продолжить изучение механических свойств твердых тел; повторить физическую величину— напряжение, физическую суть характеристик: предел упругости, предел прочности, запас прочности; закрепить знание формул и формировать умение применять их при решении расчётных , практических и жизненных задач.
развивать логическое мышление, активизировать познавательный интерес путем введения в изучаемый материал интересных данных о природе и человеке; практические навыки.
готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний; продолжить формирование представления о связи физических знаний с природой и человеком.
знать: физическую величину— напряжение, физическую суть характеристик: предел упругости, предел прочности,запас прочности.
уметь: приводить примеры пластических и упругих деформаций, воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебный материал темы в разных формах;
навыки: применять приобретенные знания умения для решения расчетных, практических и жизненных задач, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Этап/ Решаемые задачи | Методы и приемработы. ФОПД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат (ЗУН) |
1.Организацион ный. Создание рабочей доброжелательной обстановки | | Приветствует. Определяет готовность учащихся к работе | Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу | Организация рабочего места. Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
1.1 Формулирование цели урока и постановка учебных задач. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного задания. | Фронтальная работа. ФОПД:Коллективная | Задает вопросы, оценивает готовность к уроку. - Что такое деформация? -Какие виды деформации вы знаете? -При строительстве различных сооружений, конструировании машин и механизмов должны учитывать…. (Называет тему урока) Вопрос к классу: - Как вы думаете, что можно узнать о прочности? Формулирует цель урока: Изучить механическое свойство твердых тел -прочность. -Какую работу надо будет выполнить, для достижения главной цели урока? Фиксирует задачи для учащихся на экране. Знакомит с «Листом сопровождения» Инструктирует | Отвечают устно. (прочность) Участвуют в диалоге. Отвечают на поставленный вопрос. Участвуют в постановке цели и определении задач урока Проговаривают задачи, которые учащиеся поставили для себя. Учащиеся проговаривают название этапов урока, готовясь оценивать свою работу в «Листе сопровождения ». Оценивают свою деятельность на начальном этапе урока | Готовность учащихся к совместной деятельности: умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию; Умение составить алгоритм действий . |
2.Подготовка к основному этапу урока. Актуализация знаний учащихся. Установить знание формул. | Работа с тестом. Устранить пробелы обнаруженные в ходе проверки. Самопроверка, взаимопроверка. ФОПД: индивидуальная. | Организует самостоятельную работу в форме теста (приложение №1) Контролирует правильность ответов | Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку. Оценивают работу в «Листе сопровождения». | Знать формулы:механическое напряжение,относительное удлинение, абсолютное удлинение,закон Гука,коэффициент жесткости..Уметь: систематизировать знания о механических свойствах тел, применять формулы и знания о механических свойствах тел при решении тестов, анализировать полученные результаты, устранять пробелы |
3.Изучение новой темы. Изучить понятие «предел прочности», научить строить график зависимости нагрузки от удлинения. | 3.1Создание проблемной ситуации. ФОПД: коллективная | Создает проблемную ситуацию на основе задачи: -Какой высоты можно построить кирпичную стену, если предел прочности кирпича составляет 1,5 107Па, а плотность кирпича 1800 кг/м3? Расчеты показывают, что высота стены должна быть более 800м. Вопрос: можно ли строить стену такой высоты? Нельзя, т.к. нижние кирпичи начнут … Рассказ учителя: Для того, чтобы… | Участвуют в решении проблемной ситуации, рассуждают, делают вывод. (Нельзя, нижние кирпичи начнут разрушаться) Записывают определение, формулу. | Знать определение - предел прочности, запас прочности , уметь анализировать график зависимости нагрузки от удлинения, находить причинно-следственные связи. |
| 3.2 Практическая работа ФОПД;парная | Инструктаж по ТБ. Практическая работа(приложение №2) .Цель: рассмотреть механические свойства твердого тела на примере исследования деформации растяжения резинового жгута. По полученным данным построить график зависимости нагрузки от удлинения. Сделать вывод. Поставить балл за выполнение исследовательской работы в лист сопровождения. | Работают в парах, проводят исследование, строят график, делают вывод. Оценивают работу в «Листе сопровождения» | Знать определения предела прочности, запаса прочности , условия деформации твердых тел Уметь: проводить эксперимент, находить зависимость удлинения твердого тела от нагрузки, строить и анализировать график зависимости удлинения от нагрузки , находить причинно-следственные связи, формулировать вывод Развивать коммуникативные навыки. |
| | Проведение физ. минуты | Выполняют физ. минутку | |
4.Первичное закрепление. Установить правильность и осознанность изученного материала | 4.1Решение, объяснение задачи у доски. ФОПД: коллективная. | Предлагает решить задачу, представленную на интерактивной доске. | На интерактивной доске представлено условие задачи. После разбора условия появляется на доске запись «Дано…» и предлагается ряд формул для решения этой задачи. Ученики поочереди выходят к доске и указывают нужную формулу. Затем самостоятельно в тетрадях проводят необходимые расчёты и один из учеников представляет свой вариант решения на этой же доске. остальные дают оценку представленного решения. | Знать формулу: механического напряжения, ед.измерения, определение предела прочности. Уметь применять полученные знания при решении задач, выдвигать гипотезы, формулировать вывод, высказывать своё мнение, сравнивать полученные результаты, моделировать объект |
| 4.2Создание проблемной ситуации. ФОПД:парная | Вопрос к классу От чего зависит прочность? Практическая работа (приложение №3) Цель: Найти способ увеличения прочности конструкции.Сделайте выводПредлагает оценить выполненную работу в соответствии с критериями, представленными на слайде (приложение №4). | Работают в паре, участвуют в решении поставленной проблемы. Делают вывод самостоятельно. Оценивают выполнение практической работы по критериям |
| 4.3.Сообщение учащегося | | Смотрят презентацию, слушают сообщение о наиболее интересных сооружениях в мире | Уметь работать с источниками информации, перерабатывать и предъявлять в различных формах (сообщения, презентация) |
5.Контроль знаний Установить правильность и осознанность изученного материала, обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий которые им необходимы для выполнения заданий завершающего контроля. | Самостоятельное решение разноуровневых задач. ФОПД: индивидуальная | Для закрепления новой темы предлагаю вам самостоятельно решить задачи. Вы можете выбрать свой уровень. Каждый уровень имеет определенное количество баллов(приложение №4) | Выбирают свой вариант и уровень задания. Оценивают себя в «Листе сопровождения» | Знать формулы: механического напряжения, относительного удлинения,абсолютного удлинения, закон Гука, коэффициент жесткости. Уметь систематизировать полученные знания, применять формулы при решении задач, Уметь выбирать уровень задания и оценивать. |
6.Задание на домОбеспечить понимание учащимися цели, содержания, и способов выполнения | | Дает информацию о домашнем задании, объясняет,содержание и объем домашней работы | Записывают домашнее задание в дневник. | |
7.Подведение итогов занятия: дать оценку работы клаа. | контроль, самооценка ФОПД: индивидуальная | Определяет уровень достижения поставленных целей, анализирует работу класса. | Подводят итоги своей деятельности в соответствии с заявленными целями
| Знают физическую величину— напряжение, физическую суть характеристик: предел упругости, предел прочности. умеют приводить примеры пластических и упругих деформаций, воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебный материал темы в разных формах; применяют приобретенные знания умения для решения расчетных, практических и жизненных задач. |
8.Рефлексия | | Выставление отметок по итогам работы на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценки в «Лист сопровождения» . Ученики просчитывают количество набранных баллов и выставляют оценки за работу на уроке, согласно предложенным критериям. | |