Цели урока: актуализировать знания по теме «Масса вещества», познакомиться с такой характеристикой вещества, как плотность, ее единицей измерения, выяснить физический смысл плотности вещества.
Оборудование: весы с разновесами, песок, спичечный коробок, колба.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний, их актуализация.
Фронтальный опрос учащихся.
1). Что называется массой тела?
2). Как связаны масса тела и его скорость?
3). Назовите единицы измерения массы? Какая единица измерения используется в СИ?
4). Что вы знаете об эталоне килограмма?
5). Назовите известные вам способы нахождения массы?
6). Назовите правила взвешивания.
3. Объяснение нового материала.
Перед нами стоит задача: определить массу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Плотность вещества»»
Конспект урока по теме: «Плотность вещества»
Класс: 7
Цели урока: актуализировать знания по теме «Масса вещества», познакомиться с такой характеристикой вещества, как плотность, ее единицей измерения, выяснить физический смысл плотности вещества.
Оборудование: весы с разновесами, песок, спичечный коробок, колба.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка знаний, их актуализация.
Фронтальный опрос учащихся.
1). Что называется массой тела?
2). Как связаны масса тела и его скорость?
3). Назовите единицы измерения массы? Какая единица измерения используется в СИ?
4). Что вы знаете об эталоне килограмма?
5). Назовите известные вам способы нахождения массы?
6). Назовите правила взвешивания.
3. Объяснение нового материала.
Перед нами стоит задача: определить массу песка, насыпанного в прямоугольный аквариум. Песок из аквариума не высыпать.
Каким способом определить массу? Мы сможем взвесить на школьных весах наш аквариум? Для решения этой задачи нам понадобится спичечный коробок. Подумайте, как определить массу песка с использованием наших весов и спичечного коробка?
Учащиеся высказывают гипотезы. (Например: отобрать небольшое количество песка в спичечный коробок, определить его массу на весах, затем перемерить этим же коробком весь песок. Это достаточно трудоемкая работа.) Предлагается сравнить объем спичечного коробка и объем аквариума. Мы сможем найти объем аквариума и спичечного коробка? С учащимися приходим к выводу: надо взять такой объем песка, чтобы легко можно было найти его массу. Рациональнее всего найти массу 1 см , умножить его массу на объем песка в аквариуме.
Взвешиваем песок в спичечном коробке: масса коробка с песком 31,5 г, масса коробка 3,7 г, тогда масса песка в коробке 27,8 г. Определяем объем коробка: V= 5*3,5*1=17,5 см . Находим массу 1 см (сколько граммов в 1 см ), для этого массу надо разделить на объем: 27,8:17,5=11,8 г/ см . Таким образом, мы получили, что 1 см песка имеет массу 1,8 г.
Найденное значение массы песка 1 см позволяет достаточно точно найти массу любого объема песка. Подсчитаем массу песка в объеме 50 см . Определим массу нашего объема, умножив его на 1,8 г. (т. к. в 1 см 1,8 г песка): m=50*1,8=90 г, масса колбы14,5 г, масса колбы с песком 90+14,5=104,5 г.
Пересыпаем песок в колбу, устанавливаем на весы, а на другую чашу ставим гири массой, которую мы подсчитали.
Весы оказываются в равновесии.
А теперь вернемся к проблеме определения массы аквариума. Как ее определить? Надо массу 1 см песка умножить на объем песка в аквариуме. Мы получили массу песка в аквариуме.
Величина, которая показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 см или 1 м , является плотностью вещества. То есть это масса единичного объема.
Плотность можно вычислить, зная массу и объем. Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.
Какой буквой обозначается масса, объем?
Плотность обозначается буквой Р, тогда запишем формулу плотности:
Р=m/V
Назовите единицу измерения массы, объема?
Тогда единица измерения плотности:
[р]=кг/ м . Плотность также выражают в г/ см .
Ученые для нас определили плотность для различных веществ. Поэтому плотность является табличной величиной. Таблицы плотности даны в учебнике на стр. 50-51. Они нам понадобятся для решения задач.
Плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии различна. Назовите по таблице плотность льда (900 кг/м ), воды (1000 кг/ ), водяного пара ( 0,59 кг/ м ).
Закрепление.
Решение задач.
Прочитаем отрывок из сказки «Золушка».
…Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке…
Задача 1. Определить плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см . Выразить плотность в СИ.
Задача 2. Отрывок из сказки «Приключения Буратино».
…Буратино вытащил из кармана всех пиявок и положил туда золотой ключик…
Определить массу золотого ключика, если его объем 5 см .