Тема урока: Динамометр
Цели урока:
- Образовательная: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром.
- Развивающая: развивать навыки экспериментальной работы, навыки работы с тестом, умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся.
- Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, коммуникабельность, любознательность, трудолюбие и аккуратность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методологические средства обучения: тестирование, практическая работа в группах, творческая работа малой группой.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте. Сегодня на уроке вам предстоит:
- повторить понятия, относящиеся к термину «Сила»,
- познакомиться с новым измерительным прибором,
- рассмотреть принцип его действия,
- научиться им пользоваться,
- выполнить практическое задание.
II. Актуализация знаний
– С какой новой физической величиной мы познакомились на прошлых уроках – с физической силой. Выясним, ориентируетесь ли вы в понятии сила, для этого предлагаю провести тестирование. (Приложение 1.)
Сверьте ответы по схеме. (Приложение 2, слайд 1)
По количеству правильных ответов поставьте себе 1, 2, 3 балла соответственно.
Это первая часть вашей сегодняшней оценки.
Вывод: готовность к изучению нового материала
Заострим внимание на следующем:
– Что называют силой? (Меру взаимодействия тел.)
– В каких единицах измеряют силу? (В Н, кН.)
– Какие силы вы знаете? (Cилу тяжести, упругости, вес тела (определения).)
– Как связана сила тяжести с массой тела?
– Какая масса соответствует силе тяжести в 1 Н?
Вывод: Так как сила тяжести связана с массой, то и измерение силы можно произвести на основании этой связи.
III. Постановка перед детьми цели урока
– Сила одно из основных физических понятий и вы знаете, что это векторная величина, имеющая модуль и направление, но подумайте, достаточно ли этого для решения практических задач? (Нет, для решения задач необходимо измерять силу.)
– Действительно, сегодня вам предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы – динамометром, рассмотреть его устройство и принцип действия, научиться пользоваться им.
IV. Изучение нового материала
– Для измерения силы используют прибор – динамометр. Каким вы себе его представляете? (Варианты детей.)
А) Демонстрация кантарика и рассуждение о принципе его действия.
Как вы думаете можно ли на основе данного прибора создать прибор для измерения силы?
Б) Демонстрация динамометров различной конструкции. (Слайды 2, 3).
В) Творческая будет заниматься изготовлением динамометра из предложенных предметов (пластиковая бутылка, резиновый шнур, скрепки, кнопки, клей, лист белой бумаги, набор грузов по100 г, ножницы, карандаш).
Г) У вас на столах находится оборудование, которое позволит вам сделать прибор для измерения силы тяжести.
Просмотр комплекта оборудования: штатив, динамометр с заклеенной бумагой шкалой, комплект грузов по 100г, деревянные и металлические бруски.
Д) У вас на столах находится инструкционная карта, которая поможет вам справиться с работой.
Инструкционная карта
1. Закрепите динамометр с закрытой шкалой вертикально в лапке штатива.
2. Отметьте горизонтальной чертой, начальное положение указателя динамометра,–это будет нулевое деление шкалы.
3. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого100 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
4. Затем подвешивайте к динамометру второй, третий, четвертый грузы той же массы и делайте отметки на бумаге.
5. Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней проставьте числа 0, 1, 2, 3, 4,… Выше числа 0 напишите: «ньютон»
– Вы дополнили прибор шкалой, а теперь проверьте себя: (слайд 4)
- Измерьте расстояние между соседними точками, объясните результат измерений.
- Какова цена деления вашего прибора?
- Какова погрешность измерений?
- Получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
- Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела, предмета находящегося на парте.
- Снимите бумагу и сравните свою шкалу с фабричной.
Вывод: причина неточности нанесения шкалы.
– Действие, каких сил можно рассмотреть на примере действия динамометра?
Е) Демонстрация приборов созданных творческой группой и их обсуждение. (Слайды 5, 6, 7, 8, 9)
V. Итог урока
– Познакомились с прибором для измерения силы, и принципом его действия, научились измерять силу с помощью динамометра.
– Как вы думаете, можно использовать динамометр для определения массы тела?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: параграф 22 стр. 120 упр.3,4,7