kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модели формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при использовании технологии критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России идет становление новой системы образованя,включающей в себя современные педагогические технологии.Дано описание технологии критического мышления и ее приемов - инсерт,кластер,синквейн.Даны разработки уроков с испольованием ТКМ.Урок физики в 8 классе"Лины" и "Электризация.Вззаимодействие зарядов."

Просмотр содержимого документа
«Модели формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при использовании технологии критического мышления. »

Модели формирования познавательных универсальных учебных действий школьников при использовании технологии критического мышления.

Расцветаева Оксана Владимировна, учитель физики

 Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека. Оскар Уайльд

  • Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»,

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В качестве примера современных эффективных образовательных технологий назовем следующие:

технология критического мышления (Американские педагоги Чарльз Темпл, ДжинниСтил, КуртисМередит);

технология «Case-Study» (Метод кейсов или кейс-технологии - Школа бизнеса Гарвардского университета США)

технология учебного диалога (советская психолого-педагогическая школа)

Рассмотрим более подробно технологию критического мышления.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Думать критически ЭТО –

  • Проявлять любознательность;

  • Использовать исследовательские методы;

  • Ставить перед собой вопросы;

  • Вскрывать причины и последствия фактов;

  • Осуществлять планомерный поиск ответов;

  • Сомнение в общепринятых истинах;

  • Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;

  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;

  • Во-вторых – это мышление обобщенное;

  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;

  • В четвёртых – это мышление аргументированное;

  • В пятых – это мышление социальное.

Основа технологии – трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации.

Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

Технологические этапы

1 фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)

 III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Итак, в процессе реализации фазы вызова:

  1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

  2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

  3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала.  

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся, к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно»

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них недостаточно знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Фаза осмысления содержания. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем,
гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле, важное значение имеет качество отобранного материала. Несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышлениях, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по
скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

  1. Осуществляют контакт с новой информацией.

  2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

  3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

  4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.        

  5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.       

  6.  Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.        
    Преподаватель на данном этапе:

  1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.        

  2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.           

  3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления.  

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте

Фаза рефлексии. Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут, быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

 Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Таким образом, на фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Как отмечают Пирсон и Филдинг, «это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления». Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. Живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексий, учитель даёт возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос. Каким образом учитель может стимулировать рефлексию? Б, Блум считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы, заданные преподавателем, - это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение к постановке вопросов учащимися - наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения, „Эта задача требует кропотливой и систематической работы.

Итак, функции трех фаз технологии развития критического мышления можно схематически представить в таблице следующим образом:

Функции трех фаз технологии развитии критического мышления.

Фаза

Функции

Вызов

Мотивациониая (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями

Осмысление  содержания

  Информационная (получение новой информации по теме)

 Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивациониая (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) 

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


В рамках технологии (РКМ) авторы предлагают широкий набор методических приемов и стратегий ведения проблемного занятия.

Рассмотрим некоторые из них.

Приём  кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.  Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.

Инсерт -  приём данной технологии, который авторы рекомендуют  использовать на стадии осмысления содержания, предполагает маркировку текста значками по мере его чтения

 I     interactive            интерактивная

N       noting                  размечающая

S       system                 система

E       effective               для эффективного

Н       readingand         чтения и

Т       thinking               размышления

        Авторы Воган и Эстес, (модификация Мередит и Стил) предлагают  несколько вариантов по меток:

1. Два значка — « + » (новое) и «v» (уже знал);

2. Три значка — « + » (новое) , «v» (уже знал),  «?» (не понял);

3. Четыре  значка — « + » (новое) , «v» (уже знал),  «?» (не понял) и

 «  - » — думал  иначе.

Во время чтения текста следует рекомендовать обучающимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. 

Синквейн

Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.

Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

Урок изучения нового материала по теме "Линзы" на основе технологии развития критического мышления учащихся.

Физика 8 класс. Тема "Линзы" (УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М.)

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Цели урока:

подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о линзах и критическому восприятию новой;

 создать условия для развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

создать условия для развития коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе, умение связно и логично излагать свои мысли;

помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.

Системы действий учителя и учащихся

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Этап «Вызов»

(актуализация субъектного опыта)

  1. Нарисуйте в тетрадях линзы, как вы их себе представляете.

  2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о линзах.

3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу»)  с тремя одинаковыми колонками.

  Рисует на доске таблицу.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о линзах.

5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о линзах?)

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся.

 Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю».

1. Каждый в тетради рисует линзы.

 

2. Вспоминают все, что связано с линзами.

 

3. Рисуют маркировочную таблицу.

 

 

 

 

 

4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о линзах

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о  линзах.

Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

 

 Этап «Осмысление»

  1. Давайте попытаемся классифицировать имеющиеся у нас знания о линзах по каким-либо основаниям. 

 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).

 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

 2. Записывают  структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

 Этап  «Чтение с пометками»

  1. Прочитайте параграф в учебнике и одновременно

сделайте в тексте пометки (не более 10 минут).

 Пометки: (записаны на доске)

 «V” -  “знаю”;

  «-« – «противоречит моим первоначальным представлениям»;

  «?» – «хочу узнать»;

  «+» – «это для меня новое».

  3. А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы.  Маркирует две оставшиеся колонки таблицы : «Хочу узнать» и «Узнал новое».

  4. Давайте обсудим, что вы записали во 2 колонку.

   Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое».

  5.Давайте обсудим, что вы записали в третью колонку таблицы «Хочу узнать»   Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске.

 

  6. «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.

7. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».

 1. Читают параграф

 и на полях делают предложенные учителем пометки.

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками.

 

 4. Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 5. Участвуют в обсуждении.

 

 

 

 

 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

 

 7.  Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

 

 Этап «Рефлексия»

 1. Рефлексия в форме синквейн.

Давайте подведем итог нашего изучения в следующей форме.

Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы
в первой строчке было одно существительное,
во второй строчке два прилагательных,
в третьей строчке три глагола,
в четвертой строчке словосочетание,
в пятой резюме (краткий вывод)

 

 1. Проводят рефлексию.

 Этап «Домашнее задание»

Предлагает домашнее задание: параграф, предложите примеры использования линз в быту и технике, составьте синквейн со словом «линза»

 

 Записывают  домашнее задание.


Урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений по теме: "Электризация. Взаимодействие электрических зарядов "

Физика 8 класс. Тема: «Электризация» (УМК Перышкин А. В., Гутник Е. М.)

Цели: образовательная

- формирование понятия об электрическом заряде как об особом свойстве тел и частиц материи,

- формирование понятия о явлении электризации

- формирование единых взглядов на физическую картину природы;

развивающая

- переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности,

- преодоление формализма в знаниях,

- побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных и расчетных задач;

воспитательная

- формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения. Ход урока. Задание № 1. Чтобы познакомиться с этим разделом мы приступаем к чтению параграфа “Что такое электризация”. Во время чтения Вы должны делать следующие пометки на полях (прием ИНСЕРТ)

“V” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“+” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

“- “ - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

“?” - поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

“+”

“– “

“V“

“?”

это для меня абсолютно новое

это противоречит тому, что я знал

я это знал

я хочу узнать об этом больше

Обсуждение содержания заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

Задание № 2. Составьте кластер к слову “Заряд”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника “Электрический заряд ” и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным. Данный педагогический метод я использую, чтобы пробудить у учащихся интерес к теме занятия. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Каждая группа проводит презентацию своего кластера. Общее обсуждение результатов второго этапа.

Задание № 3. Выполните эксперимент. При выполнении данного задания учащиеся работают группами по 4 человека. Каждая группа проводит по одному эксперименту.

1. Нaэлeктpизyйтe плacтмaccoвyю pacчecкy или линeйкy пyтeм тpeния иx o вoлocы или cyкнo. Пoднecитe нaэлeктpизoвaнноe тeло к cвoeмy нocy, нo нe кacaйтecь eгo. Объяcнитe, чтo вы oщyщaeтe, кoгдa пepeмeщaeтe нaэлeктpизoвaнноe тeло oтнocитeльнo нoca.

2. К cлaбoй cтpye вoды из вoдoпpoвoднoгo кpaнa пoднecитe нaэлeктpизoвaннyю линeйкy (pacчecкy). Объяcнитe, пoчeмy cтpyя вoды пpитягивaeтcя к линeйкe.

3.Пoтpитe гaзeтoй, нaдyтый вoздyxoм, дeтcкий вoздyшный шapик, пoднecитe eгo к пoтoлкy и oтпycтитe. Шap ocтaнeтcя виceть y пoтoлкa и мoжeт нaxoдитьcя в тaкoм пoлoжeнии cyтки. Объяcнитe этo явлeниe.

4. Пpигoтoвьтe мaлeнький (диaмeтp дo 1 cм) pacпyшeнный кoмoчeк вaты. Нaэлeктpизyйтe плacтмaccoвyю линeйкy и пoмecтитe нa нee этoт кoмoчeк. Линeйкy peзкo вcтpяxнитe для тoгo, чтoбы кoмoчeк вaты oтcтaл oт нee. Объяcнитe, пoчeмy кycoчeк вaты пapит нaд линeйкoй.

5. Нaбepитe нecкoлькo мягкиx и жecткиx пpeдмeтoв..Пoпpoбyйтe нaэлeктpизoвaть иx тpeниeм дpyг o дpyгa. Зaпишитe нaзвaния тex пap пpeдмeтoв, кoтopыe yдaлocь нaэлeктpизoвaть. Пoпpoбyйтe oпpeдeлить знaки зapядoв.

После того, как заполнены первые 4 столбца таблицы, каждая группа проводит презентацию своего эксперимента. Результаты экспериментов обсуждаются всеми учащимися и записываются в тетрадь в виде резюме.

Задание № 4. Составить “синквейн” к слову электризация. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Задание № 5.Отгадайте загадки. Как солнце горит, быстрее ветра летит, по силе себе равных не имеет. (молния). Два брата - годами равные, характером разные (электрические заряды). Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (два заряда с одинаковыми знаками). Хоть не собака, а кусается (электрический ток) и т.д.

Итог занятия. Все этапы урока оцениваются самим учеником. Это дает возможность ученику самому оценить, как он освоил данный материал (какое место принадлежит ему в рейтинге среди учеников класса) и над чем ему предстоит поработать на следующих уроках по данной теме.

Домашняя работа – экспериментальные задания: провести возможные опыты по электризации, имея предметы домашнего обихода. Отчеты о выполненных вами экспериментах разместите в своей рабочей тетради либо в виде таблицы, либо в виде рассказа


На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового. Знаний - море, но способы получения их кардинально улучшились. Используя современные образовательные технологии, учащиеся могут получить более эффективный доступ к источникам знаний



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Расцветаева Оксана Владимировна

Дата: 01.08.2015

Номер свидетельства: 224071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по учебному курсу "Информатика и ИКТ" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-uchiebnomu-kursu-informatika-i-ikt-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154181"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421131891"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства