kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект к уроку "Световые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Световые явления изучаются в разделе физики, который называется оптикой. Свет — это электромагнитная волна, способная вызвать зрительные ощущения. 
      Большинство предметов, которые нас окружают, сами свет не испускают, но мы их видим, так как они освещены источником света (Солнцем, электрической лампочкой и т. д.). Если источник света убрать, то и видеть мы ничего не будем. От источника свет попадает на предметы и рассеивается от них во все стороны. Именно этот рассеянный свет мы и видим, глядя на предметы, которые сами не являются источниками света. Так, например, на ночном небе можно видеть Луну, которая сама свет не испускает.
      Различные тела по-разному отражают и рассеивают свет, поэтому мир, который воспринимается человеком, такой разнообразный. На этом уроке можно проверить, как обучающиеся применяют теоретические знания при объяснении различных явлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект к уроку "Световые явления" »

Обобщающий урок по теме «Световые явления»

(8 класс)

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель.

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний

Цель урока: обобщить и углубить знания обучащихся по теме "Световые явления", развить умения применять их при объяснении опытов, физических явлений в школе, на улице, дома.

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

направить деятельность обучащихся на

  • обобщение и углубление знаний по теме "Световые явления";

  • применение теоретических знаний для решения различных задач;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире;

  • воспитание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;



РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний;

  • развитие у обучающихся мышления, памяти, самостоятельности,трудолюбия; творческих способностей учащихся.

  • развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся.

Оборудование:

  • компьютер

  • телевизор (мультимедийный проектор)

  • картина И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”, картина В.Поленова “Заросший пруд”, фотография заката солнца у водоема.

План урока.

№ п\п

Этапы урока

Деятельность

Время (мин.)

1.

Организационный

Приветствие

мотивация

план урока

определение темы урока, постановка цели урока

3


2

2.

Актуализация предыдущих знаний


(повт гл 4), 2 задачи

Видео

Выбери лишнее

Проверка домашнего задания (комментарий)

тест (самопроверка, самооценка)


2

3

3

7

3.

Физминутка


2

3.

Применение теоретических знаний на практике

Демонстрация

построения (взаимооценка)

работа в группах (4 команды)

 2

5

5

4.

Подведение итогов.

Физический диктант

5


5.

Домашнее задание.

Галилео

3

6.

Рефлексия

Эпиграф

2



Ход урока

  1. Организационный момент

Уважаемые коллеги, учащиеся я рада Вас приветствовать на уроке физики.

Слово «физика» произошло от греческого слова «фюзис», что означает…(природа) Слайд 1

Слово (физика) в первый раз появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности (Аристотеля).Слайд 2

А благодаря какому ученому слово (физика) вошло в русский язык?

Слово (физика) в русский язык вошло благодаря русскому ученому. Кто этот великий ученый вы узнали дома, ответив на вопрос

Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (Л О М О Н О С О В)Слайд 3 (докладчик с презентацией)

На предыдущем уроке мы закончили изучение последней главы в курсе физики 8 класса. Как называлась эта глава?

На следующий урок мы напишем контрольную работу. Что вам необходимо для ее успешного написания?

Постановка цели и задач. (Обучающиеся сами формулируют цели и задачи)



  1. Актуализация опорных знаний

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
(Аристотель) Слайд 4

Вспомним основные понятия, явления и законы главы, просмотрим видео.

Проверка домашнего задания

1. На зеркало падает свет. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50о. Под каким углом к зеркалу падает свет? Начертить в тетради.

А сейчас поработаем с задачами-рисунками. Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команде показать сигнальную карточку.

В

какую точку попадет луч света?

2. Укажите, в каком случае линза, скрытая в ящике, рассеивающая?

Из ряда слов нужно выбрать понятие из темы «Световые явления»

Физминутка

“Заросший пруд” Василия Дмитриевича Поленова.


Мне кажется, ребята, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать ее острогой (копьем).

Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?

(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода - среда оптически более плотная чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.)

На берегу сидим вдвоем, 
Глядим в прозрачный водоем.
Песчинка дна - и та видна.
Скажи: какая глубина?
«Здесь мне по шею», - ты сказал.
Прыг вниз, а дна-то не достал.
Вот вынырнул из-под воды…
Но почему ошибся ты?  

Как вы думаете, почему это произошло?


  1. Обобщение материала по теме

Демонстрация: шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью. Почему шарик в воде казался блестящим?

(Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.)

Построения

Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами.



Поразмышляем над интересными фактами

Работа в группах (командах). В команде у каждого есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей. Но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей. Сейчас каждой команде (класс разбивается на группы по четыре человека) будет предложено несколько заданий. Ваша задача выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени. Каждый член команды выполняет одно из заданий. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к своим товарищам.



1. Как образуется радуга?

Радуга

Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Славяне считали, что во время грозы бог-громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после дождя с грозой, означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.

И. Ньютон, изучавший спектры, выделил в радуге семь цветов, хотя, конечно, это довольно условно.

Чтобы объяснить возникновение радуги, воспользуемся видеозаписью

2.“Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина.

Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи.

А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит?



В опытах для изучения световых явлений мы используем узкие пучки света, получаемые с помощью различных отверстий. Можно ли путем уменьшения диаметра отверстия получить световой луч?

( В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)

3.Ребята, многие из вас, наверное, читали “Таинственный остров” Ж.Верна. Помните?

“- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк.

- Солнце, - ответил Спилетт...

Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.

- Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт.

- Нет, я его изготовил.

И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.

Из какого произведения этот отрывок?

Какой физический прибор сделал инженер?

Почему инженер смог зажечь огонь?




4. Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?

(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)



5.Объясните с точки зрения физики наблюдаемое явление, описанное Буниным в четверостишии.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
И.А. Бунин.

IV. Итоги урока:

Сегодня на уроке мы:

  • повторили основные понятия по теме "Оптика"

  • вспомнили

  • закон отражения

  • закон преломления света

  • построение изображения в линзах и зеркале

  • объяснили некоторые природные явления

  • применили наши знания по "Оптике" при ответах на вопросы

На следующем уроке контрольная работа по этой теме. Желаю вам только хороших и отличных оценок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План - конспект к уроку "Световые явления"

Автор: Жукова Ирина Николаевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»"
    ["seo_title"] => string(74) "plankonspiekturokapofizikie8klassnatiemutieplovoiedvizhieniietiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "266211"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450108763"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс по теме: Свет волшебной от луны"
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-4-klass-po-tiemie-sviet-volshiebnoi-ot-luny"
    ["file_id"] => string(6) "264746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449762750"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План - конспект урока "Уравнение фотоэффекта""
    ["seo_title"] => string(41) "plan_konspekt_uroka_uravnenie_fotoeffekta"
    ["file_id"] => string(6) "550750"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590044426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План-конспект урока: "Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_prorastanie_semian_usloviia_neobkhodimye_dlia_prorastaniia_s"
    ["file_id"] => string(6) "530567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575628565"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства