Урок физики для учащихся 7 класса на тему "Сила. Динамометр", соствленный по учебной програме "Физика и астрономия 7-9 классы", рекоендованной МОиН Республики Казахстан.
Цель урока: сформировать знания о силе, как о физической величине характеризующей взаимодействие тел.
Просмотр содержимого документа
«Сила. Динамометр. »
Сила. Динамометр.
Цель урока:
сформировать знания о силе, как о физической величине характеризующей взаимодействие тел.
План урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного.
Домашнее задание.
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Что такое взаимодействие тел?
Может ли тело само изменить скорость, направление движения?
Как изменить скорость мяча, лежащего на столе?
Скорость какого тела изменить легче (тяжелого или легкого)?
Что происходит с телом, когда на него не действуют другие тела?
Признаки действия силы:
1. Изменение скорости тела.
2. Изменение направления движения тела.
3. Изменение формы и размеров тела.
Объяснение нового материала.
Сила – мера взаимодействия тел
1 ) Обозначение: F – сила
2) Сила – величина, характеризующая взаимодействие тел.
Сила – векторная величина .
3) Силу характеризуют:
Модуль (числовое значение)
Направление
Точка приложения
4) Единица измерения силы
СИ [ F ] = 1Н (Ньютон)
1 Ньютон – это сила, которая телу массой 1 кг сообщает скорость 1 м/с.
[F]=H=кг∙м/с²
1кН=1000Н
1мН=0,001Н
5) Прибор для измерения силы – динамометр (от греческого слова «динамис» -сила, «метрио» - измеряю).
Динамометры бывают различного устройства.
Основная их часть – стальная пружина, которой придают различную форму в зависимости от назначения прибора.
Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.
Простейший динамометр
П ростейший динамометр можно изготовить из пружины с двумя крючками, укреплённой на дощечке.
К нижнему концу пружины прикрепляют указатель, а на дощечку наклеивают полоску белой бумаги.
Отметим на бумаге чёрточкой положение указателя при нерастянутой пружине. Эта отметка будет нулевой отметкой.
К крючку будем подвешивать груз массой 1/9,8кг, т.е. 102г.
На этот груз будет действовать сила тяжести, равная 1Н .
Под действием этой силы (1Н ) пружина растянется, указатель опустится вниз.
Его новое положение отмечаем на бумаге и ставим цифру 1.
Подвешиваем груз массой 204г и ставим цифру 2.
Подвесим груз массой 306г , наносим метку 3 и т.д.
Для измерения десятичных долей ньютона нужно нанести деления – 0,1; 0,2; 0,3; 0,4 и т.д.
Для этого расстояния между отметками 0 и 1; 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 делят на десять равных частей.
С помощью динамометра измеряют не только силу тяжести, но и другие силы (сила упругости, сила трения и т.д.).
Применение динамометров
Для измерения больших сил, таких как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров.
Закрепление изученного.
Что называется силой?
Укажите единицы измерения силы
С каким прибором вы сегодня познакомились?
Что значит проградуировать прибор?
Что измеряют с помощью динамометра?
Задание 1. Чему равна сила тяжести, действующая на груз? Какова масса груза?
Задание 2. Чему равна сила тяги? Укажите точку приложения сил.
Задание 3. Определите с какой силой растягивается пружина под действием подвешенного к ней груза (масса одного груза 102г).
Домашнее задание.
Д/з: § 33, 36, вопросы § 33, 36