Просмотр содержимого документа
«Путешествие по стране "Калория"»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»
«Путешествие по стране «Калория» »
Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
А. Эйнштейн.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тепловые явления”. совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор. Выявить умение учащихся распознавать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях, показать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом, но и переложены на язык художественной речи.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Презентация
Карточки
Приборы: термометры, стаканы с холодной и горячей водой
Оценочный лист
Класс делится на команды.
У каждой команды – есть капитан, который заполняет дневник путешествия; проводник, ведущий отряд по дорогам страны; штурман, проверяющий правильность движения отряда по выбранному маршруту и следящий за соблюдения дорожных знаков; этнограф, хорошо владеющий языками страны, по которой будет путешествовать его отряд.
Командам выдается маршрутный лист, где они должны выставлять набранные баллы, после выполнения каждого задания.
«Прибороград»«Наблюдайкино»
t3 =100 0С ----------------------------------------------------
«Процессоград» « Применяйкино»
t2 =0 0С
«Литературоград»
«Законоград»
t10С
«Умелец»
«Теоретик»
Первый город, куда попадают команды это:
город «Теоретиков», необходимо командам ответить на вопросы:
Первоначальная единица количества теплоты (калория)
Физическая величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 0С. (теплопроводность)
Вещество, выделяющее энергию при горении. (топливо)
Единица энергии (Джоуль)
Процесс перехода вещества из твердого состоянии в жидкое. ( плавление)
Процесс уменьшение внутренней энергии с понижением температуры (охлаждение)
Какой процесс мы ускоряем, перемешивая горячий чай в блюдце? (испарение)
Что происходит с водой, если ее температуру понизить до 0 0С? (замерзает)
Прибор для измерения температура (термометр)
Способ передачи тепла потоками жидкости или газа. ( конвекция)
Способ изменения внутренней энергии тела без совершения механической работы? (теплопередача)
12. Какой процесс используется при литье металлов? (кристаллизация)
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе
1.Для общения необходимо знание языка жителей местности, в которую прибывают путешественники. Приглашаются этнографы от каждой команды, знающие язык физиков из страны, называемой «Теплота» За 2 мин. необходимо написать как можно больше терминов, относящихся к теме «Тепловые явления».
Подвели итог, пока баллы не записываем, их приплюсуем в конце путешествия.
Подходим к городу «Процессоград»:Проводники команд должны обосновать выбранные дороги, т.е. назвать процессы, изображенные на графике.
IV
t3 =100 0С ----------------------------------------------------
III V
t2 =0 0С
II VI VII
I
t10С
I – нагревание льда; II – плавление льда; III – нагревание воды; IV – кипение воды; V- охлаждение воды;
VI – кристаллизация воды; VII – охлаждение льда
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе.
2.Чтобы не сбиться с пути, надо хорошо знать дорожные знаки. Штурманы команд приглашаются на конкурс знатоков знаков. За 2 мин. требуется расшифровать следующие буквы
Буква
Название величины
Q
m
t
L
q
λ
τ
Подвели итог, пока баллы не записываем, их приплюсуем в конце путешествия.
Показался город с названием «Законоград»:
Штурманам необходимо расставить указательные знаки на пути своих команд (нужно найди соответствие между формулами и процессами)
формулы
процессы
ответы
1
Q = c* m* Δ t
1
плавление
2
λ * m
2
горение
3
Q = L* m
3
охлаждение
4
Q = q* m
4
парообразование
5
конденсация
6
нагревание
7
кристаллизация
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе
Приближаемсяк городу «Прибороград»:
Капитаны команд объясняют назначение вещей, встречающиеся на пути команды:
Чайник, термос, калориметр, термометра, газовая плита. Назвать тепловые процессы, связанные с этим прибором, и получает столько очков, сколько процессов называет.
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе
Впереди показался город «Наблюдайкино»:
В этом городе находиться музей изобразительных искусств. Остановка около одной из картин. За 2 мин надо отыскать как можно больше тепловых явлений на картине.
Картина «Ледоход» В.Л. Худякова.
На картине видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления. Три агрегатные состояния вещества (лед, вода, пар). Температура воды в пределах 00С)
Картина «Ранний снег» В.Д. Поленова Картина «Зимняя река» Вещилов К. А.
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе
Впереди показался небольшой городок«Применяйкино»
Каждая команда получает карточки, где указаны задачи ( за каждую решенную задачу – 1 балл)
Почему мы на морозе трем ладоши?
Спичка загорается при трении ее о коробок. Она вспыхивает и при внесении ее в пламя. В чем сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички в обоих случаях?
Почему оренбургские платки, связанные из тончайших волокон козьего пуха, хорошо защищают от холода?
Ускорится ли процесс таяния мороженого, если его положить в шубу?
Вам надо как можно быстрее охладить кастрюлю с компотом. Куда следует поместить лед: под крышку кастрюли или на крышку кастрюли?
Наверняка каждый из вас видел у красивых кастрюль и сковородок черные ручки. С какой целью их выкрасили в черный цвет?
Подводим итог, набранные баллы отмечаем в маршрутном листе.
Мы оказались у ворот города «Литературоград»:Один поэт написал о капле дождя:
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
И в мире поубавилось тепла.
Какая физическая ошибка допущена в стихотворении?
(при кристаллизации тепло выделяется)
Наше путешествие заканчивается в городе под названием «Умелец»
Каждая команда получает карточки, где указаны задачи ( за каждую решенную задачу – 2 балла)
При полном сгорании 15 кг антрацита выделилось 435 МДж энергии. Определите удельную теплоту сгорания антрацита. (2,9·10 7 Дж/ кг)
Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 0С до 75 0С? Удельная теплоемкость стали 500 Дж/ кг·0С (12000 Дж = 12 кДж)
Из чайника выкипела вода объемом 0,5 л. Какое количество теплоты оказалось излишне потраченным? Плотность воды 1000 кг/м3. Удельная теплота парообразования воды 2,3· 106 Дж \ кг. (1,15·106 Дж)
Какое количество теплоты нужно затратить для того, чтобы расплавить 2 кг олова, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления олова 5,9·104 Дж/кг. (1,18·105 Дж)
Подводится итог урока (к набранным баллам прибавляются баллы за 1 и 2 задания) Выставляются оценки.