Световые явления изучаются в разделе физики, который называется оптикой. Свет — это электромагнитная волна, способная вызвать зрительные ощущения.
Большинство предметов, которые нас окружают, сами свет не испускают, но мы их видим, так как они освещены источником света (Солнцем, электрической лампочкой и т. д.). Если источник света убрать, то и видеть мы ничего не будем. От источника свет попадает на предметы и рассеивается от них во все стороны. Именно этот рассеянный свет мы и видим, глядя на предметы, которые сами не являются источниками света. Так, например, на ночном небе можно видеть Луну, которая сама свет не испускает.
Различные тела по-разному отражают и рассеивают свет, поэтому мир, который воспринимается человеком, такой разнообразный. На этом уроке можно проверить, как обучающиеся применяют теоретические знания при объяснении различных явлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект к уроку "Световые явления" »
Обобщающий урок по теме «Световые явления»
(8 класс)
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель.
Тип урока: урок повторения и коррекции знаний
Цель урока: обобщить и углубить знания обучащихся по теме "Световые явления", развить умения применять их при объяснении опытов, физических явлений в школе, на улице, дома.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
направить деятельность обучащихся на
обобщение и углубление знаний по теме "Световые явления";
применение теоретических знаний для решения различных задач;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание отношения к физике как к науке, необходимой для понимания процессов, происходящих в окружающем нас мире;
воспитание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний;
развитие у обучающихся мышления, памяти, самостоятельности,трудолюбия; творческих способностей учащихся.
развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучающихся.
Оборудование:
компьютер
телевизор (мультимедийный проектор)
картина И.Шишкина “Утро в сосновом лесу”, картина В.Поленова “Заросший пруд”, фотография заката солнца у водоема.
План урока.
№ п\п
Этапы урока
Деятельность
Время (мин.)
1.
Организационный
Приветствие
мотивация
план урока
определение темы урока, постановка цели урока
3
2
2.
Актуализация предыдущих знаний
(повт гл 4), 2 задачи
Видео
Выбери лишнее
Проверка домашнего задания (комментарий)
тест (самопроверка, самооценка)
2
3
3
7
3.
Физминутка
2
3.
Применение теоретических знаний на практике
Демонстрация
построения (взаимооценка)
работа в группах (4 команды)
2
5
5
4.
Подведение итогов.
Физический диктант
5
5.
Домашнее задание.
Галилео
3
6.
Рефлексия
Эпиграф
2
Ход урока
Организационный момент
Уважаемые коллеги, учащиеся я рада Вас приветствовать на уроке физики.
Слово «физика» произошло от греческого слова «фюзис», что означает…(природа) Слайд 1
Слово (физика) в первый раз появилось в сочинениях величайшего мыслителя древности (Аристотеля).Слайд 2
А благодаря какому ученому слово (физика) вошло в русский язык?
Слово (физика) в русский язык вошло благодаря русскому ученому. Кто этот великий ученый вы узнали дома, ответив на вопрос
Он первым сконструировал оптические приборы для астрономических наблюдений и открыл атмосферу Венеры. (Л О М О Н О С О В)Слайд 3 (докладчик с презентацией)
На предыдущем уроке мы закончили изучение последней главы в курсе физики 8 класса. Как называлась эта глава?
На следующий урок мы напишем контрольную работу. Что вам необходимо для ее успешного написания?
Постановка цели и задач. (Обучающиеся сами формулируют цели и задачи)
Актуализация опорных знаний
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель) Слайд 4
Вспомним основные понятия, явления и законы главы, просмотрим видео.
Проверка домашнего задания
1. На зеркало падает свет. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 50о. Под каким углом к зеркалу падает свет? Начертить в тетради.
А сейчас поработаем с задачами-рисунками. Вы должны выбрать правильный ответ и по моей команде показать сигнальную карточку.
В
какую точку попадет луч света?
2. Укажите, в каком случае линза, скрытая в ящике, рассеивающая?
Из ряда слов нужно выбрать понятие из темы «Световые явления»
Физминутка
“Заросший пруд” Василия Дмитриевича Поленова.
Мне кажется, ребята, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать ее острогой (копьем).
Почему, находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?
(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода - среда оптически более плотная чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет.)
На берегу сидим вдвоем, Глядим в прозрачный водоем. Песчинка дна - и та видна. Скажи: какая глубина? «Здесь мне по шею», - ты сказал. Прыг вниз, а дна-то не достал. Вот вынырнул из-под воды… Но почему ошибся ты?
Как вы думаете, почему это произошло?
Обобщение материала по теме
Демонстрация: шарик, густо покрытый сажей, опущен в стакан с водой. Шарик кажется блестящим. При вынимании шарика из воды видим, что он покрыт копотью. Почему шарик в воде казался блестящим?
(Частички копоти плохо смачиваются водой. Поэтому вокруг закопченного шарика образуется воздушная пленка. Вследствие полного отражения света от слоя воздуха, образующегося между сажей и водой, шарик кажется блестящим.)
Построения
Выполняя эти задания, мы повторим с вами законы распространения, отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами.
Поразмышляем над интересными фактами
Работа в группах (командах). В команде у каждого есть свои обязанности, которые он стремится выполнить добросовестно, чтобы не подвести своих товарищей. Но в случае затруднения каждый член группы может рассчитывать на помощь своих друзей. Сейчас каждой команде (класс разбивается на группы по четыре человека) будет предложено несколько заданий. Ваша задача выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени. Каждый член команды выполняет одно из заданий. В случае затруднения разрешается обратиться за помощью к своим товарищам.
1. Как образуется радуга?
Радуга
Все мы восхищаемся радугой – одним из красивейших явлений природы. Радуга поэтизировалась многими народами. Славяне считали, что во время грозы бог-громовержец поражает молниями злых духов. Радуга, возникающая после дождя с грозой, означала, по их мнению, торжество добрых сил, победивших зло.
И. Ньютон, изучавший спектры, выделил в радуге семь цветов, хотя, конечно, это довольно условно.
Чтобы объяснить возникновение радуги, воспользуемся видеозаписью
2.“Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина.
Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи.
А что мы в оптике называем лучом света? А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит?
В опытах для изучения световых явлений мы используем узкие пучки света, получаемые с помощью различных отверстий. Можно ли путем уменьшения диаметра отверстия получить световой луч?
( В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)
3.Ребята, многие из вас, наверное, читали “Таинственный остров” Ж.Верна. Помните?
“- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк.
- Солнце, - ответил Спилетт...
Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.
- Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт.
- Нет, я его изготовил.
И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.
Из какого произведения этот отрывок?
Какой физический прибор сделал инженер?
Почему инженер смог зажечь огонь?
4. Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?
(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)
5.Объясните с точки зрения физики наблюдаемое явление, описанное Буниным в четверостишии.
А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. И.А. Бунин.
IV. Итоги урока:
Сегодня на уроке мы:
повторили основные понятия по теме "Оптика"
вспомнили
закон отражения
закон преломления света
построение изображения в линзах и зеркале
объяснили некоторые природные явления
применили наши знания по "Оптике" при ответах на вопросы
На следующем уроке контрольная работа по этой теме. Желаю вам только хороших и отличных оценок.