Урок физики в 9 классе «Силы в механике».
Тема урока: «Силы в механике».
Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении
темы « Силы в механике», их практическое применение
Задачи урока:
- обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «»;
- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.
- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;
- заложить основы формирования научного мировоззрения;
- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;
- освоить начальные формы познавательной рефлексии;
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;
- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;
- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Форма работы: групповая
Ход урока.
Организационный этап. Создание коллаборативной среды. (5 мин)
-Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1). Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий.
Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.
- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места.
Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу?
Мотивационный этап.
-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.
– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)
- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.
- А насколько наблюдательны и внимательны вы?
- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1)
Откройте тетради и запишите тему урока.
Работа в группе для создания презентации. (10 мин).
1 группа – сила трения.
2 группа- сила всемирного тяготения.
3 группа – сила упругости.
4 группа –сила тяжести.
Защита презентаций. (5 мин)
Практическая работа в группах (10 мин)
- Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка. Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждой паре предлагается эксперимент.
- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..
Закрепление.(5 мин).
Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?
- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)
- Почему мел оставляет след на классной доске?
Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.
- Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит?
Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.
- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?
Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения.
- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?
Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу
- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?
Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая
- В кипящей пене валуны,
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Ее уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени-
Луна глядит- и, в блеске, в пене,
Спешит волна на тайный зов.
И. А. Бунин. Отлив
Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны
- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.
Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!»
Г. Уэллс. Первые люди на Луне.
Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.
- Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их.
- Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления?
Подведение итогов. (5 мин)
- Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.
- Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.
- «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» - говорил Козьма Прутков. Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять.
Домашнее задание.
- Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12).
1. «Кроссворд наоборот»: у вас есть ключевое слово кроссворда – «тяготение». Вам надо составить кроссворд, содержащий вопросы по теме «Силы в природе», содержащий 9 вопросов ( по числу букв в слове «тяготение»).
2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.
Рефлексия.
- Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13).
- Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока.
- Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.
- Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8)