Урок физики в 9 классе «Силы в механике».
Тема урока: «Силы в механике».
Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении
темы « Силы в механике», их практическое применение
Задачи урока:
- Предметные (учебные)
- обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «»;
- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.
- Метапредметные
- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;
- заложить основы формирования научного мировоззрения;
- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;
- освоить начальные формы познавательной рефлексии;
-развивать навыки контроля и самоконтроля;
- Личностные
- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;
- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;
- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Форма работы: групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. День у нас сегодня необычный. Необычный потому, что у нас открытый урок. Я надеюсь, что наш урок пройдет хорошо.
II. Вводная часть.
Учитель: Человек не только стремится к знаниям, не только их получает, но и их систематизирует. Целью нашего урока будет систематизация знаний по теме «силы в механике».
Откройте тетради и запишите число и тему урока тему урока.
-Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1).Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий.
Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.
- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команды и будем работать в группах.
III. Физическая разминка.
Учитель: Сначала давайте проверим, как Вы умеете считать?
Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос:
СКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НАЗВАНО В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ?
Одинокий физик, почесав темя,
измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоем
измеряем температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
меняют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
измеряют импульс, частоту, силу и площадь,
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
измеряют какие-нибудь физические величины.
Ответ: 15.
Мотивационный этап.
-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.
– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)
- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.
- А насколько наблюдательны и внимательны вы?
- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (слайды 3,4,5,6)
Разгадываем кроссворд.
Ответы: 1. Деформация; 2. Ньютон; 3. Сила; 4. Трение; 5. Тяготение; 6. Вес; 7. Динамометр; 8. Гук; 9. Силометр; 10. Сдвиг.
Практическая работа в группах (10 мин) (слайд 7)
- Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка.
Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждой группе предлагается эксперимент.
- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..
IX. Физкультминутка «Поездка в автобусе»
Учитель: Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога».
Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус плавно отъезжает от остановки.
Автобус резко тормозит.
Поворот влево на большой скорости.
Поворот вправо на большой скорости.
Автобус движется равномерно и прямолинейно.
Решение задач
- Самолет массой 30 т касается посадочной полосы при скорости 144 км\ч. Какова сила сопротивления движению, если самолет до остановки пробегает по полосе 800 м?
- Брусок массой 600 г равномерно тянут по столу с помощью горизонтальной пружины. Пружина при этом удлинилась на 5 мм. Определите жесткость пружины, если коэффициент трения между бруском и столом равен 0,3?
- Вес стоящего на полу полного сосуда с жидкостью 290 н. какая это может быть жидкость, если вместимость сосуда 2 л, а масса пустого сосуда 1,8 кг?
Закрепление.(5 мин).
Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?
- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17).Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)
- Почему мел оставляет след на классной доске?
Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.
- Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит?
Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.
- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?
Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возникает меньшая сила трения.
- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?
Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу
- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?
Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая
- В кипящей пене валуны,
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Ее уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени-
Луна глядит- и, в блеске, в пене,
Спешит волна на тайный зов.
И.А.Бунин. Отлив
Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны
- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.
Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!»
Г. Уэллс. Первые люди на Луне.
Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.
Подведение итогов урока
Ваше отношение к уроку
Было ли вам интересно на уроке
Какую бы вы поставили себе отметку за урок