разработка урока по физике по теме :"Свет, источники света". Урок можно использовать при изучении данной темы в 8 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 8 кл.". В разработке представленно несколько видов деятельности учащихся : поисковая, групповая( выполнение лабораторной работы), творческое домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по физике Свет»
разработка урока по физике 8 кл.
автор :Федорова И.Ю.- учитель физики и математики
«Свет. Источники света. Распространение света»
цель : изучить понятие свет и источники света.
задачи
образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения света, рассмотреть природу солнечных и лунных затмений, закрепить умение построения хода лучей при образования тени и полутени; продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.
воспитательные: формировать познавательный интерес; воспитывать умение работать в группе и уважительно относиться к мнению одноклассников; способствовать формированию научного мировоззрения,
развивающие: развивать внимание, воображение, наблюдательность, логическое и критическое мышление. способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная, групповая,
Формы обучения:наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.
Тип и вид урока: изучение нового материала,
Методы обучения:
эвристический метод,
исследовательский,
объяснительно-репродуктивный,
побуждающий,
Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, источники света, тела разных размеров. Результаты учебного занятия:
Предметные - обобщить и систематизировать знания учащихся об источниках света, законах распространения света, значения света в жизни человека выяснить; сформировать умения объяснять причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений; формировать умение проводить опыты, объяснять результаты исследований.
Метапредметные - развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, объяснений интересных фактов.
Личностные - формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты; воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
ход урока:
1. Орг момент. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Здравствуйте ребята, проверьте готовность к уроку ( принадлежности, учебник, тетрадь)
2. Подготовка к восприятию нового материала.
Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще и неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.
Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу, Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится. За то куда б ты не попал, и по какой распутице Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется!
Итак, в начале я предлагаю вам определить тему урока ( работа с карточками ) Ребята перед вами задания в которых зашифрован номер телефона, по которому вы можете узнать тему урока, но в начале надо отгадать номер телефона.
Вопросы:
1. Сколько планет в нашей солнечной системе освещает Солнце? (8)
2. Ежегодно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл, Значит, день пришёл. (ответы :2 -ветер, 9-свет, 3- шум)
10. Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу.
(9-Свеча, 1-фонарик, 7-телефон)
11. Слуги его Величества Светлейшего Электричества. В поклонах стоят вдоль дороги И светят прохожим под ноги. (8-автомобили, 2-электрики,4-Фонари.)
Молодцы, отгадали номер телефона, а теперь позвоним по номеру и узнаем что нам делать дальше. ( звонят)
Вопрос по телефону: Догадайтесь,что же объединяет вопросы в карточке, это и есть тема урока? ( свет) Запишем тему урока: «Свет. Источники света. Распространение света»
2. Объяснение нового материала
Задание № 1: Ребята , я предлагаю изучить список ключевых слов новой темы и индивидуально заполнить колонки следующей таблицы: ( у детей на парте имеется таблица )
ключевых слова темы
знаю
Не знаю
свет
оптика
источник света
естественный источник света
тень
полутень
искусственный источник света
точечный источник света
луч
Интересно то, что вы, ребята, еще только приступили к изучению новой темы, но уже проявили знания о некоторых понятиях.
Какова же цель урока?
что такое свет,какие существуют источники света;какие источники являются точечными;как распространяется в однородной среде свет ;
Давайте на минутку закроем глаза и представим себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Какие у вас ощущения? Мир для нас стал бледнее...Трудно представить себе жизнь без света. Ведь все живое существует и развивается под влиянием света и тепла. Что нам помогает познавать окружающий мир? Свет... Его значение в нашей жизни очень велико. Сегодня мы поговорим об одной из областей физики, где изучаются световые явления. Вы узнаете: что такое свет, какие тела являются источниками света, каковы законы распространения света.
Деятельность человека в начальные периоды его существования - добыча пищи, защита от врагов- была зависима от света. Свет, благодаря тому, что глаз человека способен его воспринимать, является важнейшим средством познания природы. Когда после продолжительной темноты наступает рассвет, то кажется, все оживает: и деревья, и вода. И небо. И птицы. Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные органы чувств вместе взятые. Исследование световых явлений позволило создать такие приборы, с помощью которых определили расположение и движение, и даже состав небесных тел. А также удалось заглянуть внутрь тел. С помощью микроскопа рассмотрели состав клетки, изучили строение бактерий, кровяных тел.
Свет нужен везде: Безопасность движения транспорта на дорогах связана с применением фар, освещением улиц; в военной технике используют осветительные ракеты, прожектора. Свет повышает сопротивляемость организма болезням, улучшает здоровье и настроение человека. Освещение рабочего места повышает работоспособность.
Итак , что же такое свет ? Найдем определение в учебнике ( стр.147) запишем. свет — это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом;
Второй вопрос , который мы ставили, что такое источники света? ( найдем точное определение в учебнике стр.147) Источники - тела способные излучать свет.
Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.
Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.
Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.
что мы хотели узнать об источниках света? ( их виды)
Итак, для лучшего понимания я вам сейчас продемонстрирую имеющиеся в кабинете физики источники (демонстрирует горящую свечу, электрическую лампу накаливания, люминесцентную лампу, лазер, фосфоресцирующий экран, источник ультрафиолетового излучения). Солнце, огонь, молния, раскаленный кусок металла — примеры тепловых источников света, которые светятся потому, что имеют высокую температуру. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света.
Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами. В переводе с латинского «люминесценция» означает «Свечение». Вызвать люминесценцию иногда может механический удар. Если специально изготовленные стеклянные трубки, наполненные различными разреженными газами, подключить к источнику тока высокого напряжения, то в газах возникает электрический ток — разряд. Такие трубки называют газоразрядными. Цвет свечения в них зависит от природы газа и степени его разряжения.
Учитель дает точные определения понятий : источники света — это тела, которыми создается световое (оптическое) излучение. Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает нам в глаза. Общим принципом, на котором основано действие всех источников света, является превращение какой-либо энергии в световую энергию.
физ минутка
если услышите название источника света естественного поднимите правую руку, искусственного- левую, теплового- поверните голову направо, точечного - поверните голову налево
Задание 2
Поставьте свечу и экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. Зажгите свечу и наблюдайте полоску света за экраном.
Отметьте карандашом на бумаге точку А около свечи, точку В напротив щели и точку С на луче света за экраном. Уберите экран и с помощью линейки проведите прямую АВ, соединяющую свечу и щель в экране. Затем проведите прямую ВС вдоль полоски света за экраном. Убедитесь, что прямая ВС является продолжением прямой АВ. Сделайте вывод.
Задание 3
Оставьте горящую свечу в точке А, а экран поместите в точку С. Между источником света и экраном поместите в точку В непрозрачный цилиндр. Включите лампу и наблюдайте распространение света за цилиндром. Сделайте вывод.
Переместите цилиндр вплотную к экрану и осветите его светом. Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат.
Предположительные ответы учащихся – записываем на доске.
Свет распространяется по прямой линии.
Яркость светового луча зависит от расстояния до источника.
От расстояния до источника зависит расходимость луча.
Экран является преградой для света.
Размеры тени зависят от расстояния между предметом и источником света.
Форма тени зависит от расположения предмета и источника света.
Все выводы, высказанные вами верны, но я хочу обратить внимание только на один из них. Он является одним из четырех основных законов распространения света.
Свет в однородной среде от источника распространяется прямолинейно и во все стороны.Линия, вдоль которой распространяется свет, называется световым лучом. Существует несколько опытных доказательств этого закона. Экран освещается осветителем. На пути распространения света помещают непрозрачный диск. На экране появляется четкое изображение тени. Область пространства, в которую не попадает свет от источника света, называется тенью. Опыт повторяется, но источник света сначала медленно приближают к непрозрачному диску, а затем – удаляют от него. Внимание учащихся обращают на размеры и форму тени. Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета. Непрозрачный диск из предыдущего опыта освещается двумя рядом расположенными осветителями. На экране видна область, куда не попадает свет ни от одного из осветителей, и бледные тени диска. Частично освещенное пространство называют полутенью. Глобус Земли освещается проекционным аппаратом. Белый шарик, имитирующий Луну, на высокой тонкой стойке перемещают вокруг глобуса. Когда шарик находится между осветителем и глобусом, его тень падает на поверхность глобуса. В том месте Земли, куда попадает тень от Луны, наблюдается солнечное затмение. Когда шарик при перемещении вокруг глобуса входит в тень от глобуса, он перестает освещаться источником света. Если Луна при своем обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую Землей, то наблюдается лунное затмение. При освещении глобуса Земли двумя осветителями видно, что шарик, имитирующий Луну, отбрасывает тень и полутень. Если люди на поверхности Земли находятся в области тени, то они наблюдают полное солнечное затмение, а при нахождении в области полутени – наблюдают частичное солнечное затмение.
физминутка «Дыркавладони»
Выполняем практическую работу 2 часть
Образование тени и полутени от двух источников света
Наблюдение прямолинейного распространения света. Образования тени и полутени.
Используя две лампы, источник тока, ключ, проводники, переменный реостат соберите электрическую цепь. Непрозрачное тело, экран.
Лампы расположите на расстоянии 1-2 см друг от друга.
Экран расположите на расстоянии 20-25 см от ламп.
Замкните цепь.
Поместите непрозрачный предмет между лампами и экраном.
Прикройте рукой одну лампу. Отметьте на экране область тени.
Прикройте рукой другую лампу. Отметьте на экране область тени.
Получите область тени от двух ламп.
Добейтесь, изменяя положение предмета, частичного наложения теней друг на друга.
Нарисуйте на экране зону тени и полутени.
По результатам исследования сделайте вывод.
III. Решение задач:
№1
Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?
№2
Солнце сияет, а месяц светит.(объясните смысл этой пословицы)
№3
Определите длину тени от человека, рост которого 160 см., если длина тени от метровой линейки равна 1,5 метра?
IV. Интересные факты:
Интересно спасает жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.
В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове. Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
В XVIII веке на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу тирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.
Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.
Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил прокалить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет)
Учащиеся отвечают на вопросы:
Учитель: У Козьмы Пруткова есть афоризм: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц - ночью”. Прав ли Козьма Прутков? Почему?
Учитель: Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
Учитель: Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
Учитель: Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.
Учитель: Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?
Учитель: От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?
Учитель: Решаем качественные задачи.
1. Как можно расположить источники света, чтобы во время операции тень от рук хирурга не закрывало место операции?
Ответ: Расположить несколько ламп над головой
2. Почему в облачный день предметы не дают тени?
Ответ: Предметы освещены рассеянным светом, освещенность со всех сторон одинакова.
3. Можно ли наблюдать солнечное и лунное затмения с любых точек на поверхности Земли?
Ответ: Лунное да. Солнечное нет.
4. Может ли велосипедист обогнать свою тень?
Ответ: Да, если тень образуется на стене, параллельно которой движется велосипедист, а источник света движется быстрее велосипедиста в том же направлении.
5. Как зависит размер полутени от размеров источника света?
Ответ: Чем больше источник, тем больше полутень.
6. При каком условии тело должно давать на экране резкую тень без полутени?
Ответ: Если размер источника света гораздо меньше размеров тела.
Тест:
1. Источники света бываю
А. ... только естественные.
Б. ... только искусственные.
В. ... естественные и искусственные
2. Какой источник света называется точечным?
А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.
3. Как распространяется свет в однородной среде?
А. прямолинейно
Б. криволинейно.
В. По любой линии соединяющей источник и предмет.
4. Как подразделяются источники света
А. Точечные и протяженные
Б. механические
В. тепловые
5. Источником видимого света является?
А) Нагретый электрический чайник
Б) Телевизионная антенна.
В) Дуга при сварке
6. Среди перечисленных источников не излучает свет?
А) Костер;
Б) Радиатор;
В) Солнце.
7. Что с собой представляет тень?
А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.
Б).Темное место за предметом
В) Место, которое не видит человек
8. Что такое полутень? Каким должен быть источник.
А) Место, куда свет частично попадает. Протяженным.
Б) Место, где есть свет, но его мало.
В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.
9. Какую линию называют световым лучом?
А) Линию, исходящую от источника света
Б Линию, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.
1.в
2.б
3.а
4.а
5.в
6.б
7. а
8а
9б
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
0 ошибок – 5
1-2 ошибки - 4
3-4 ошибки – 3
5-6 ошибок - 2
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Эксперимент: Возьмите метровую палку и на улице измерьте размер ее тени. Затем определите реальную высоту деревьев, домов. столба, измеряя их тени.
Ваше настроение в конце урока и отразите его на смайлике.
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий.
закрепление
Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1(-).
1.Раздел науки, изучающий свет и световые явления -
1.свет падал слева, чтобы не образовывалась тень
2.Назовите естественные источники света
2.при нагревании происходит процесс испарения жидкости
3.Назовите искусственные источники света
3. из-за освещения источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.
4.по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева
4.лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ
5.Дуга на электросварке является
5.источником видимого света
6.На основе исследования световых явлений созданы приборы:
6.экран компьютера, эл. лампочка, фонарик
7.Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что
7.светлячок, гнилушка, молния
8.Мы видим тела, не являющимися источником света…
8.называют оптикой
9.потому что внимательно смотрим
10.искусственным источником
11.плитка, кипятильник, телеграф
12.пламя свечи, дуга при электросварке
Рефлексия . Синквейн.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2 – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4 – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5 – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Вопросы:
1. Сколько планет в нашей солнечной системе освещает Солнце?
2. Ежегодно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл, Значит, день пришёл. (ответы :2 -ветер, 9-свет, 3- шум)
10. Голова огнем пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу: Лампы нет – я посвечу. (9-Свеча, 1-фонарик, 7-телефон)
11. Слуги его Величества Светлейшего Электричества. В поклонах стоят вдоль дороги И светят прохожим под ноги. (8-автомобили, 2-электрики,4-Фонари.)
ключевых слова темы
знаю
не знаю
свет
оптика
источник света
естественный источник света
тень
полутень
искусственный источник света
точечный источник света
луч
ключевых слова темы
знаю
не знаю
свет
оптика
источник света
естественный источник света
тень
полутень
искусственный источник света
точечный источник света
луч
ключевых слова темы
знаю
не знаю
свет
оптика
источник света
естественный источник света
тень
полутень
искусственный источник света
точечный источник света
луч
ключевых слова темы
знаю
не знаю
свет
оптика
источник света
естественный источник света
тень
полутень
искусственный источник света
точечный источник света
луч
Задание 1
Поставьте экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. включите фонарь телефона и наблюдайте полоску света за экраном.
Сделайте вывод о том , как распространяется свет ( по прямой, по кривой)
Задание 2
1.Горящую свечу , экран поместите напротив друг друга. Между источником света и экраном поместите непрозрачный цилиндр. Переместите цилиндр вплотную к экрану и отодвиньте от экрана, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране.
2.Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат. Сделайте вывод.
Задание 1
Поставьте экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. включите фонарь телефона и наблюдайте полоску света за экраном.
Сделайте вывод о том , как распространяется свет ( по прямой, по кривой)
Задание 2
1.Горящую свечу , экран поместите напротив друг друга. Между источником света и экраном поместите непрозрачный цилиндр. Переместите цилиндр вплотную к экрану и отодвиньте от экрана, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране.
2.Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат. Сделайте вывод.
Задание 1
Поставьте экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. включите фонарь телефона и наблюдайте полоску света за экраном.
Сделайте вывод о том , как распространяется свет ( по прямой, по кривой)
Задание 2
1.Горящую свечу , экран поместите напротив друг друга. Между источником света и экраном поместите непрозрачный цилиндр. Переместите цилиндр вплотную к экрану и отодвиньте от экрана, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране.
2.Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат. Сделайте вывод.
Задание 1
Поставьте экран с вертикальной щелью на лист белой бумаги. включите фонарь телефона и наблюдайте полоску света за экраном.
Сделайте вывод о том , как распространяется свет ( по прямой, по кривой)
Задание 2
1.Горящую свечу , экран поместите напротив друг друга. Между источником света и экраном поместите непрозрачный цилиндр. Переместите цилиндр вплотную к экрану и отодвиньте от экрана, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране.
2.Удаляя и приближая источник света к цилиндру, понаблюдайте за изменением изображения цилиндра на экране. Проанализируйте полученный результат. Сделайте вывод.