Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивационный
У. Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже
А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.
У. Ответьте на вопрос .Каким способом можно определить , из чего сделана корона?
У. Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватают ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.
3. Актуализация знаний.
Что такое масса?
Какой буквой обозначается масса?
В каких единицах измеряется в СИ?
Какая физическая величина определяет размеры тела?
Какой буквой обозначается объем?
В каких единицах измеряется в СИ?
Как можно определить массу тела?
Как можно определить объем тела?
4. Изучение нового материала.
На первом уроке физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)
Назовите агрегатные состояния вещества
Чем они отличаются друг от друга?
(слайды 5-7)
Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним, от чего зависит масса тела.
Демонстрация эксперимента с телами разной массы.
Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы. (слайды 8-11)
Задание №1.
Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов
и сравним их массы
Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.
Вывод: Масса тела зависит от его объема
Задание 2
Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов и сравним их массы.
Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.
Чем это можно объяснить?
Вывод:
Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.
Запишите тему урока: «Плотность вещества»
(слайд14)
Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса 1м³ льда? (слайд 15)
Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.
Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)
Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
масса
Плотность =
объём
Введем обозначения:
m- масса тела
V- объем тела
ρ – плотность тела
Плотность - ρ (греч. буква «ро»)
Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется (слайд 18)
[кг/м³]
Внесистемные единицы [ г/см³] Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.
Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³ , то
0,001 кг кг
1 г/см³ = = 1000
0,000001 м ³ м ³
Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр (слайд 19)
5. Закрепление изученного материала
Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей (слайд 20)
Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. (слайд 21)
Запись в тетрадь:
Плотность вещества зависитот массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности упаковки атомов и молекул в веществе.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
Чем больше масса атомов и чем они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.
Решение качественной задачи:
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?
Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела? (слайд 24)
Решение задач у доски (слайд 25)
№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?
(слайд 26)
№2 Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)
Решение теста
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.