Цели урока:
- образовательные: продолжить формирование основных понятий (плотность, масса, объём); отработать навыки установления связей между массой, объёмом и плотностью тела; закрепить приобретенные знания при решении задач различного типа;
- развивающие: развитие умений действовать самостоятельно при выполнении экспериментальных заданий; развитие способности выражать свои мысли, приводить аргументы для доказательства предположений (гипотез); развитие умений и навыков оперировать понятием «плотность тела» при решении различного вида задач;
- воспитательные: воспитание аккуратности, последовательности в действиях, наблюдательности, культуры речи, умения четко выражать свою мысль; вызвать желание постоянно пополнять свои знания, воспитывать интерес к предмету, показывая применение физики на практике.
Задачи:
- Повторить и систематизировать теоретический материал по теме «Плотность».
- Закрепить практические навыки нахождения физических величин (массы, объема, плотности) с помощью измерительных приборов и средств измерений.
- Продолжить формирование умений решать расчетные физические задачи.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся, умений работать в группе.
Оборудование:
- ПК, презентация к уроку
- печатные пособия: тексты с вопросами физического диктанта, бланки для оформления экспериментальных заданий на определение плотности, объема, массы твердого тела;
- измерительные приборы, средства измерений: рычажные весы, разновесы, мензурка, бруски из картофеля разных сортов.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Проверка готовности к уроку, озвучивание основных целей урока.
- Рубрика «Из книги рекордов Гиннеса» (Дети отчитываются по творческому домашнему заданию: подобрать и проиллюстрировать материал о рекордных плотностях веществ. (н-р, вещество звезды Ван-Манена))
- Повторение теоретического материала
Проводится письменная проверочная работа (физический диктант) по основным теоретическим вопросам учебного материала. Задания раздаются в печатном виде. Учащиеся отвечают на вопросы в течение 5-7 мин. После окончания выполнения работы, учителем озвучиваются вопросы, учащиеся приводят свои ответы. Образцы правильных ответов появляются на слайдах презентации. Ребята проводят самопроверку и самооценку своих работ.
Физический диктант
1. Что показывает плотность вещества?
2. Единицы измерения плотности в системе СИ.
3. Плотность вещества 7,1 г/см3. Какова его плотность в кг/м3?
4. Формула для расчета плотности.
5. Из формулы плотности выразите массу и запишите полученное соотношение.
6. При нагревании тело расширяется при этом его плотность …
7. В каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) плотность вещества минимальная?
8. Из формулы плотности выразите объем и запишите полученное соотношение.
- Повторение приемов решения задач по теме
- Устная задача: сравнить, если возможно массы, объемы и плотности тел на весах
2) Расчетная задача, выполняется с объяснением у доски.
Определите массу оконного стекла длиной 3 м, высотой 2,5 м и толщиной 0,6 см.
Ответ: 112,5 кг
Страница Архимеда
Чтение по ролям с элементами демонстрации:
О том, как царь Гиерон задал Архимеду задачу, и о том, как Архимед решил ее
(Сиракузы, III в. до н. э.)
Давайте заглянем сквозь тысячи лет
в тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощеной
в раздумье шагает ученый.
К царю Сиракуз
направляется он.
Навстречу спешит из дворца —
Гиерон:
— Нужен твой совет, ученый:
мастер сделал мне корону.
Погляди-ка, Архимед,
золотая или нет?
С виду золотом сверкает.
Но ты знаешь, все бывает.
Говорят, что мастер прыткий
отпилил кусок от слитка,
остальную часть расплавил,
серебра туда добавил.
А потом принес, хитрец,
мне подделку во дворец!
Золото
иль позолота?
Разгадать — твоя забота!
Надо точно
это все определить,
но корону —
не царапать, не пилить! —
Из дворца побрел ученый.
«Мне известен
ВЕС короны.
Ну, а как найти
ОБЪЕМ?»
Думал ночью,
думал днем.
И однажды в ванне моясь,
погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
догадался он тогда,
как найти ОБЪЕМ короны,
и помчался к Гиерону,
не обут и не одет.
А народ кричал вослед:
— Что случилось, Архимед?
Может быть, землетрясенье?
Или в городе пожар? —
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он пронесся мимо стражи.
— Эврика! Нашел решенье! —
Во дворец примчался он:
— Я придумал, Гиерон!
(Во дворце.)
Архимед
Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон
Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
а расскажешь все потом!
Архимед
Пусть весы сюда несут
и с водой большой сосуд.
Все доставить Гиерону!.
(Слуги все приносят.)
На весы кладем корону.
И теперь такой же ровно
ищем слиток золотой.
(Находит кусок золота, по весу равный короне.)
Гиерон
Все понятно!
Архимед
Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
в чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.
Гиерон
А корону?
Архимед
Вынимаю. В воду золото опустим.
Гиерон
В воду золото? Допустим.
Архимед
Поднялась опять вода.
Метку ставлю я.
Гиерон
Куда?
Архимед
Ну конечно же, по краю.
Гиерон
Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу:
Эта выше, эта — ниже.
Но какой же вывод главный
Архимед
Равный вес.
Объем — не равный!
Ну а слиток золотой!
Значит, был в короне той
легче золота металл!
— Эврика! — тут царь вскричал. —
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
А ты за разгадку —
получишь дары! —
На этом прервалась беседа.
Немало воды утекло с той поры,
но помнят Закон Архимеда!
(Е. Ефимовский)
- Экспериментальное задание (выполняется по группам или по рядам)
1. Рассказать правила работы с весами.
2. Определить плотность брусков из картофеля, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.
Оборудование: весы, разновесы, линейка.
Результаты экспериментальных заданий представляют на доске по одному представителю от каждой группы. Остальные учащиеся сдают бланки с результатами измерений и расчетов на проверку учителю.
Какой картофель варят, какой жарят?
Картофельные сорта, содержащие много крахмала, являются рассыпчатыми, они лучше всего подойдут для картофельного пюре, их хорошо варить "в мундире", запекать в духовом шкафу.
Картофель сортов, где крахмала содержится мало, не разваривается, поэтому подходит для готовки супов и салатов.
Картофельные сорта со средним содержанием крахмала лучше всего подходят для жарки картофеля. Соответственно, заготавливая картофель на зиму, лучше всего приобрести различные его сорта для использования в приготовлении разных блюд.
Повышенное содержание крахмала - более 25%
Высокая крахмалистость: 14-25%
Низкое содержание крахмала в клубнях: 10-13%
- Рефлексия: давайте вместе с вами заполним Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Знаю | Узнал новое | Хочу узнать подробнее |
. | . | . |
- Подведение итогов, оценки за урок
Домашнее задание: повторить п.21,22.
Домашняя экспериментальная задача: определить плотность куска мыла известной массы, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда.