«Разноцветные маршруты»
Урок обобщения и систематизации знаний
Физика 7 класс
«Приобретать знания – храбрость,
Приумножать их – мудрость,
А умело применять – великое искусство»
Восточная мудрость
Цели:
Повторение материала, изученного ранее и практическое его применение;
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
Воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности.
Оборудование:
Листы с заданиями конкурсов для команд
Бланк для жюри
Листы ответов для жюри
Класс делится на команды, выбирают капитана.
За каждый правильный ответ команда получает баллы. Жюри ведёт подсчёт очков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I . Дальше – дальше
(Разминка)
1.Науки о живой природе
2.Что бывает раньше гром или молния?
3. Какой прибор служит для определения температуры тела?
4. Почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?
5. Чем отличаются молекулы разных веществ?
6. Почему чернильные пятна на столе легче удалить вскоре после того, как были пролиты
чернила, и значительно труднее сделать это потом?
7.Почему, несмотря на притяжение, между молекулами есть промежутки?
8.Почему водопроводные трубы бывают иногда мокрыми снаружи?
9. С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы красный свет семафора
показался шоферу зеленым?
10. Каковы составные тона белого цвета?
11. Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл
и дерево в сорокаградусную жару?
12. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?
13. Чем знамениты Цельсий и Фаренгейт?
14. Почему дрожат замерзающие люди и животные?
15. В бутылке находится вода объемом 0,5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л.
Изменится ли объем воды?
16. Зачем рыбе нужен плавательный пузырь?
17. Почему лоси могут ходить по снегу или болоту, не увязая?
18. Расположите значения физической величины в порядке возрастания 0,014 с, 8 с, 0,1 мин.
19.А что будет, если толочь воду в ступе?
20. Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а сырое яйцо
разбивается пулей вдребезги. Почему?
21. Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?
II . Из чего все
( Основные положения теории строения вещества)
5
Явление, которое наблюдал в 1827 г шведский ученый Р.Браун.
10
Перья водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира. Какую пользу
15
приносит это птицам?
Почему мел оставляет след на классной доске?
20
Почему, несмотря на сложное строение, все вещества нам кажутся сплошными?
25
Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?
III . Поднимем производительность труда
( Работа. Мощность. Энергия )
5
Рычаг -это…
10
Какие простые механизмы используются в устройстве шлагбаума?
15
20
Почему ручки кусачек всегда длиннее режущей части?
Может ли сжатая пружина совершить работу?
25
На каких рисунках изображены рычаги?
IV . Нам физика нужна
( Движение и силы)
5
На какое из трех тел одинакового вещества действует
большая сила тяжести?
10
15
Зачем на колеса трактора надеты гусеницы?
20
Массу жидкости в сосуде увеличили в два раза, как изменился вес жидкости?
25
Почему груженый автомобиль буксует на мокрой грунтовой дороге меньше, чем
порожний?
Сила тяги автомобиля 3000 Н, сила сопротивления движению 1000 Н. Чему равна
равнодействующая этих сил?
V . На земле, на воде и в воздухе
( Давление твердых тел, жидкостей и газов)
5
Одинаковое ли давление мы оказываем на карандаш, затачивая его острым и
тупым ножом, прилагая одинаковое усилие?
10
Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее?
Почему?
15
Почему при выдувание мыльных пузырей они принимают форму шара?
20
Для осушения затопленных мест их соединяют со специально вырытыми котлованами,
уровень которых ниже этих мест. Почему вода уходит в эти котлованы?
25
Камень лежит на дне сосуда, полностью погружённый в воду (см. рисунок). Изменится
ли (и если изменится, то как) давление камня на дно, если в воду добавить поваренную
соль? Ответ поясните.
VI . «Вакансия»
(Формулы)
5
S = •t
10
Fт = g •
15
A = •s
20
• g•h
25
η = •100%
VII . Кто быстрее
( Расчетные задачи)
5
Какой путь пройдет автомобиль за 10 минут, двигаясь со скоростью 5 м/с?
10
При взвешивании тела в воздухе динамометр показывает 4,4 Н, а в воде – 1,6 Н. Чему
равна выталкивающая сила?
15
20
Какую работу совершает штангист, поднимая штангу массой 100 кг на высоту 2 м?
Какое давление оказывает трактор массой 2 т на грунт, если площадь его гусениц 0,4 м2 ?
25
На рисунке изображен рычаг, на концы которого действуют две силы
F 1 и
F 2. На каком
расстоянии от силы F 2 должна находиться точка опоры этого рычага, чтобы он находился в
равновесии? Чему будут равны плечи этих сил?
Жюри подводит итоги игры, командам задаются вопросы.
VIII. Вся кая всячина
( Вопросы из разных областей)
5
Какой термометр появился первым?
10
Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему?
15
Объем тела равен сумме объемов его молекул?
20
25
20 Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?
В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее, чем в хвойном. Почему?