установить некоторые зависимости
1.Установить зависимость силы тяжести от массы
2.Определить связь между силой трения и силой нормального давления.
3.Определить связь между силой упругости и удлинением пружины.
Проводит инструктаж по ТБ; выдает оборудование и объясняет экспериментальные задания. После выполнения экспериментальных заданий анализирует и проверяет работу учащихся. Задаёт вопрос: приведите ещё примеры зависимости одной величины от другой (подсказка на плакатах в классе).
Объясните, какие из них используются в математике, а какие в физике? Учащиеся выполняют экспериментальные исследования и полученные результаты заносятся в таблицу, строят график зависимости (Fтяж от m; Fтр от N; F упр от L); определяют коэффициент пропорциональности; обсуждают результаты, делают вывод. Личностные: смыслообразование Регулятивные: исследование задания, инициативность деятельности
Коммуникативные: умение строить логические выводы, взаимоконтроль и взаимопомощь
7. Тест по физике на индивидуальных листах с самопроверкой Решить тест, проверить свои знания и выявить пробелы по данной теме. Выбери правильный ответ. 1.Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения скорости тела в СИ?
а) м/с; б)кг; в) Н; г) Па.
2.Какая из приведенных ниже формула позволяет рассчитать силу тяжести?
а) F=mg; б) F=рS; в) F=kx; г) F=ma.
3.Каким прибором измеряют силу?
а) термометром, б) динамометром, в) спидометром, г) барометром.
4.Какие из перечисленных ниже единиц являются единицами измерения массы тела в СИ?
а) мг; б) м3 ; в) т; г) кг.
5.Какая из приведенных ниже формула позволяет рассчитать время пройденного пути?
а) "S = ϑ ? t " ;
"б) " t=S/ϑ ;
в) ϑ=S/t После выполнения теста, учащиеся сдают листки, учитель на экране показывает правильные ответы и анализирует ошибки. На индивидуальных листках выполняют задание к тесту, ответы копируют в свою тетрадь для самопроверки, оценивают работу. Личностные: формировать позитив в своих действиях
Регулятивные: уметь делать проверку по завершению выполненных заданий и внести коррективы, если это необходимо
8.домашнее задание Закрепить полученные знания и навыки Для всех итоги главы стр.97; тест проверь себя стр.98
Индивидуально по выбору учащихся: сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова № 151 Задаёт задание и инструктирует по его выполнению Записывают д/з в дневник и задают вопросы Личностные: самоопределение
Регулятивные: самостоятельность
9.подведение итогов, рефлексия Уметь обсуждать и анализировать результаты учебной деятельности своей и всего класса. Сегодня на уроке мы очень плодотворно поработали. Давайте подведем итог нашей работы и вспомним, чем вы занимались на уроке? Что вам понравилось? На парте находятся различные фигурки красного, зеленого и желтого цвета. Оставьте на парте фигурку того цвета на сколько вы оценили урок: зеленая – «отлично», желтая – «хорошо», красная – «удовлетворительно». Подводит итог урока; организует рефлексию Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку урока Личностные: умение оценить свою деятельность.
Регулятивные: выделяют и осознают качества усвоение данного материала.
Коммуникативные: умение оценивать свои результаты и всего класса.