Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
Этот урок проводится после изучения темы «Плотность вещества». Дети научились находить плотность по таблице, вычислять её значение по формуле, умеют выражать массу и объем через плотность, выполнили лабораторные работы по определению плотности прямоугольного бруска и тела неправильной формы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Открытый урок по физике
в 7 классе по теме
Решение экспериментальных задач
по теме «Плотность вещества»
учитель: Сергеева О.В.
Решение экспериментальных задач
по теме «Плотность вещества»
7 класс
Что одному не под силу, то легко коллективу.
Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется
Этот урок проводится после изучения темы «Плотность вещества». Дети научились находить плотность по таблице, вычислять её значение по формуле, умеют выражать массу и объем через плотность, выполнили лабораторные работы по определению плотности прямоугольного бруска и тела неправильной формы
Цели урока:
Обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Плотность вещества».
Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
Расширить кругозор учащихся.
Образовательные задачи урока:
Закрепить основные понятия по теме «Плотность вещества».
Сформировать умение учащихся пользоваться таблицами и измерительными приборами при решении задач по теме.
Сформировать навыки решения задач по теме.
Воспитательные задачи урока:
Сформировать умение работать в команде при решении физических задач.
Сформировать чувство ответственности и дисциплинированности.
Развивающие задачи урока:
Сформировать умение обобщать изученный материал по теме «Плотность вещества».
Развить самостоятельное, логическое и творческое мышление.
Развить воображение, память и внимание учащихся.
Ход урока:
1этап: организационный момент.
Дети входят в класс, делятся на группы, состоящие из 4-5 человек, по желанию и рассаживаются за столы, расставленные заранее для удобной работы в командах.
Вступительное слово учителя: «Ребята, мы изучили важнейшую тему «Плотность вещества» вы научились определять плотность по формуле, сравнивать расчетные значения с табличными, выполнили лабораторные работы. А сегодня вам предстоит решить экспериментальные задачи, может быть, на первый взгляд, они вам покажутся трудными, но если вы будете решать вместе, решать дружно у вас все получится.
2. Актуализация знаний.
Давайте ответим на вопросы презентации и проверим свои ответы.
Вопрос: Что показывает плотность?
Ответ: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме
1 м3.
Вопрос: Что называют плотностью вещества?
Ответ: Плотность — это физическая величина, равная отношению массы
тела к его объёму.
Вопрос: Как определить плотность вещества?
Ответ: Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на
его объём.
Вопрос: По какой формуле рассчитывается плотность вещества?
Ответ: ρ=mV.
Вопрос: Какова единица определения плотности в СИ?
Ответ: кг/м3.
Вопрос: Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества?
Ответ: Чтобы найти массу тела, надо объём тела умножить на плотность
его вещества.
Вопрос: Как найти объём тела?
Ответ: Чтобы найти объём тела, надо массу тела разделить на плотность его вещества.
Задача1.На рисунке представлены три шара, имеющие одинаковую массу.
№1 №2 №3
Какой шар обладает наибольшей плотностью материала?
Задача2. Правильно ли это? Плотность 1 м3 ртути - 13600 кг/м3 , а плотность 2 м3 ртути - 27200 кг/м3 ?
3этап: работа в группах.
ГРУППА 1
Задание 1
Определить плотность цилиндра.
ГРУППА 2
Задание 1
Определить плотность тела правильной геометрической формы.(бруска)
ГРУППА 3
Задание 1
Определить плотность картофеля
Правила выполнения работ:
Никогда не спешите приступать к выполнению эксперимента. Сначала хорошенько подумайте над тем, какие возможны пути решения проблемы.
Постарайтесь предусмотреть все, что может повлиять на правильность выполнения и точность его результатов.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, необходимо составить план исследования в письменном виде.
Результаты измерений записать отдельно (заполнить в таблицу или аккуратно выписывают в строчку).
По окончанию эксперимента, должен быть сделан вывод.
Правила по технике безопасности
Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
Проверить исправность оборудования, приборов целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
Учитель: «Запишите, пожалуйста, условие своей задачи в тетрадь.
Выполните расчет цены деления и погрешности измерения приборов».
Учащиеся, сделав расчеты, по поднятой руке отвечают:
Дети работают над своей задачей в группах, учитель направляет и координирует их работу. Каждая группа готовит сообщение, в котором участвует каждый ученик.
4этап: выступления групп.
Примерные ответы групп:
Работа в группах
Группа
Тело
Масса тела
Объем тела
Плотность
г\см3
кг\м3
1
Картофель
2
Цилиндр
3
брусок
Задача 3. Вы копали огород и нашли ложку. Думаете, что она серебряная. Как это проверить? Задача 4.Три несмешивающиеся между собой жидкости -вода, керосин, ртуть -налиты в сосуд. в каком порядке они расположились? ответ обоснуйте. сделайте рисунок
Задача 5.Определите плотность металла, находящегося в одном из двух кусков пластилина, если известно, что массы пластилина в обоих кусках одинаковы. Оцените точность полученного результата. Извлекать металл из пластилина не разрешается.
5 этап. Домашнее задание.
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Выполнить домашний эксперимент.
Условие эксперимента учащиеся записывают в рабочих тетрадях:
Определить плотность мыла правильной формы. Массу мыла определить по записям на упаковке( кефира, сока)
Отчет о результатах эксперимента оформить на листке бумаги. В отчете должно быть указано: что брал, что делал, что получил, сделал вывод.
6. Итог урока. Учитель подводит итог урока: совместно с обучающимися оценивает работу каждой группы и каждого в отдельности.
3.Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока, включающие:
Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке:
Экспериментальные задачи, которые решаются с применением физических приборов, позволяют выявить степень овладения теоретическим материалом, помогают ученикам понять , что физика-наука экспериментальная. Выполнение экспериментальных заданий повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническому образованию. Исследовательская форма постановки учебного эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной работе.
Групповая форма работы позволяет развить умения сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность.
Подобраны дифференцированные экспериментальные задания в соответствии с уровнем усвоения материала.
.Использование проектора, экрана, проектора позволяет экономить время, визуализировать изучаемый материал.
С помощью физических приборов осуществляется связь теории и практики, принцип наглядности.
Оформление урока: используется авторская презентация МS PowerPoint, которая включает тест, иллюстрации, таблицу плотностей.
Рекомендации по подготовке и проведению урока: данный урок является заключительным в системе уроков на тему «Плотность». Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Учащиеся не только выполняют экспериментальные задания, а выстраивают план действий, подводят итог эксперимента, предлагают способы применения полученных результатов.