kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические разработки уроков физики по теме ВВЕДЕНИЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы автора включают примерные сценарные планы (презентация к каждому уроку в качестве сопровождения) проведения первых двух уроков физики + алгоритм выполнения и форму отчета для лабораторной работы + два варианта заданий контроля знаний обучающихся по теме "Введение". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков физики по теме ВВЕДЕНИЕ.»

МАОУ лицей № 64 г. Краснодара Спицына Л.И.






















2014-2015 уч. год

УРОК 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ Ф И З И К А? ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Тип урока: освоение новых знаний и способов учебной деятельности.

Методические цели урока:

  • знакомство учащихся с новым школьным предметом, определение его места в системе естественнонаучных дисциплин;

  • формирование основ понятийного мышления, содействие развитию речи, познавательных и общетрудовых умений;

  • формирование мотивации к учению, добросовестного отношения к учебному труду;

  • воспитание учебной самостоятельности ученика-субъекта, заинтересованного в самореализации.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения на уроке: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.


ХОД УРОКА:

Организационный момент, формирующий личностные и коммуникативные УУД – позитивное отношение к получению новых знаний, сотрудничеству с одноклассниками. Проверка готовности обучающихся к уроку, приветствие, знакомство с учениками.

Вступительное слово учителя. Слайд 1.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!»

Я начала урок этими словами потому, что уверена: они – лейт-мотив нашей деятельности в этом школьном кабинете. Сегодня для каждого из нас необычный день. Вы приступаете к освоению новых знаний в области естественных наук. Я же стану вашим помощником в познании законов природы. На первом уроке нового для вас школьного предмета мы вместе получим ответы на вопросы: Что изучает физика? Что это за наука?

Актуализация субъективного опыта – этап урока, формируемый УУД:

- познавательные - осознавать задачу, сравнивать, анализировать информацию;

- коммуникативные – строить монологические высказывания, участвовать в диалоге;

- регулятивные – воспринимать учебную задачу, планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, их оценка;

-личностные – определение границ собственных знаний, развитие адекватной самооценки:

Учащимся предлагается внимательно посмотреть, а затем попробовать объяснить увиденное.

Демонстрируются видеофрагменты: молния, старт ракеты, работа двигателя внутреннего сгорания, …

Учитель проводит демонстрацию закипания воды в спичечном коробке или в бумажном стакане.

Предлагает учащимся, пожелавшим провести демонстрацию:

- погрузить в доверху наполненный водой стакан достаточно большого количества, например, металлических скрепок;

- заставить игрушку - «неваляшка» лежать на боку;

- наблюдать за полетом воздушного шарика, выпущенного из рук.

Объяснение учащимися демонстраций учитель записывает, чтобы в конце учебного года вновь вернуться к этим ответам.

Учитель: Попробуйте подобрать слово, которым можно назвать все, что окружает каждого из нас – смена дня и ночи, выпадение осадков, течение воды в реках, движение животных и полет птиц, шелест листьев на деревьях, творения рук человеческих?

Ожидаемые ответы - Окружающий мир, природа, материя.

Учитель: Принимаю ваши ответы. Природа многолика, на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число превращений, которые в физике называются явлениями. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Физические же законы открывают перед нами правила, по которым живет природа, позволяя объяснить тайны устройств машин и механизмов. Знания этих законов и умение решать задачи дадут вам возможность исследовать окружающий мир и объяснять то, что раньше считалось необъяснимым. Слайд 2.

Учитель: Какие вопросы для каждого ребенка главные? «Как?», «Почему?» Найти ответы на эти вопросы каждому из вас поможет теоретическое и практическое изучение физики. Задание учащимся: Найти соответствие между названиями явлений и «картинкой» на слайде.

Учитель: Итак, физика – наука о природе. Но ведь природу, окружающий нас мир изучают и многие другие науки. Назовите эти науки. Приведите примеры, подтверждающие связь физики с этими науками. Так чем же физика отличается от других наук, изучающих природу?

Заслушиваются ответы учащихся, которые обсуждаются. Формулируется фраза: физика - наука, объединяющая знания из астрономии, химии, биологии, географии, геологии, в мощное оружие познания. Отличие же физики от других наук состоит в том, что на основании изучения простых явлений, которые называют физическими, она позволяет формулировать общие закономерности природы. Слайд 3.

Освоение новых знаний и способов деятельности: - этап урока, формирующий следующие УУД: познавательные – для решения учебных задач самостоятельно находить нужную информацию, сравнивать, структурировать знания; коммуникативные – умение использовать ответы (речь) для регуляции своих действий.

Учитель: Науки о природе зародились давно. Первыми пытались объяснить явления природы ученые Древнего Китая, Индии, Древней Греции. Самостоятельно поработав с учебником, назовите фамилии ученых, внесших значительный вклад в развитие физики. Слайд 4

Задание учащимся: найти соответствие между фамилией ученого и его деятельностью, вкладом в развитие физики – по материалам слайда 4.

Учитель: Физика – важная наука, знания которой использует каждый человек. Правило рычага дает совет, как, не надорвавшись, поднимать тяжести, а закон Архимеда – как строить новые корабли. Законы Ньютона расскажут вам, как метко стрелять и запускать космические корабли, а законы термодинамики – конструировать холодильники и автомобильные двигатели. И конечно, без знания физики невозможно было бы создать все те технические и электронные устройства, без которых немыслима жизнь человека в XXI веке.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: Как человек получает новые знания по физике? Приводя примеры физических явлений, учащиеся самостоятельно подходят к определению: основными методами получения новых знаний в физике являются экспериментальные и теоретические методы; наблюдения и опыты (эксперименты), гипотезы и их проверка, моделирование физических процессов.

На основе ответов учащихся формулируются различия между активными и пассивными методами получения новых знаний. Слайд 5

Обобщение изученного на первом уроке – этап формирования личностных (оценка границ собственных знаний) и регулятивных (коррекция с учетом собственных ошибок, неточностей при ответах) УУД.

Учитель предлагает детям сформулировать ответ на вопрос: Какова роль физики в жизни человечества? Ответы учащихся обсуждаются, комментируются.

Учитель: Можно считать, что именно физика в течение тысячелетий двигала человечество по пути прогресса. Физика сделала нашу жизнь комфортной. Физика дала возможность узнать, как мы устроены сами, открыть причину многих заболеваний и найти методы их лечений. Большинство работ, удостоенных Нобелевской премии, было бы невозможно без участия физиков.

Учитель: Приступая к изучению физики, будьте готовы отвечать на простые и сложные вопросы, открывать для себя законы природы, исследовать, вычислять, проверять результат.

Рефлексия – на этапе урока формируются умения оценки и самооценки: Учитель: На этом уроке вы услышали много новых слов, которые называют физическими терминами. Предлагаю вам найти их в лабиринте: слайд 6

Л А Б И Р И Н Т «НОВЫЕ СЛОВА» (Работа учащихся парами или индивидуальная.)

В лабиринте записано 8 слов, которые встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ф

И

Я

Е

Н

И

П

В

З

В

Л

Р

Е

Р

Е

И

К

А

О

Б

И

Щ

Е

С

Т

Т

А

М

О

В

Т

Е

Е

Р

И

Е

Л

О

Р

М

Е

Я

Т

Н

И

М

Я

Р

В


(Физика, явление, вещество, тело, прибор, термин, время, материя)

Домашнее задание - формируются регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу: § 1 – 3, ответы на вопросы.

Творческое задание: по желанию ученик может подготовить краткое сообщение об открытиях, изобретениях, жизни ученых (8 – 10 предложений)



Урок 2

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ИЗМЕРЕНИЕ. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ.

Цели урока: формирование способностей учащихся к анализу, планированию деятельности, расширение кругозора.

Оборудование: физические приборы - манометр, секундомер, термометр, гальванометр, микрометр, штагненциркуль, другие измерительные приборы, деревянные бруски для практического задания.

Сопровождение урока – мультимедийная презентация.


Ход урока:

Оргмомент.

Проверка усвоения изученного материала:

  • Заслушивание кратких сообщений учащихся (расширение знаний) по теме (5 минут)

  • Проверочное задание: «Закончи фразу…» на слайде – текст, читая который, необходимо вместо многоточия проговорить необходимые термины, определения, фамилии ученых. Слайд 2.

  1. Все, что тебя и меня окружает, мы называем… (материя)

  2. У истоков науки, изучающей природу, стояли ученые … (Аристотель, Архимед)

  3. В окружающем нас мире происходят различные … (изменения или явления)

  4. Чтобы получить новые знания, нужно провести … (опыт)

  5. При проведении эксперимента ученик выполняет специальные … (измерения)

  6. Автор первого учебника по физики в России -… (Ломоносов)

  7. Нас окружают различные физические … (тела)

Комментарии к ответам учащихся, выставление оценок.


Изучение нового материала:

Учитель: При проведении опытов, выполняя лабораторные работы, вы будете иметь дело с физическими параметрами, которые с течением времени могут изменяться или остаются постоянными (температура тела, уровень жидкости в мензурке). Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называют физическими величинами. К ним относятся объем, масса, время, скорость, длина и другие; каждая физическая величина имеет свою единицу измерения. Для измерения физических величин используются измерительные приборы. Слайд 3

Демонстрация измерительных приборов, формулировка проблемы: как измерить физическую величину? Учащимся задаются вопросы:

- Назовите известные вам приборы из тех, что представлены на слайде.

- Что общего в приборах, расположенных на демонстрационном столе?

- Что представляет собой измерительная шкала измерительного прибора?

- С какой точностью можно выполнить измерения ученической линейкой?

Обобщая ответы учащихся, формулируется определение цены деления измерительного прибора: Слайд 4.

Учащиеся составляют алгоритм действий при выполнении измерений физической величины:

  1. Выбрать измерительный прибор, необходимый для измерения данной физ. величины

  2. Оценить характеристики измерительной шкалы прибора: цену деления шкалы; предел измерений; положение точки отсчета.

  3. Выполнить, соблюдая необходимые правила, измерение физической величины.

Практическое задание: (дифференцированное, работа учащихся парами)

I уровень: Определить размеры деревянного бруска с помощью ученической линейки;

II уровень: Вычислить объем деревянного бруска, используя измерительную линейку.

Учитель обращается внимание на различные значения размеров бруска, озвученных учащимися. Дается понятие погрешности измерения, запись результатов измерения величины. Слайд 5

Учитель: Деревянный брусок – прямоугольный параллелепипед. Но как быть, если вам необходимо измерить объем тела неправильной формы? Каким из представленных на слайде приборов вы сможете воспользоваться? Подтвердить верность выбора измерительного прибора вы сможете, выполнив фронтальный эксперимент. Слайд 4.

После выполнения работы тетради сдаются на проверку, проводится обсуждение возникших (если таковые имеются) трудностей.

Учащимся предоставляется возможность выполнить, следуя такому же алгоритму, лабораторную работу дома.

Подводятся итоги урока.

1










2












3








4










5





6










Рефлексия: Линейный кроссворд «Физические приборы» - работа учащихся парами, возможна и индивидуальная работа.

1.Чтоб измерена была книга, дом, скамейка,

Обязательно нужна будет нам …(линейка)

2. Узкий взяли мы стакан, нанесли деления,

Называется прибор …(мензурка) без сомнения!

3. Зажимаем тело в лапке,

закрепим, не тратя сил,

На любой лабораторной

мы используем …(штатив)

4. Прибор для измерения плотности жидкости – (ареометр)

5. Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились. (весы)

6. На уроках делу – время

От звонка до перемен,

чтоб его нам зря не тратить,

Смотрим на …(секундомер)

По вертикали – АРХИМЕД.


Домашнее задание: § 4, 5. Упр.1

Творческое задание учащимся (выполняется по желанию ребенка): у вас двухлитровая кастрюля, ведро с водой и чайник, в который необходимо налить 1 литр воды. Как это сделать?

Ответ: Кастрюлю доверху наполнить водой из ведра; держа над чайником, медленно наклонять, переливая воду до тех пор, пока оставшаяся в кастрюле вода не достигнет точки соединения противоположной точке слива воды стенки и дна кастрюли.










УРОК 3

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»

Цель: определить размеры геометрически правильного тела (бруска) с учетом погрешности.

Оборудование: измерительная линейка, деревянный брусок.

ХОД УРОКА:

Оргмомент.

Инструктаж по технике безопасности.

Обсуждение порядка выполнения работы.

Выполнение измерений, расчет необходимых величин - работа по алгоритму.

Ход работы

  1. Определить цену деления шкалы линейки, указать предел измерений этой шкалы.

  2. Измерить линейкой длину, ширину и высоту бруска в трёх местах. Результаты измерений записать в таблицу.

  3. Вычислить объём бруска, используя формулу V = a·b·c

  4. Вычислить погрешности измерений.

  5. Записать результат измерений с учетом погрешности.


Цена деления шкалы линейки: ц.д.=

Предел измерений шкалы: L =

Погрешность шкалы линейки: ΔL =

№ п/п

a, мм

b, мм

c, мм

v, мм3

vср, мм3

Δv, мм3

Δvср, мм3

1








2






3






Результат:

Вывод:

Дополнительно:

Что наблюдали и какие эксперименты проводили в ходе работы?

Какие результаты ожидали получить?

Совпали ли полученные результаты с ожидаемыми? Если нет, то почему?
























Урок 4

ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ по теме «Введение»

Так как эта контрольная работа – первая в курсе физики, перед ее проведением, приводя примеры, учитель объясняет (до 5 минут) учащимся, как выполнять задания с выбором ответа. Данная работа включает в себя тестовую (задания 1-8) часть, обязательную для выполнения всеми учащимися, и задания, выполнение которых требует творческого подхода, что делает работу, на мой взгляд, разноуровневой.


I вариант

  1. Какое из перечисленных ниже явлений не является физическим? А) нагревание воды; Б) электрический ток; В) движение автомобиля; Г) гниение соломы.

  2. Что из названного является физическим телом? А) лед; Б) окно; В) стекло; Г) алюминий.

  3. Найти ошибочное утверждение. Опыты на уроках физики проводят… А) с определенной целью; Б) по обдуманному плану; В) не пользуясь приборами; Г) выполняя специальные измерения.

  4. Какое из выражений обозначает физическую величину? А) вода в реке; Б) глубина реки; В) холодная вода; Г) прозрачная вода.

  5. Выбрать верное соответствие физической величины и единицы ее измерения: А) длина - секунда (с); Б) время - метр (м); В) объем - кубический метр (м3); Г) температура - миллиметр (мм).

  6. Записать в единицах СИ: 0,29 т; 15 мин; 38,55 см; 0,2 дм2; 250 г.

  7. Прибор________________________ 250 (мл)

Цена деления шкалы___________________

Верхний предел измерений______________ 100

Показания________________________ 0

  1. Установить соответствие между физическими явлениями и примерами их проявления: таяние снега, молния, нагрев воды, качение мяча по полю, снегопад, раскаты грома, эхо, наступает рассвет. Заполнить таблицу

Электрические явления


Механические явления


Тепловые явления


Оптические явления


Звуковые явления



9. * Первый велосипедист проехал по дороге 0, 97 км, второй – пробежал по стадиону 950 м, третий, прогуливаясь по аллее парка – 98000 см. Кто из них преодолел большее расстояние?

10. * У тебя семь монет одинакового достоинства и ученическая линейка. Как измерить толщину одной монетки?


II вариант

  1. Какое из перечисленных ниже явлений не является тепловым? А) кипение воды; Б) таяние воды; В) горение свечи; Г) ледоход

  2. Указать, что из перечисленного ниже, является веществом: А) ваза из стекла; Б) железная ложка; В) фарфор; Г) стакан

  3. Найти неверное соответствие между физической величиной и прибором для ее измерения: А) длина - рулетка; Б) время - линейка; В) объем - мензурка; Г) температура - термометр.

  4. Какое из приведенных значений может выражать объем жидкости? А) 100 дм; Б) 300 мл; В) 60 с; Г) 3 км.

  5. Какое слово обозначает физическое явление? А) испарение; Б) килограмм; В) сила; Г) атом.

  6. Записать в единицах СИ: 4 мин; 525 г; 0,03 т; 735 мм; 5000 см2.


  1. Прибор________________________

Цена деления шкалы___________________ (мм)

Верхний предел измерений________________

Показания________________________ 0 10 20 30 40

8. Установить соответствие между физическими явлениями и примерами их проявления: плавится свинец, сверкает молния, испарение воды, вращение колеса, раскаты грома, эхо, плывет бревно, шелестит листва. Заполнить таблицу:

Электрические явления


Механические явления


Тепловые явления


Оптические явления


Звуковые явления



9. * От станции Ивановской до города Славянска автобус проходит за 1 час 20 минут, в обратном направлении он движется 80 минут. В какую сторону он движется больше время?

10. * В любом цирке мира диаметр арены равен 13 метров. Какую площадь занимает арена в цирке?











ОТВЕТЫ к контрольной работе:

№ варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

Г

Б

В

Б

В

290 кг, 900 с, 0,3855м, 0,002 м2, 0,25 кг.

Мензурка, 25 мл, 250 мл, 125 мл.

Заполнение

таблицы

Третий, т.к. 98000 см 0,97 км 950 м.

Сложить монеты стопкой, измерить высоту ее, результат разделить на число монет.

II вариант

Г

В

Б

Б

А

240 с, 0,525 кг, 30 кг, 0,735 м, 0,5 м2

линейка, 2 мм , 40 мм, 26 мм.

Заполнение

таблицы

Время одинаково

S=π·R2; R=D/2; подставить числовые значения; S ≈ 132,7 м2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические разработки уроков физики по теме ВВЕДЕНИЕ.

Автор: Спицына Любовь Ивановна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Закон Гука 7 класс, конспект урока физики "
    ["seo_title"] => string(41) "zakon-guka-7-klass-konspiekt-uroka-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "102179"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402484708"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка урока по физике 10 класс "Механические свойства твердых тел. Запвс прочности" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-10-klass-miekhanichieskiie-svoistva-tvierdykh-tiel-zapvs-prochnosti"
    ["file_id"] => string(6) "221954"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435692342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Методическая разработка урока "Влажность воздуха и способы ее измерения" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vlazhnost-vozdukha-i-sposoby-ieie-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107863"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403468265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства