kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока LS по физике "Свет. Источники света.Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Свет. Источники света.Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения.

Цель урока: сформировать  представление о световых явлениях, свете -  как видимом излучении, естественных и искусственных источниках света, раскрыть сущность закона прямолинейного  распространения света, показать роль  света в природе и жизни  человека. 

Задачи урока:

 Образовательная: сформировать у учащихся научное понятие света и представление о видах источников света; ввести закон прямолинейного распространения света; изучить явления тень и полутень; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

Развивающая: формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений. 

Воспитательная: показать практическое значение  знаний о световых явлениях, развитие сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах. 

Методы урока:исследовательский, объяснительно-репродуктивный, проблемно- поисковый, экспериментальный.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Задача учащихся: учащиеся должны  знать понятия: свет, оптика, точечный источник света, луч света; уметь применять закон прямолинейного распространения света  для объяснения тени, полутени, лунных и солнечных затмений.

 Технологии:ТРИЗ - технология, ИКТ, технология проблемного обучения.

Демонстрации: наблюдении тени и полутени, закон прямолинейного  распространения  света.

Оборудование: источники света: свеча, лампа, флуоресцирующий экран; экран, проектор, презентация по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная тетрадь»

1.Составьте тему урока из предложенных слов: Звезда, свет, затмения, источники, тень, Солнце, закон, полутень, прямолинейное распространение, солнечные, лунные.

Запишите тему урока:_____________________________________

_________________________________________________________

2.Работа с учебником «Задания на чтение и понимание учебного текста» (работа в парах)

Раздел физики, изучающий свет и световые явления называется

_________. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Способность видеть окружающий мир называется__________, а глаза -_____________. Световые частицы называются________. Это нейтральная элементарная частица, существующая в движении. Скорость частицы равна скорости света в вакууме -______. Свет -________________. Излучение -_______________


____________.Тела, от которых исходит свет - _______________. Линия, вдоль которой распространяется световая энергия от источника света, называется_________ .Если размеры источника света малы по сравнению с расстоянием от источника света до наблюдателя, то размерами источника света можно пренебречь. Такой источник света называют___________________________. .Звезды - это примеры___________________________. Если Луна при своем движении вокруг Солнца окажется между Землей и Солнцем. Она может закрыть собой Солнце - наступает _______

____________________. Когда в область земной тени входит Луна, то наступает______________________________.

Зрение, оптика, вид передачи энергии, лунное затмение, источники света, фотоны, точечный источник света, луч света, видимое излучение, 3∙10 8 м/с, солнечное затмение, органы зрения.

3.Определите вид источник света: светлячок.

______________________________________________

4. Экспериментальная работа: «Распространения света»

Поставьте  свечу  и экран на лист белой бумаги. Зажгите свечу  и наблюдайте полоску света за экраном. Отметьте карандашом на бумаге точку А около свечи, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую свечу  и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ.

Ответьте на вопросы:

1.Как называется линия, вдоль которой распространяется свет?

_______________________________________________________

2.Является ли экран преградой для света?___________________

3.Зависит ли яркость светового луча от расстояния до источника?

________________________________________________________

_________________________________________________________

4.К какому виду вы отнесли источник света, используемый в эксперименте? ___________________________________________

5.Как распространяется свет?_______________________________

________________________________________________________


Отчет групп:

1 группа - один за всех

Вопрос: Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом - след в след. Для того, чтобы идти гуськом желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но это может обнаружить неприятель. Как быть?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Домашнее задание: §61-63, составить сравнительную таблицу: Солнечные и лунные затмения (используя критерии)

Эксперимент: На улице измерьте размер своей тени сравните с реальным значением.

Критериальная шкала оценивания таблицы:

Сравнение Солнечного и лунного затмений


Разделы

работы

Оцениваемый элемент

Балл

за выполнение

Оцениваемый критерий

1

Составление

таблицы

Правильно оформлены заголовки таблицы

1

А

2

Заполнение

таблицы

Правильно названы тела, участвующие в затмениях


1

А

Правильно указано расположение небесных тел при затмениях

1

А

Правильно сделан вывод о видах затмения

3

С

Правильно делают вывод. Что происходит на Земле во время полного солнечного и лунного затмений

2

В

Графическим способом объясняют солнечное и лунное затмения

2

В

3

Отчет по работе

Результаты работы записаны в логической последовательности

2

В

Учащиеся имеют навыки выступать перед аудиторией и представлять результаты

своей работы

4

Д

Перевод баллов в оценку

Сумма набранных баллов

оценка

15-16

5

12-14

4

9- 11

3

0-8

2








ФАМИЛИЯ________________________________



ИМЯ_____________________________________



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ»

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Лист №1(заполняется перед началом урока)

Проверочный лист по теме «Свет. Источники света. Распространение света. Солнечные и лунные затмения»

Ф.И. учащегося __________________________________ Класс____________________

«1»- заполняется перед изучением темы

«2»- промежуточное заполнение учеником перед формативным оцениванием и учителем после формативного оценивания

«3»- заполняется учеником перед суммативным оцениванием, учителем после суммативного оценивания



1

2

3


Знать:

со

со

оу

со

оу

1

Определение понятия света






2

Численное значение скорости света






3

Виды источников света






4

Определение точечного источника света






5

Строение Солнца и основные характеристики Солнца






6

Определение луча света






7

Закон прямолинейного распространения света







Уметь:






1

Классифицировать источники света






2

Объяснять физические явления: тень, полутень






3

Графическим способом объяснять солнечные и лунные затмения








Критериальная шкала оценивания экспериментальной работы:

«Распространения света»


Разделы

Экспериментальной

работы

Оцениваемый элемент

Балл

за выполнение

Оцениваемый критерий

1

Ход

работы

Правильно собрана экспериментальная установка

2

В

Учащиеся соблюдают правила ТБ

1

А

Отмечены основные точки по описанию эксперимента

1

А

Проведены прямые, соединяющие точки А,В,С

1

А

Учащиеся правильно проводят эксперимент: является ли экран преградой для света

2

В

Учащиеся правильно проводят эксперимент, выявляя зависимость яркости светового луча от расстояния до источника света

2

В

2

Вывод

Записан вывод

3

С

Вывод совпадает с законом распространения света

3

С

Учащиеся правильно делают вывод, является ли экран преградой для света

3

С



Учащиеся правильно делают вывод о зависимости яркости светового луча от расстояния до источника света

3

С

3

Выполнение дополнительного задания

Ученики знают виды источников света

1

А

Ученики знают название линии, вдоль которой распространяется свет

1

А

Ученики знают закон распространения света

1

А

4

Отчет по работе

Учащиеся имеют навыки выступать перед аудиторией и представлять результаты эксперимента.

4

Д



Проверочный лист

Баллы по критериям

Сумма баллов

Оценка

А

В

С

Д



6

6

12

4

28

5



Перевод баллов в оценку

Сумма набранных баллов

оценка

27-28

5

21-26

4

15-20

3

0-14

2



Критериальная шкала оценивания экспериментальной работы:

«Наблюдение тени и полутени»


Разделы

Экспериментальной

работы

Оцениваемый элемент

Балл

за выполнение

Оцениваемый критерий

1

Ход

работы

Правильно собрана экспериментальная установка

2

В

Учащиеся соблюдают правила ТБ

1

А

Учащиеся правильно проводят эксперимент: наблюдают за распространение света за цилиндром

2

В

Изменяя положение цилиндра, наблюдают за изменением изображения цилиндра на экране

2

В

Учащиеся правильно проводят эксперимент: освещают цилиндр двумя свечами и описывают полученную картину на экране.


2

В

2

Вывод

Записан вывод

3

С

Учащиеся правильно делают вывод о получении тени.


3

С

Учащиеся правильно делают вывод о получении полутени

3

С



Учащиеся правильно делают вывод, зависят ли размеры и форма тени от расстояния между предметом и источником света

3

С

3

Выполнение дополнительного задания

Учащиеся правильно называют явление, которое они наблюдают

1

А

Учащиеся правильно дают определение, что такое тень

1

А

4

Отчет по работе

Учащиеся имеют навыки выступать перед аудиторией и представлять результаты эксперимента.

4

Д



Проверочный лист

Баллы по критериям

Сумма баллов

Оценка

А

В

С

Д



3

8

12

4

27

5



Перевод баллов в оценку

Сумма набранных баллов

оценка

26-27

5

21-25

4

15-20

3

0-14

2




Лист оценивания объяснения экспериментальных работ учащихся

(оценивает консультант группы)


Оцениваемый элемент

Выступающие группы

Работа№1

Работа№2

1

Регламент- 2мин



2

Информативность (объем и полнота)



3

Доступность изложения



4

Компетентность докладчиков (умение отвечать на вопросы, аргументированность, убедительность)



Всего баллов




Критериальная шкала оценивания таблицы:

Сравнение Солнечного и лунного затмений



Разделы

работы

Оцениваемый элемент

Балл

за выполнение

Оцениваемый критерий

1

Составление

таблицы

Правильно оформлены заголовки таблицы

1

А

2

Заполнение

таблицы

Правильно названы тела, участвующие в затмениях


1

А

Правильно указано расположение небесных тел при затмениях

1

А

Правильно сделан вывод о видах затмения

3

С

Правильно делают вывод. Что происходит на Земле во время полного солнечного и лунного затмений

2

В

Графическим способом объясняют солнечное и лунное затмения

2

В

3

Отчет по работе

Результаты работы записаны в логической последовательности

2

В

Учащиеся имеют навыки выступать перед аудиторией и представлять результаты своей работы

4

Д



Перевод баллов в оценку

Сумма набранных баллов

оценка

15-16

5

12-14

4

9- 11

3

0-8

2



Просмотр содержимого документа
«Разработка урока LS по физике Свет. Источники света.»

Дата:17.04

Класс: LS 8 «Г»

Урок:58.1

Тема: Свет. Источники света.Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и Лунные затмения.

Цель урока: сформировать  представление о световых явлениях, свете -  как видимом излучении, естественных и искусственных источниках света, раскрыть сущность закона прямолинейного  распространения света, показать роль  света в природе и жизни  человека. 

Задачи урока:

 Образовательная: сформировать у учащихся научное понятие света и представление о видах источников света; ввести закон прямолинейного распространения света; изучить явления тень и полутень; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

Развивающая: формировать умение решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений. 

Воспитательная: показать практическое значение  знаний о световых явлениях, развитие сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах. 

Методы урока:исследовательский, объяснительно-репродуктивный, проблемно- поисковый, экспериментальный.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Задача учащихся: учащиеся должны знать понятия: свет, оптика, точечный источник света, луч света; уметь применять закон прямолинейного распространения света для объяснения тени, полутени, лунных и солнечных затмений.

 Технологии:ТРИЗ - технология, ИКТ, технология проблемного обучения.

Демонстрации: наблюдении тени и полутени, закон прямолинейного распространения света.

Оборудование: источники света: свеча, лампа, флуоресцирующий экран; экран, проектор, презентация по теме урока.

 Ход урока:

      1. I. Организационный момент

      2. 1. Проверка отсутствующих.

      3. 2. Проверка готовности кабинета к уроку.

II. Целеполагание и мотивация.

III. Изучение нового материала.

IV.Первичная проверка знаний.

V.Рефлексия. Подведение итогов урока.

VI.Домашнее задание

II. Целеполагание и мотивация.

Давайте на минутку закроем глаза и представим себе жизнь без света.

Какие у вас ощущения? (ответы учащихся)

Каково значения света в жизни человека? (ответы учащихся)

А как называют родители своих детей согласно теме урока? (ответы учащихся)

Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, и каковы законы распространения света. Желаю вам блеснуть умом, эрудицией, потому что  ученье свет, а не ученье тьма.

III.Изучение нового материала.

1.Составим тему нашего урока из предложенных слов: Звезда, свет, затмения, источники, тень, Солнце, закон, полутень, прямолинейное распространение, солнечные, лунные.

Свет. Источники света. Звезда- Солнце. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения.

2. Работа с учебником «Задания на чтение и понимание учебного текста» (работа в парах)

Раздел физики, изучающий свет и световые явления называется…. Это слово в переводе с греческого означает “видимое”. Способность видеть окружающий мир называется…, а глаза -… Световые частицы называются…. Это нейтральная элементарная частица, существующая в движении. Скорость частицы равна скорости света в вакууме -… Свет- … Излучение - …Тела, от которых исходит свет- … Линия, вдоль которой распространяется световая энергия от источника света, называется….Если размеры источника света малы по сравнению с расстоянием от источника света до наблюдателя, то размерами источника света можно пренебречь. Такой источник света называют….Звезды - это примеры….

Зрение, оптика, вид передачи энергии, источники света, фотоны, точечный источник света, луч света, видимое излучение, 3∙10 8 м/с, органы зрения.

3. Задание: Прочитайте схемы

ИСТОЧНИКИ СВЕТА



Источники отраженного света

самостоятельные





плазменные



тепловые



люминесцирующие





Схема 1.

ИСТОЧНИКИ СВЕТА



искусственные

естественные





Схема 2.

4. Распределите источники света (горящая свеча, электрическая лампа накаливания, Солнце, огонь, молния, раскаленный кусок металла, экран телевизора, светлячки, глубоководные рыбы, люминесцентные лампы, радиоактивные вещества, гнилушки старых пней, лазер, северное сияние, рекламные трубки, кварцевые трубки, планеты, Луна, кометы, метеориты, водная поверхность) на группы: тепловые, люминесцирующие, плазменные, источники отраженного света (осуществляется деление на группы).

●тепловые источники света - светятся потому, что имеют высокую температуру.

● источники, которые сами начинают светиться после освещения - люминесцирующие. В переводе с латинского «люминесценция» означает «Свечение». Вызвать люминесценцию иногда может механический удар.

● плазменные источниками света - газы, через которые проходит электрический ток.

●источники отраженного света - на них падает свет от других источников света

Объедините следующие источники света по определенному признаку: свеча, маяк, спичка, Зарница, люстра, фара, прожектор, морской червь, звезды.

Каждая группа занимает свое место. Учитель объявляет темы практических работ и напоминает о ТБ.

Правила ТБ:

1.убедитесь, что свечка устойчиво стоит на поверхности стола.

2.не допускайте попадания горячего парафина на кожу рук.

3.не задувайте свечу, используйте специальное устройство для тушения пламени.

Консультанты оценивают выполнение экспериментальной работы и оказывают помощь при выполнении работы. После выполнения работы учащиеся обмениваются информацией, объясняют эксперимент своим соседям по парте и готовят совместно ответ на проблемный вопрос.


5.Экспериментальная работа
Работа по группам

1 группа

Экспериментальная работа: «Распространения света»

Поставьте  свечу  и экран на лист белой бумаги. Зажгите свечу  и наблюдайте полоску света за экраном. Отметьте карандашом на бумаге точку А около свечи, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую свечу  и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ.

Ответьте на вопросы:

1.Как называется линия, вдоль которой распространяется свет?

2.Является ли экран преградой для света?

3.Зависит ли яркость светового луча от расстояния до источника?

4.К какому виду вы отнесли источник света, используемый в эксперименте?

5.Как распространяется свет?





2 группа

Экспериментальная работа: «Наблюдение тени и полутени»

Поставьте  свечу  и экран на лист белой бумаги. Зажгите свечу.  Между свечкой и экраном поместите цилиндр. Наблюдайте распространение света за цилиндром. Сделайте вывод.Переместите цилиндр вплотную к экрану. Удаляя и приближая свечку к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Осветите цилиндр двумя свечами. Опишите полученную картину на экране.

Ответьте на вопросы:

1.Какое явление вы наблюдали на экране?

2.Что такое тень?

3. Зависят ли размеры и форма тени от расстояния между предметом и источником света?

4.Что такое полутень?


IV.Первичная проверка знаний.

Отчет групп:

1 группа - один за всех

Вопрос: Индейцы Америки, воюя с бледнолицыми, ночью часто передвигались в лесу гуськом - след в след. Для того, чтобы идти гуськом желательно дать видимый ориентир, например, свет, идущему сзади. Но это может обнаружить неприятель. Как быть?

2 группа - вместе веселее отвечать

1.Среди перечисленных источников не излучает свет?

А)костер; В)радиатор; Г)Солнце.

2.Перечислите термины темы.


3 группа- выбор учителя

Отгадайте загадку

Поутру - в сажень,

В полдень- с ладонь,

К вечеру - через поле хватает.

Как объяснить изменение размеров тени?


4 группа- рассказ на троих

Вопрос: Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?


5 группа- отчет по почте

1.Цифры заговорили: 333000,750,109, 1300000, 274 Н/кг,Н2 . Не (10%). Расшифровать цифры и символы.

V.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Звучит песня В.Цоя «Звезда по имени Солнце»

Какое определение Солнца дает В.Цой в своей песне. Прав он с точки зрения астрономии?

Перечислите источники света в песне.


VI.Домашнее задание: §61-63, составить сравнительную таблицу:Солнечные и лунные затмения.

Эксперимент: На улице измерьте размер своей тени сравните с реальным значением




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Полякова Лариса Викторовна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107924

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства