kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока соответствует всем требованиям современного урока. Самостоятельная и коллективная работа тесно переплетаются на протяжении всего урока, что дает возможность добиться максимального усвоения знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по физике»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДИМИТРОВГРАДСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Имени Героя Советского Союза М. С. Чернова.



















Методическая разработка:

Открытый урок по физике на тему:

«Линзы. Построение изображений в линзах»















Разработал:

преподаватель физики

Кожухарь Е. Д.







Димитровград 2016.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Физика

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Кожухарь Е. Д.


РАЗДЕЛ: Электромагнитное излучение.

ТЕМА: Геометрическая оптика.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Линзы. Построение изображений в линзах.


Цели занятия:

1.Образовательная: ознакомление обучающихся с понятием линзы, действиемсобирающей и рассеивающей линз, путём построения изображений, даваемых линзами.

2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений видеть, слышать, собирать и осмысливать информацию, самостоятельно делать выводы.

3.Воспитательная:формирование научного мировоззрения, убеждений.


Содержание знаний, умений:

Обучающиеся должны знать:понятие линзы, геометрические характеристики линзы, отличие собирающейлинзы отрассеивающейлинзы.

Обучающиеся должны уметь:строить изображение точечного источника пред­мета конечных размеров в линзе, определять оптическую силу линзы.


Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление и систематизацию ранее полученных знаний.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Активный метод обучения: обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа

Форма обучения: лекция, урок - соревнование

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, опорный конспект, карточки с заданиями, линзы, экран, свечи.



















Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап (20 мин):

- приветствие учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- создание психологического настроя:

Мирозданье, постигая, 
Все познай, не отбирая, 
Что внутри - во внешнем сыщешь, 
Что вовне – внутри отыщешь 
Так примите ж без оглядки 
Мира внятные загадки...

И. Гете

4. Учащиеся заранее поделены на группы, за каждый правильный ответ команде дается карточка, на которой написан номер и буква. По завершению этапа повторения изученного материала команда должна сложить из карточек подсказку, для формулирования темы урока.

1. Физический диктант:

1. Какие явления наблюдают при попадании света на границу раздела двух сред?

  1. часть проходит в другую среду, а часть отражается

  2. свет поглощается

  3. свет рассеивается

  4. свет проходит в другую среду

2. Какое зеркало называют плоским?

  1. с гладкой поверхностью

  2. с зеркальной поверхностью

  3. с прозрачной поверхностью

  4. с плоской поверхностью

3. Какое выражение определяет закон отражения света?

  1. α = β

  2. α = γ

  3. sin α = sin γ

4. Выберите правильное направление преломленного луча при переходе света из стекла в воздух.

  1. луч 1

  2. луч 2

  3. луч 3

  4. луч 4

5. На границе сред 1 и 2 световой луч АВ изменил свое направление. Назовите угол падения и угол преломления?

  1.  SAE – угол падения,  CAB - угол преломления

  2.  SAD - угол преломления,  FАВ - угол падения

  3.  SAE - угол падения,  FАВ - угол преломления

  4.  ЕАS - угол падения,  FАD – угол преломления

6. Угол между падающим лучом и отраженным лучом равен 70о. Чему равен угол падения?

  1. 70о

  2. 140о

  3. 35о

  4. 20о

3.Опыт. Закоптите металлическую ложку до начала урока над пламенем свечи. Затем опустите ложку в сосуд с водой. В таком виде покажите ее участникам урока. Она кажется им серебряной. Затем ложку выньте из воды и вновь покажите. Объясните явление.

Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего ложку света.

4.Оптика в художественной литературе:Пословица «Солнце сияет, а месяц светит».

Вопрос: Чем отличаются данные источники света?

Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а Луна лишь отражает солнечный свет.


5.Загадки:

Придет в дом - не выгонишь колом, 
Пора придет – сам уйдет. 
(Солнечный луч)

Попутчица за мною ходит вслед, 
Мне от нее ни зла, ни пользы нет. 
(Тень)

И языка нет, а правду скажет. 
(Зеркало)

Когда небо ниже земли бывает? 
(Когда отражается в воде)

Перед нами - вверх ногами, 
Пред тобой – вверх головой. 
(Отражение в воде)

Группам предлагается выстроить из букв, полученных в ходе повторения материала, подсказку. Студенты получают подсказку «Шерлок Холмс». Учитель предлагает вспомнить кем был Шерлок Холмс и что является главным инструментом любого сыщика. Далее преподаватель спрашивает из чего состоит лупа: «лупа – система линз». Учащиеся определяю тему урока.

"Линзы. Построение изображения в линзах".

Совместное определение целей урока.

  1. Этап учебно-познавательных задач (40 мин.):

“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые,а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света,но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение предмета. Как же получаются столь различные изображения?

Изучение нового материала:

  1. Работа с использованием компьютера: используя презентацию (приложение 1, слайды) преподаватель объясняет новый материал.

  2. Работа учащихся с опорным конспектом (приложение 2) и планом действий.

а) используя опорный конспект заполнить пропущенные слова в индивидуальных карточках;

б) построить изображение, даваемые линзой, на индивидуальной карточке, имеющую номер своей группы.

в) определить оптическую силы линзы, используя карточку с действиями. (Приложение 3).

  1. Рефлексивный этап (27 мин):

- фронтальный опрос по заполненным индивидуальным карточкам;

- демонстрация у доски полученных изображений, пояснение полученного изображения;

- сравнение результатов практического определения оптической силы линзы.





Подведение итогов урока (3 мин):

  1. С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание?

  2. Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: 

Построить изображение предмета в рассеивающей линзе, если предмет находится между фокусом и линзой.









































ЭЛЕМЕНТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИОНН-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП


ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕЯТЕЛНОСТНЫЙ РИТМ. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ.

20 МИН.

ПРОВЕРЯЕТ ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЮ

ГОТОВЯТСЯ К ЗАНЯТИЮ

ФРОНТАЛЬНАЯ



АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

-ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ, ОБЪЯСНЕНИЕ ОПЫТОВ И ЗАГАДКИ ПО ПРОЙДЕННОМУ МАТЕРИАЛУ)

-ВОСПРОИЗВОДЯТ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НА ПРЕДЫДУЩИХ ЗАНЯТИЯХ

ФРОНТАЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ

ЭВРИСТИЧЕС

КАЯ БЕСЕДА


КОМПЬЮТЕР

ПРОЕКТОР

ПОБУЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТЕМЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.

-СОЗДАЕТ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВОГО ОПЫТА,

- ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ПОДСКАЗКУ, ПОЛУЧЕННУЮ В ХОДЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

ФРОНТАЛЬНАЯ, ГРУППОВАЯ

МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕМЫ

КОМПЬЮТЕР

ПРОЕКТОР

СОВМЕСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КОНКРЕТИЗИРУЕТ ЦЕЛЬ, СПОСОБСТВУЯ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФОРМУЛИРУЮТ ЦЕЛЬ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИИ

ФРОНТАЛЬНАЯ

МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМУЛИРОВА

НИЯ ЦЕЛЕЙ



ЭТАП УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ИНИЦИАТИВНОСТИ, НЕСТАНДАРТНОСТИ, ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА



40 МИН

-ПОЯСНЯЕТ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ, ВВОДИТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНЗЫ И ВИДЫ ЛИНЗ;

- ФОРМУЛИРУЕТ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ, ОГЛАШАЕТ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ;

- ОРГАНИЗУЕТ И КООРДИНИРУЕТ УЧЕБНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ;







- САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ;

- ВЫПОЛНЯЮТ ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ И ОБСУЖДАЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ

- ЗАПОЛНЯЮТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

ФРОНТАЛЬНАЯГРУППОВАЯ










ИЗЛОЖЕНИЕ,

ОБЪЯСНЕНИЕ С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ, ОБСУЖДЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




ОБОРУДОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕР,

СХЕМЫ, ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ


27 МИН.

- УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ;

- ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА И УСВОЕННОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА;

- ВЫДАЕТ ЗАДАНИЕ НА ДОМ

- ДЕМОНСТРИРУЮТ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-ДЕМОНСТРИРУЮТ ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ, ПОЯСНЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ;

- ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ;

- ОСУЩЕСТВЛЯЮТ САМООЦЕНКУ, ВЗАИМООЦЕНКУ;


ФРОНТАЛЬНАЯ, ИНДИВИДУАЛЬ

НАЯ, ГРУППОВАЯ

ОЦЕНКА, АНАЛИЗ, ДИСКУССИЯ,

КОМПЬЮТЕР,

СХЕМЫ НА ДОСКЕ, ЗАПОЛНЕННЫЕ КАРТОЧКИ

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Линза – это прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями. Линза считается тонкой (тонкая линза), если ее толщина много меньше, чем радиусы кривизны R1 и R2 обеих поверхностей.

Виды линз.



Собирающие -- Рассеивающие

(толщина линзы у середины (толщина линзы у середины

больше, чем у краев). меньше, чем у краев).



d М


а в рис. 1

с N

Главная оптическая ось линзы – это прямая (ав), проведенная через центры сферических поверхностей.

Оптический центр линзы – это точка О, лежащая на оптической оси, через которую любой луч проходит не изменяя своего направления.

Фокальной плоскостью – называется плоскость МN, проведенная через фокус линзы перпендикулярно к главной оптической оси.

Побочная оптическая ось - это любая прямая (сd), проходящая через оптический центр линзы, но не совпадающая с главной оптической осью.

Лучи, параллельные оптической оси, после

прохождения через собирающую линзу собираются

в фокусе F. Расстояние от оптического центра линзы F

до ее фокусов называется фокусным расстоянием – F.

У всякой линзы имеются два фокуса по обе стороны от нее.

Лучи, параллельные оптической оси, после

прохождения черезрассеивающую линзу рассеи –

ваются. Если лучи выходящие из линзы продол –

жить в сторону, противоположную их направлению F

то продолжения лучей пересекутся в фокусе – F,

расположенного перед линзой.. Расстояние от опти -

ческого центра линзы до ее фокусов называется фокусным расстоянием. У вогнутых линз фокусное расстояние выражается отрицательным числом.


Формула тонкой линзы:

d – - расстояние от предмета до линзы.

f - - расстояние от линзы до изображения.

F - - фокусное расстояние линзы, это расстояние от оптического центра линзы до ее фокусов

.


Оптическая сила линзы - D-

это величина обратная фокусному расстоянию.

За единицу оптической силы принята – диоптрия ( 1 дптр ).

1 диоптрия – это оптическая сила такой линзы, фокусное расстояние которой равно 1 метр.

Для собирающей линзы D0, для рассеивающей D.

Линейное увеличение тонкой линзы – Г-

это отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.

Н – линейные размеры изображения.

h – линейные размеры предмета.

Г=.



Построение изображения в линзе.

Луч 1 –параллельный главной оптической оси; после преломления в линзе он проходит через фокус;

Луч 2 – проходящий через центр линзы; этот луч не меняет после линзы своего направления.

Луч 3 – фокальный луч; после преломления в линзе он параллелен главной оптической оси.


Характеристика изображения:

  1. Увеличенное, уменьшенное

  2. Прямое, перевернутое.

  3. Действительное, мнимое.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока по физике

Автор: Кожухарь Елена Дмитриевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка открытого урока "Физико-географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "112768"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408908269"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Методическая разработка открытого урока "Физико-географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые" (презентация) "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-fiziko-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemyie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "112769"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408908461"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Методическая разработка открытого интегрированного урока конференции физики и английского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_otkrytogho_intieghrirovannogho_uroka_konfierientsii_"
    ["file_id"] => string(6) "429575"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506273039"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Методическая разработка  открытого урока по дисциплине Физика На тему: « Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики» "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-fizika-na-tiemu-tieplovyie-dvighatieli-vtoroi-zakon-tiermodinamiki"
    ["file_id"] => string(6) "189547"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426951412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства