kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Электромагнитное поле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет собой обобщающее занятие. Повторение и закрепление электрического, магнитного поля. Особое место занимает явление электромагнитной индукции и индукционного тока. Используется системно-деятельностный подход. Представлены приложения: сравнительная таблица полей,карточки на два варианта с первичным закреплением, лист самооценки обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Электромагнитное поле" »

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Барнаульский лицей железнодорожного транспорта»







УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБПОУ

«БЛЖДТ»

___________В.Ф.Чумак

« » мая 2015 год














Электромагнитное поле

План-конспект урока













Разработала

Павлова Марина Анатольевна,

преподаватель физики











Барнаул 2015

Учебная дисциплина: физика

Тема: «Электромагнитное поле»

Методическая цель: организация совместной работы обучающихся на уроке.

Дидактические цели урока: создание условий:

- для формирования представлений об электромагнитном поле;

- для повышения интереса к техническим наукам;

- совершенствования и развития умения давать научную оценку природным явлениям и техническим процессам.

Тип урока: комбинированный урок

На занятии используется системно-деятельностный подход.

Подготовка к уроку:

- самостоятельно подготовить обучающимся сообщения о развитии электродинамикиском как науки, о техническом применении законов электродинамики.

Оборудование: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор; рабочий лист, презентация, раздаточный материал


Разработчик: преподаватель физики КГБПОУ «БЛЖДТ» Павлова Марина Анатольевна.


Ход урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность преподавателя

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

Приветствует обучающихся, настраивает их на позитивные эмоции

Приветствует обучающихся, настраивает их на позитивные эмоции

Активизация внимания, создание рабочей обстановки

2.

Создание проблемной ситуации


Ставит логическую задачу: определить тему занятия.



На сегодняшний день мы с вами достаточно далеко продвинулись в изучении электромагнетизма. Изучив электрическое и магнитное поля, и зная о единстве природы и материи, можно предположить, что эти поля могут образовывать что-то общее, целостное. Как вы думаете, что?


Давайте сформулируем тему нашего занятия исходя из вышесказанного.


Обобщение: тема нашего занятия: «Электромагнитное поле»

Ставит логическую задачу: определить тему занятия.




Определение темы занятия

3.

Актуализация темы

Как вы думаете, почему нужно изучать данную тему?



Привлечение внимания к теме урока

4.

Постановка учебной цели

Как бы вы обозначили цель нашего урока?

Обобщение: Сформировать представление об электромагнитном поле.



Постановка цели урока

5.

Планирование

Каков план нашей работы?

Обобщение:

1. Основные открытия электродинамики

2. Сходства электрических и магнитных явлений

3. Характеристика полей

4. Определение взаимосвязи между полями

5. Понятие электромагнитного поля.

6. Применение электромагнитных явлений.

Составление плана

6

Реализация плана

Делает корректировку





Проследим сходства электрических и магнитных явлений

(Физ. хар –ка, силовые лнии ) в през можно с выбором ответов


Предлагает работу в парах: заполнить таблицу в рабочих листах


Демонстрация опыта




Связь между полями говорит нам о том, что эти поля не могут существовать обособленно друг от друга.


Т.е. мы не можем создать такое переменное магнитное поле, которое бы не порождало вихревое электрическое поле. И наоборот, мы не можем создать такое переменное электрическое поле, которое бы не порождало магнитное.


Эта взаимосвязь существует и для статических полей.

Гипотеза Максвелла: Всякое изменение электрического поля вызывает появление вихревого магнитного поля.


Основываясь на этой гипотезе, Максвелл создал стройную теорию. Из нее однозначно следует, изменения электрических и магнитных полей в пространстве и во времени происходят согласованным образом, т.е. электрические и магнитные поля как бы сцеплены друг с другом, образуя единое целое – электромагнитное поле.

Важно понимать, что эти поля могут существовать только по отношению к определенной системе отсчета.


Давайте рассмотрим ситуацию, когда тележка движется, на ней находится заряд. Заряд движется вместе с тележкой, а значит, для нас вокруг этого заряда будет существовать (?) магнитное поле. Тот же заряд на покоящейся тележке будет создавать (?) электрическое поле.

Так все-таки, один и тот же заряд будет создавать и электрическое, и магнитное поле?

Все зависит от СО.

Делаем вывод: Это поле разделить нельзя. Оно одновременно существует вокруг заряда. Поэтому оно получило название электромагнитное.

Электромагнитное поле – это особая форма существования материи, которая создается заряженными телами и проявляется по действию на заряженные тела.

В ходе действия на заряженные тела их энергетическое состояние может меняться. Следовательно, и электромагнитное поле обладает энергией.


Электромагнитное поле реально. Оно существует и вокруг Земли.


Справедливость теории Максвелла подтверждается экспериментально наличием электромагнитных волн.

Мы подошли к последнему пункту плана нашей работы: технические применения законов электродинамики.

Сообщения учащихся:

«Технические применения законов электродинамики», «Магнитная левитация»



Давайте закрепим полученные знания:

  1. Задания сл.№-

  2. Приложение 2


С места рассказывают об основных датах развития электродинамики



Заполнение таблицы на доске





Самостоятельное заполнение таблицы (Прил.1)























Записывают в тетрадь


























Предполагаемый ответ:

магнитное поле



электрическое поле






системы отсчета






Записывают в тетрадь:

Электромагнитное поле – это особая форма существования материи, которая создается заряженными телами и проявляется по действию на заряженные тела.











Смотрят фрагмент: «Электромагнитное поле Земли»








Слушают сообщения одногруппников.





Выполняют фронтально


Выполняют письменно

Усвоение учебного материала

7

Обобщение и организация контроля

Какую полезную, новую информацию для себя вы вынесли с урока?


Предполагаемый ответ: Процесс возникновения электромагнитного поля, …

Оценка работы обучающихся на занятии

8

Организация рефлексии


О цените себя за работу на уроке.

У вас на столах оценочные листы. (Приложение 3) Подпишите их.

Если вам все было понятно, проблема вас заинтересовала, вы можете объяснить ее – поставьте себе «5»;

Если что-то недопоняли, но вам все же было интересно – «4»;

Если мало что поняли – «3»;

Если вообще ничего не поняли, то не ставьте оценку, эту тему мы доработаем позже.

В свою очередь я тоже вас оценю.

Сейчас рабочие листы, листы самооценки передаем.

Д/З:

1.Всем: Электромагнитное поле (Билет № )

2. Тем, кто в листе самооценки поставил «3» или прочерк, подойти за консультацией, предварительно повторив законы электродинамики.

3. Творческое задание: составить кроссворд по теме: «Электромагнитные явления»(10 понятий – «5»)



Всем огромное спасибо за работу на уроке.

До свидания.


Сформировать представление об электромагнитном поле



































Оценивают свою работу на уроке.

Осознание обучающимися происходящего на уроке






Приложение 1


РАБОЧИЙ ЛИСТ (ф.и.) .




Характеристики




Электрическое

поле


Магнитное

поле


Вихревое электрическое

поле



Чем порождается

поле







Форма силовых линий








Работа поля







Силовая характеристика, ее модуль






Энергетическая характеристика









Приложение 2

Вариант – 1

  1. Определите направление силы Ампера.

А. → Б. ↓ В. ← Г. ↑

2. На рисунке 77 показано сечение про­водника с током. Электрический ток направлен перпендикулярно плоскости ри­сунка. В каком случае правильно указано направление линий индукции магнитного поля, созданного этим током?

3. Определите полюсы магнитного поля катушки, включенной в цепь.

А.Слева северный, справа южный

Б. Оба полюса северные.

В. Слева южный, справа северный.

Г. Оба полюса южные.



Приложение 2


Вариант - 2

  1. В каком случае (рис. 75)

правильно изображено

расположение линий

магнитного поля катушки

с током (соленоида)?

  1. В какой точке (рис. 76) магнитное поле тока, протекающе­го по проводнику MN, действует на магнитную стрелку с на­ибольшей силой?



  1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

А. северный. Б. южный.






Приложение 2


Вариант - 2

  1. В каком случае (рис. 75)

правильно изображено

расположение линий

магнитного поля катушки

с током (соленоида)?

  1. В какой точке (рис. 76) магнитное поле тока, протекающе­го по проводнику MN, действует на магнитную стрелку с на­ибольшей силой?



  1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

А. северный. Б. южный.





Приложение 3

Лист самооценки

по теме «________________________________________________»

ФИО обучающегося ___________________________________

Если вам все было понятно, проблема вас заинтересовала, вы можете объяснить ее – поставьте себе «5»;

Если что-то недопоняли, но вам все же было интересно – «4»;

Если мало что поняли – «3»;

Если вообще ничего не поняли, то не ставьте оценку, эту тему мы доработаем позже.

Оценка ___________


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Электромагнитное поле"

Автор: Павлова Марина Анатольевна

Дата: 14.06.2015

Номер свидетельства: 219638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Тема методической разработки:  «Урок повторения по теме «Световые кванты»."
    ["seo_title"] => string(78) "tiema-mietodichieskoi-razrabotki-urok-povtorieniia-po-tiemie-svietovyie-kvanty"
    ["file_id"] => string(6) "248578"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446741359"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Разработка урока по ОБЖ для 10 класса "Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_obzh_dlia_10_klassa_sukhoputnyie_voiska_ikh_sostav_i_priedna"
    ["file_id"] => string(6) "397074"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488411158"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Межпредметный урок по физике и химии "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(59) "miezhpriedmietnyi-urok-po-fizikie-i-khimii-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "161209"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422191748"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Зелёный паспорт школьного двора "
    ["seo_title"] => string(35) "zielionyi-pasport-shkol-nogho-dvora"
    ["file_id"] => string(6) "208914"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430937472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства