Мы начинаем изучение темы «Силы в природе». Много ли сил в природе, то такое сила, как ее измерить? Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы? (попробуем)
- Что такое сила?
- В диалоге выясняем, что это действие другого тела, что это причина изменения скорости тела или деформации (то есть изменение скорости частей тела). (из темы взаимодействие тел п. 18 учебника). Демонстрация фрагмента «Физикус».
- Приведите примеры сил, то есть действий другого тела.
- ???
- На самом деле видов сил не так много. Все силы механики (раздела физики, который мы сейчас изучаем) можно разделить на 3 вида: силы Всемирного тяготения, силы упругости и силы трения.
- А как вы думаете, сила имеет направление?
- Да
- А как это показать на рисунке?
- стрелочкой
Дать ОК-1 «Силы»
Рассмотреть ОК, попытаться рассказать по ОК о силах.
Стимул: Сейчас в стране эпидемия гриппа. В классе может быть такая ситуация, что кто-то болеет, и не изучит тему «Силы в природе». Но у нас есть электронный дневник, с помощью которого больной товарищ может узнать, что было на уроке. Для этого надо написать к уроку не только домашнее задание, но и содержание. А еще лучше прикрепить ту наглядность, которой мы пользовались на уроке. Этот ОК я выложу в ваш электронный дневник, да и весь ход урока запишу в содержании.
А вот виды сил мы будем изучать в парах, и каждая пара в процессе работы сделает свой ОК, который защитит перед классом, и все их я тоже выложу в электронный дневник.
Задачная формулировка: Прочитать параграф … Составить опорный конспект по образцу. В опорном конспекте не должно быть много текста, только ключевые слова, рисунки, схемы. Но в конспекте должны быть отражены следующие моменты:
а) возникновение силы;
б) разновидности силы;
в) от чего зависит численное значение;
в) возможности изменения, проявления и использования силы.
В процессе работы заполните таблицу:
Фамилия Имя
Предложения по составлению конспекта
Рисунок в общем ОК
(Выдать по 1 листу бумаги для черновика, на ватмане будут рисовать на следующем уроке)
Источники: текст учебника, образец опорного конспекта ОК-1.
До конца урока работа в группах (парах).
Домашнее задание: 1. Перерисовать себе в тетрадь ОК-1.
2. Прочитать свой параграф (1 гр. «Силы Всемирного тяготения» - п. 24, 27 на стр. 62-63,
2 гр. «Силы упругости. Вес» - п. 25, 27 на стр. 64, 3 гр. «Силы трения» - п. 30, 31,32.
5 баллов – в конспекте отражены все требуемые моменты, опорный конспект соответствует жанру (краткий, красочный)
4 балла – в конспекте отсутствует один важный момент, опорный конспект соответствует жанру.
3 балла – в конспекте отсутствует более одного важного момента, опорный конспект соответствует жанру.
2 балла – в конспекте отсутствует более одного важного момента, опорный конспект не соответствует жанру.
коммуникативная (аспект: продуктивная групповая деятельность 2 уровень)
Инструмент проверки: бланк наблюдений за групповой работой (в задании).
2 урок. «Силы в природе»
1. Оргмомент.
2. Устный опрос по ОК-1.
- Что такое сила?
- Как она обозначается?
- В каких единицах измеряется?
- Каким прибором измеряется?
- Как на рисунке показать величину и направление силы?
3. Основная часть урока.
Проверка ОК, выполненных на черновиках на прошлом уроке, доработка ОК. Выдача ватмана, фломастеров. Работа над проектом.
4. Рефлексия.
- Что вам сегодня на уроке понравилось?
- Удался ли вам ОК?
5. Домашнее задание: Перерисовать свой ОК в тетрадь, готовиться к защите своего ОК.
3 урок. «Силы в природе»
1.Вступление учителя.
Сегодня мы продолжаем изучать силы. Группы подготовили ОК и готовы их защищать. Остальные во время защиты внимательно слушают, готовят вопросы, чтобы их задать выступающим после защиты. Сегодня слушаем ОК-2 «Силы Всемирного тяготения».
2. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы от учащихся.
3. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-2.
4. Итог урока:
Задания из задачника Лукашика №
4 урок. «Силы в природе»
Проверка домашнего задания (вопросы по ОК-2). На доске ОК-2.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем защиту ОК. Сегодня слушаем ОК по теме «Силы упругости. Вес тела»
2. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы от учащихся.
3. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-3.
4. Итог урока:
КОЗ:
Ключевая компетентность: информационная
Аспект: извлечение вторичной информации
Уровень: 1
Сложность: 2 (дана избыточная и противоречивая информация, так как для ответа на поставленный вопрос достаточно обратить внимание на единицы измерения - кг)
Стимул: Вы пришли в магазин, и просите продавца взвесить вам 500 грамм печенья.
Задачная формулировка: Какую величину будет измерять продавец, выполняя вашу просьбу?
Выберите один вариант ответа:
а) вес
б) массу
в) силу тяжести
Источники:
Вес – это сила, с которой тело, вследствие силы тяжести, давит на опору или натягивает подвес. Обозначается Р, Р=Fтяж (если тело не изменяет свою скорость).
Сила упругости возникает при деформации, то есть изменении формы и (или) размеров (объема) тела.
На тело стоящее, на опоре действуют 2 силы: сила тяжести (направлена вниз) и сила упругости опоры (направлена вверх). Тело под действием этих сил сжимается деформируется)
Масса – это физическая величина, характеризующая его инертность. Единицы измерения массы – кг (г, мг, ц, т), обозначение – m.
Сила измеряется в Ньютонах (Н), обозначается – F.
3. Инструмент проверки
Ключ: ответ – б
1 балл – если дан ответ 2
0 баллов – любой другой ответ
5 урок. «Силы в природе»
1. Проверка домашнего задания (вопросы по ОК-3). На доске ОК-2 и ОК-3.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем защиту ОК. Сегодня слушаем ОК по теме «Силы трения»
3. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы.
4. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-4.
4. Итог урока:
КОЗ:
Ключевая компетентность: коммуникативная
Аспект: письменная коммуникация
Уровень: 1
Сложность: 2
2. Стимул: Ваш дедушка 50 лет назад уехал жить в Израиль. Он прочитал в Интернете что, в России появились современные средства для борьбы с гололедицей. Он написал вам по электронной почте письмо с вопросом: «Какое же средство лучше?»
Задачная формулировка: Из предложенных вариантов выбери тот, который более убедительно и понятно разъяснит вашему дедушке, какое средство более эффективно для данной цели.
Выберите хотя бы один вариант ответа:
а) пескосоляная смесь, так как это традиционный и доступный препарат
б) техническая соль, так как она растворяет лед
в) противогололедные реагенты, так как после применения разлагается на природные составляющие
г) мраморная или гранитная крошка для тротуаров, так как противогололедные реагенты портят обувь
Источники:
1. Гололедица - это все виды скользкой дороги в холодный период года. Существует много видов гололедицы - это и утрамбованный (укатанный) снег, и снег вперемежку с водой (снежная каша), замёрзшая на дороге вода (лужи), следствие выпадения переохлаждённого дождя на дорогу и др. Главным эффектом гололедицы является и опасное скольжение шин автомобилей, часто приводящее к ДТП, и падение людей на дороге, в результате которого могут произойти серьёзные травмы во время ходьбы (ушибы, переломы и др). Гололедица разного вида продолжается в течение всего холодного периода года в странах, где в это время наблюдается отрицательная температура воздуха. С гололедицей борются, посыпая дороги песком и мелко истолчёным гравием, посыпая дороги специальными реагентами (ошибочно называемыми "антигололёдными"), применением особого вида подошв обуви (в т.ч. с шипами и др.).
НЕ ПУТАТЬ С ГОЛОЛЁДОМ! В связи со схожестью терминов Гололедицу часто путают с Гололёдом (см). При этом Метеослужба передаёт точную терминологию, а путаница наблюдается у радио- и теле - журналистов! Гололёд - совсем другое, редко встречающееся явление, вызванное выпадением переохлаждённого дождя при отрицательной температуре, при котором мгновенно намерзает лёд на проводах, ветвях и деревьях, что опасно обрывом проводов, обломом ветвей и даже падением деревьев. Гололёд вызывает и Гололедицу на дорогах. Поэтому при прогнозе Гололедицы (на дорогах скользко) нужно осторожно перемещаться и "смотреть под ноги", а при прогнозе Гололёда нужно "смотреть вверх" во избежание попадания под падающие обломки льда с ветвей и проводов, и нельзя оставлять автомобили под ветвями и проводами во избежание повреждения крыши от падающих сверху льдин.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B0
2. Ни для кого наверно не секрет, что с первыми снегопадами и минусовыми температурами коммунальщики начинают посыпать дороги антигололедной смесью. Последствия этого - грязища на улицах, какой точно не было летом. Сейчас эта грязь высохла и превратилась в пыль, которая взвесью висит в воздухе. И мы всем этим дышим.
С другой стороны, если бы этой гадостью дороги не посыпали, было бы скользко и было бы больше аварий, особенно поначалу.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков по теме "Силы" »
7 класс. Физика.
Серия уроков по теме «Силы в природе».
Организация работы:
Программой курса физики в 7 классе (А.В.Перышкин) определено изучение сил:
Силы тяжести.
Силы упругости.
Веса тела.
Силы трения.
Изучение сил происходит по схеме: причины; от чего зависит; как изменить; практическое использование. В этом случае можно изучать материал «параллельно»: класс разделить на три группы, каждая группа создает с помощью учебника и оформляет на плакате в виде рисунков, формул, схем опорный конспект (ОК).
Виды деятельности: определение, управление, создание.
Урок №1-2: Работа групп по созданию ОК.
В распоряжении учащихся листы ватмана, фломастеры..
Урок №3-5: Защита работ.
Три урока на защиту каждого проекта, на доске вывешены только представленные работы.
На этом этапе большое значение имеет работа над формированием умения задать вопрос.
Урок №6: Закрепление изученного материала.
Урок №7: Проверочная работа.
явное преимущество перед традиционным изучением темы – материал изучается в сравнении и нагляден;
бумажный вариант представления ОК предпочтительней электронного – учащиеся имеют возможность сидеть за круглым столом и вносить дополнения.
Урок
Методическая цель
Деятельность
I группа
II группа
III группа
Д/З
Оценивание
учитель
учащиеся
№1-2
Формирование умений по поиску информации в тексте и структурированию материала в виде опорного конспекта (ОК).
Дать ОК по теме «Силы» и по нему дать основные понятия темы. Организация работы в группах. Консультирование.
Работа с текстом.
Оформление материала в виде опорного конспекта.
«Сила упругости»
«Сила тяжести
Вес тела»
«Сила трения»
Материал учебника по «своей» теме.
Оценку деятельности каждого ребенка делают учащиеся в группах.
а) Объяснить причины возникновения силы;
б) выяснить от чего зависит численное значение;
в) определить возможности изменения, проявления и использования силы.
Каждая группа оформляет опорный конспект.
№3
Защита работ.
Отработка навыков на умение задать вопрос.
Формирование умений сравнивать и сопоставлять информацию.
Организация презентации и диалога между выступающими и слушателями.
Письменная проверка Д/З.
1-2 учащихся от группы представляют опорный конспект, остальные участвуют в диалоге.
Защита работы – ОК-I.
Составить вопросы к ОК- I.
Оцениваются учащиеся выполнявшие защиту ОК.
Каждый учащийся за составленные вопросы по каждому ОК.
№4
(Проверка Д/З)
Защита работы – ОК-II.
Составить вопросы к ОК- II.
№5
(Проверка Д/З).
Защита работы – ОК-III.
Составить вопросы к ОК- III.
№6
Закрепление изученного материала (сложение сил). Изучение темы «Измерение сил. Динамометр»
Объяснение темы
Работа в тетради и с учебником
(Проверка Д/З)
Решение задач. Проверочная работа по решению задач.
Творческое задание - написать небольшое сочинение на тему «Если бы не было силы …»
№7
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины динамометра»
Выполнение лабораторной работы.
КОЗ
Лабораторная работа.
1 урок: «Силы в природе»
Здравствуйте, садитесь.
Мы начинаем изучение темы «Силы в природе». Много ли сил в природе, то такое сила, как ее измерить? Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы? (попробуем)
- Что такое сила?
- В диалоге выясняем, что это действие другого тела, что это причина изменения скорости тела или деформации (то есть изменение скорости частей тела). (из темы взаимодействие тел п. 18 учебника). Демонстрация фрагмента «Физикус».
- Приведите примеры сил, то есть действий другого тела.
- ???
- На самом деле видов сил не так много. Все силы механики (раздела физики, который мы сейчас изучаем) можно разделить на 3 вида: силы Всемирного тяготения, силы упругости и силы трения.
- А как вы думаете, сила имеет направление?
- Да
- А как это показать на рисунке?
- стрелочкой
Дать ОК-1 «Силы»
Рассмотреть ОК, попытаться рассказать по ОК о силах.
Стимул: Сейчас в стране эпидемия гриппа. В классе может быть такая ситуация, что кто-то болеет, и не изучит тему «Силы в природе». Но у нас есть электронный дневник, с помощью которого больной товарищ может узнать, что было на уроке. Для этого надо написать к уроку не только домашнее задание, но и содержание. А еще лучше прикрепить ту наглядность, которой мы пользовались на уроке. Этот ОК я выложу в ваш электронный дневник, да и весь ход урока запишу в содержании.
А вот виды сил мы будем изучать в парах, и каждая пара в процессе работы сделает свой ОК, который защитит перед классом, и все их я тоже выложу в электронный дневник.
Задачная формулировка: Прочитать параграф … Составить опорный конспект по образцу. В опорном конспекте не должно быть много текста, только ключевые слова, рисунки, схемы. Но в конспекте должны быть отражены следующие моменты:
а) возникновение силы;
б) разновидности силы;
в) от чего зависит численное значение;
в) возможности изменения, проявления и использования силы.
В процессе работы заполните таблицу:
Фамилия Имя
Предложения по составлению конспекта
Рисунок в общем ОК
(Выдать по 1 листу бумаги для черновика, на ватмане будут рисовать на следующем уроке)
Источники: текст учебника, образец опорного конспекта ОК-1.
До конца урока работа в группах (парах).
Домашнее задание: 1. Перерисовать себе в тетрадь ОК-1.
2. Прочитать свой параграф (1 гр. «Силы Всемирного тяготения» - п. 24, 27 на стр. 62-63, 2 гр. «Силы упругости. Вес» - п. 25, 27 на стр. 64, 3 гр. «Силы трения» - п. 30, 31,32.
5 баллов – в конспекте отражены все требуемые моменты, опорный конспект соответствует жанру (краткий, красочный)
4 балла – в конспекте отсутствует один важный момент, опорный конспект соответствует жанру.
3 балла – в конспекте отсутствует более одного важного момента, опорный конспект соответствует жанру.
2 балла – в конспекте отсутствует более одного важного момента, опорный конспект не соответствует жанру.
коммуникативная (аспект: продуктивная групповая деятельность 2 уровень)
Инструмент проверки: бланк наблюдений за групповой работой (в задании).
2 урок. «Силы в природе»
1. Оргмомент.
2. Устный опрос по ОК-1.
- Что такое сила?
- Как она обозначается?
- В каких единицах измеряется?
- Каким прибором измеряется?
- Как на рисунке показать величину и направление силы?
3. Основная часть урока.
Проверка ОК, выполненных на черновиках на прошлом уроке, доработка ОК. Выдача ватмана, фломастеров. Работа над проектом.
4. Рефлексия.
- Что вам сегодня на уроке понравилось?
- Удался ли вам ОК?
5. Домашнее задание: Перерисовать свой ОК в тетрадь, готовиться к защите своего ОК.
3 урок. «Силы в природе»
1.Вступление учителя.
Сегодня мы продолжаем изучать силы. Группы подготовили ОК и готовы их защищать. Остальные во время защиты внимательно слушают, готовят вопросы, чтобы их задать выступающим после защиты. Сегодня слушаем ОК-2 «Силы Всемирного тяготения».
2. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы от учащихся.
3. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-2.
4. Итог урока:
Задания из задачника Лукашика №
4 урок. «Силы в природе»
Проверка домашнего задания (вопросы по ОК-2). На доске ОК-2.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем защиту ОК. Сегодня слушаем ОК по теме «Силы упругости. Вес тела»
2. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы от учащихся.
3. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-3.
4. Итог урока:
КОЗ:
Ключевая компетентность: информационная
Аспект: извлечение вторичной информации
Уровень: 1
Сложность: 2 (дана избыточная и противоречивая информация, так как для ответа на поставленный вопрос достаточно обратить внимание на единицы измерения - кг)
Стимул: Вы пришли в магазин, и просите продавца взвесить вам 500 грамм печенья.
Задачная формулировка: Какую величину будет измерять продавец, выполняя вашу просьбу?
Выберите один вариант ответа:
а) вес
б) массу
в) силу тяжести
Источники:
Вес – это сила, с которой тело, вследствие силы тяжести, давит на опору или натягивает подвес. Обозначается Р, Р=Fтяж (если тело не изменяет свою скорость).
Сила упругости возникает при деформации, то есть изменении формы и (или) размеров (объема) тела.
На тело стоящее, на опоре действуют 2 силы: сила тяжести (направлена вниз) и сила упругости опоры (направлена вверх). Тело под действием этих сил сжимается деформируется)
Масса – это физическая величина, характеризующая его инертность. Единицы измерения массы – кг (г, мг, ц, т), обозначение – m.
Сила измеряется в Ньютонах (Н), обозначается – F.
3. Инструмент проверки
Ключ: ответ – б
1 балл – если дан ответ 2
0 баллов – любой другой ответ
5 урок. «Силы в природе»
1. Проверка домашнего задания (вопросы по ОК-3). На доске ОК-2 и ОК-3.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем защиту ОК. Сегодня слушаем ОК по теме «Силы трения»
3. Защита ОК, учащиеся рисуют конспекты в тетрадь, задают вопросы на уточнение темы.
4. Домашнее задание: составить вопросы к ОК-4.
4. Итог урока:
КОЗ:
Ключевая компетентность: коммуникативная
Аспект: письменная коммуникация
Уровень: 1
Сложность: 2
2. Стимул: Ваш дедушка 50 лет назад уехал жить в Израиль. Он прочитал в Интернете что, в России появились современные средства для борьбы с гололедицей. Он написал вам по электронной почте письмо с вопросом: «Какое же средство лучше?»
Задачная формулировка: Из предложенных вариантов выбери тот, который более убедительно и понятно разъяснит вашему дедушке, какое средство более эффективно для данной цели.
Выберите хотя бы один вариант ответа:
а) пескосоляная смесь, так как это традиционный и доступный препарат
б) техническая соль, так как она растворяет лед
в) противогололедные реагенты, так как после применения разлагается на природные составляющие
г) мраморная или гранитная крошка для тротуаров, так как противогололедные реагенты портят обувь
Источники:
1. Гололедица - это все виды скользкой дороги в холодный период года. Существует много видов гололедицы - это и утрамбованный (укатанный) снег, и снег вперемежку с водой (снежная каша), замёрзшая на дороге вода (лужи), следствие выпадения переохлаждённого дождя на дорогу и др. Главным эффектом гололедицы является и опасное скольжение шин автомобилей, часто приводящее к ДТП, и падение людей на дороге, в результате которого могут произойти серьёзные травмы во время ходьбы (ушибы, переломы и др). Гололедица разного вида продолжается в течение всего холодного периода года в странах, где в это время наблюдается отрицательная температура воздуха. С гололедицей борются, посыпая дороги песком и мелко истолчёным гравием, посыпая дороги специальными реагентами (ошибочно называемыми "антигололёдными"), применением особого вида подошв обуви (в т.ч. с шипами и др.).
НЕ ПУТАТЬ С ГОЛОЛЁДОМ! В связи со схожестью терминов Гололедицу часто путают с Гололёдом (см). При этом Метеослужба передаёт точную терминологию, а путаница наблюдается у радио- и теле - журналистов! Гололёд - совсем другое, редко встречающееся явление, вызванное выпадением переохлаждённого дождя при отрицательной температуре, при котором мгновенно намерзает лёд на проводах, ветвях и деревьях, что опасно обрывом проводов, обломом ветвей и даже падением деревьев. Гололёд вызывает и Гололедицу на дорогах. Поэтому при прогнозе Гололедицы (на дорогах скользко) нужно осторожно перемещаться и "смотреть под ноги", а при прогнозе Гололёда нужно "смотреть вверх" во избежание попадания под падающие обломки льда с ветвей и проводов, и нельзя оставлять автомобили под ветвями и проводами во избежание повреждения крыши от падающих сверху льдин.
2. Ни для кого наверно не секрет, что с первыми снегопадами и минусовыми температурами коммунальщики начинают посыпать дороги антигололедной смесью. Последствия этого - грязища на улицах, какой точно не было летом. Сейчас эта грязь высохла и превратилась в пыль, которая взвесью висит в воздухе. И мы всем этим дышим.
С другой стороны, если бы этой гадостью дороги не посыпали, было бы скользко и было бы больше аварий, особенно поначалу.