kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Силы в механике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по силам в механике: сила трение, тяжести, упругости,  разработан в соответсвии с ключевыми идеями 7 модулей НИШ.

  Цель урока:  повторение и углубление знаний, полученных при изучении

                         темы « Силы в природе», их практическое применение

Задачи урока:

  • Предметные (учебные)

-  обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «силы в природе»;

-  обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.

  • Метапредметные

-  начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;

-  заложить основы формирования научного мировоззрения;

- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;

-  освоить начальные формы познавательной  рефлексии;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • Личностные

- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;

- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Форма работы: групповая

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Силы в механике, 9 класс»

Урок физики в 9 классе «Силы в механике».

Тема урока: «Силы в механике».

Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении

темы « Силы в механике», их практическое применение

Задачи урока:

  • Предметные (учебные)

- обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «»;

- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.

  • Метапредметные

- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;

- заложить основы формирования научного мировоззрения;

- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;

- освоить начальные формы познавательной рефлексии;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • Личностные

- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;

- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Форма работы: групповая

Ход урока.

Организационный этап. Создание коллаборативной среды. (5 мин)

-Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1). Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий.

Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.

- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места.

Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу?

Мотивационный этап.


-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.

– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)

- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.

- А насколько наблюдательны и внимательны вы?

- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1)

Откройте тетради и запишите тему урока.


Работа в группе для создания презентации. (10 мин).

1 группа – сила трения.

2 группа- сила всемирного тяготения.

3 группа – сила упругости.

4 группа –сила тяжести.

Защита презентаций. (5 мин)

Практическая работа в группах (10 мин)

- Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка. Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждой паре предлагается эксперимент.

- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..

Закрепление.(5 мин).

Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?

- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)

- Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

- Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит?

Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.

- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?

Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?

Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу

- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?

Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

- В кипящей пене валуны,

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила-

Ее уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени-

Луна глядит- и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

И. А. Бунин. Отлив

Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.

Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!»

Г. Уэллс. Первые люди на Луне.

Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.

- Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их.

- Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления?

Подведение итогов. (5 мин)

- Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.

- Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.

- «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» - говорил Козьма Прутков. Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять.

Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12).

1. «Кроссворд наоборот»: у вас есть ключевое слово кроссворда – «тяготение». Вам надо составить кроссворд, содержащий вопросы по теме «Силы в природе», содержащий 9 вопросов ( по числу букв в слове «тяготение»).

2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

Рефлексия.

- Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13).

- Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока.

- Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.

- Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8)






Просмотр содержимого презентации
«силы в механике»

Силы в механике

Силы в механике

Когда однажды, в думу погружён, Увидел Ньютон яблока паденье, Он вывел притяжения закон Из этого простого наблюденья.  Дж. Байрон

Когда однажды, в думу погружён,

Увидел Ньютон яблока паденье,

Он вывел притяжения закон

Из этого простого наблюденья.

Дж. Байрон

Сила №1  Эта сила принимает участие ( и при том весьма существенное) там, где мы о ней даже не подозреваем. Французский физик Гильом писал: «Всем нам приходилось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений нам приходилось проделывать, чтобы устоять… Инженерам стремятся устранять его в машинах – и хорошо делают… Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны: ее присутствие дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильницы упадут на пол….Если эту силу устранить, тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержаться один на другом…» Сила трения

Сила №1 Эта сила принимает участие ( и при том весьма существенное) там, где мы о ней даже не подозреваем. Французский физик Гильом писал: «Всем нам приходилось выходить в гололедицу: сколько усилий требовалось, чтобы удерживаться от падения, сколько смешных движений нам приходилось проделывать, чтобы устоять… Инженерам стремятся устранять его в машинах – и хорошо делают… Во всех прочих случаях мы должны быть ей благодарны: ее присутствие дает нам возможность ходить, сидеть и работать без опасения, что книги и чернильницы упадут на пол….Если эту силу устранить, тогда никакие тела, будь они величиной с каменную глыбу или малы, как песчинки, никогда не удержаться один на другом…»

Сила трения

Сила №2  Вопрос о том, почему Луна не падает на Землю, интересовал Ньютона. Ответом было открытие самого важного закона, который управляет жизнью все нашей Вселенной. Действие этой силы проверено множеством точных опытов и позволило объяснить движение планет и их спутников, объяснить возникновение приливов и отливов. Действует эта сила и на Земле, причем неважно, движется в этом случае тело или покоится. Этой силе подчиняются и мельчайшие пылинки, и гигантские плазменные шары – звезды.    Сила всемирного тяготения

Сила №2 Вопрос о том, почему Луна не падает на Землю, интересовал Ньютона. Ответом было открытие самого важного закона, который управляет жизнью все нашей Вселенной. Действие этой силы проверено множеством точных опытов и позволило объяснить движение планет и их спутников, объяснить возникновение приливов и отливов. Действует эта сила и на Земле, причем неважно, движется в этом случае тело или покоится. Этой силе подчиняются и мельчайшие пылинки, и гигантские плазменные шары – звезды.

Сила всемирного тяготения

Сила №3  В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Кирпичи, из которых построены здания, опоры мостов, тросы и канаты, которые удерживают грузы, стержни, нити, пружины – все они при деформации проявляют схожие свойства. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир!   Сила упругости

Сила №3 В земных условиях все покоящиеся тела немного деформированы по сравнению со свободным состоянием потому, что каждая частица любого тела испытывает действие силы тяжести. Кирпичи, из которых построены здания, опоры мостов, тросы и канаты, которые удерживают грузы, стержни, нити, пружины – все они при деформации проявляют схожие свойства. Конечно, у большинства тел результат внешнего воздействия наблюдать непросто, но знать их величину очень важно, особенно, например, в строительстве. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир!

Сила упругости

Сила №4 Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. Благодаря этой силе, американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох. И не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается. О ее действии рассуждали ученые древности так – как утомленный путник ускоряет шаги по мере приближения к дому, падающий камень начинает двигаться все быстрее и быстрее, приближаясь к матери – Земле. Как это ни странно для нас, движение живых организмов, например, кошки, казалось в те времена гораздо более простым и понятным, чем падение камня” Сила тяжести

Сила №4

Сила, действующая на любое материальное тело, находящееся вблизи поверхности Земли или другого астрономического тела. Благодаря этой силе, американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох. И не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается. О ее действии рассуждали ученые древности так – как утомленный путник ускоряет шаги по мере приближения к дому, падающий камень начинает двигаться все быстрее и быстрее, приближаясь к матери – Земле. Как это ни странно для нас, движение живых организмов, например, кошки, казалось в те времена гораздо более простым и понятным, чем падение камня”

Сила тяжести

Яблоко от яблони 9 1 8 5 8 5 2 7 3 6 4

Яблоко от яблони

9

1

8

5

8

5

2

7

3

6

4

Домашнее задание 1. Прочитать §11, 15 2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

Домашнее задание

1. Прочитать §11, 15

2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

МОЛОДЦЫ!

МОЛОДЦЫ!

Почему мел оставляет след на классной доске? Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит? Ответ: о действии силы тяжести которая направленна вертикально вниз к центру Земли .

Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит?

Ответ: о действии силы тяжести которая направленна вертикально вниз к центру Земли .

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного? Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?

Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?  Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу.

Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?

Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу.

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу? Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?

Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. Во тьме кокосовых лесов Горят стволы, дробятся тени- Луна глядит- и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов. И.А.Бунин. Отлив  Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила-

Ее уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени-

Луна глядит- и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов. И.А.Бунин. Отлив

Какова причина приливов и отливов?

Ответ: притяжение Луны

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух. Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!» Г. Уэллс. Первые люди на Луне. Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки .

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.

Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!»

Г. Уэллс. Первые люди на Луне.

Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки .

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё мяча? Ответ: сетка испытывает деформацию изгиба.

Какой вид деформации испытывает сетка футбольных ворот при попадании в неё мяча?

Ответ: сетка испытывает деформацию изгиба.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Силы в механике

Автор: Подгайный Евгений Владимирович

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131917

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Система уроков по теме "Силы" "
    ["seo_title"] => string(30) "sistiema-urokov-po-tiemie-sily"
    ["file_id"] => string(6) "102183"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402485357"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая механика" для специальности 29.02.04"
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammauchiebnoidistsiplinytiekhnichieskaiamiekhanikadliaspietsialnosti290204"
    ["file_id"] => string(6) "295856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455883343"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по физике "Силы в механике" "
    ["seo_title"] => string(52) "obobshchaiushchii-urok-po-fizikie-sily-v-miekhanikie"
    ["file_id"] => string(6) "167779"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423138751"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Развивающий урок-игра (физика без принуждения)  «Восхождение на пик  знаний - Механика» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvivaiushchii-urok-ighra-fizika-biez-prinuzhdieniia-voskhozhdieniie-na-pik-znanii-miekhanika"
    ["file_id"] => string(6) "125711"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415034940"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "«Восхождение на пик  знаний - Механика» "
    ["seo_title"] => string(40) "voskhozhdieniie-na-pik-znanii-miekhanika"
    ["file_id"] => string(6) "125715"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415035467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства