kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока "Физико-географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1) продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами- алгоритмами, использовать вычислительными навыками, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

2) создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановки проблемы в виде эвристической беседы.  

3) развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.

а) развитие коммуникативной культуры.

б) развитие творческих способностей, умение анализировать и систематизировать материал.

в) развитие эмоционой сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

4) развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.

5) воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе.

Презентация прилагается в отдельной работе: Методическая разработка открытого урока "Физико-географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые" (презентация).

http://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/112769

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Физико-географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые" »

Открытый урок по географии в 7 классе.

Мастерская построения знаний ( урок- практикум).

Тема урока: « Физико-географическое положение материка Африка. Рельеф и полезные ископаемые Африки».

Цель: выявить особенности географического положения материка Африка, познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми.

Задачи: 1) продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами- алгоритмами, использовать вычислительными навыками, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

2) создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановки проблемы в виде эвристической беседы.



3) развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.

а) развитие коммуникативной культуры.

б) развитие творческих способностей, умение анализировать и систематизировать материал.

в) развитие эмоционой сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

4) развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.

5) воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе.

Оборудование:

- учебник 7 кл. «География. Земля и люди » А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева;

- атласы по географии, тетрадь –тренажер, контурные карты;

- листы ватмана 3 шт., фломастеры;

- конверты с заданиями;

- дополнительный материал;

- схемы выполнения заданий;

- ящик с ассоциациям о Африке;

- мультипроектор, физическая карта мира и Африки.

Тип урока: изучение нового матеиала.

Метод: частично-поисковый.

Время/ Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

1 мин.

Организационный момент :настрой учащихся на совместную деятельность: приветствие. Мы с вами восхитимся вашими глубокими знаниями. Потом попробуем ответить на очень важный вопрос, ответ на который будет являться темой урока. Потренируем мозги, решая географические задачи. И наконец – вытащим из тайников памяти кое-что ценное.

Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность.

2 мин.

Индукция- создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения

Ребус « Карфаген» (1 слайд).

Чтобы вы настроились на творческую, плодотворную работу – я предлагаю разгадать ребус. Этот город находился на территории настоящего Туниса. Во втором веке до н. э. в окрестностях этого города проживали берберские племена ««афарики». Вероятно, от названия этих племен и появилось название материка, с которым мы будем знакомиться.

( 2 слайд, Африка).

Все начинается с детства, когда мама читала вам про злого Бармалея, живущего в Африке. « Не ходите, дети, в Африку гулять…»Это самый первый материк, который вы узнали в три года, но еще не знали , что такое материк. А вот уже в седьмом классе, когда спрашиваешь, на каком материке жил Бармалей, каждый ответит безт труда: Африка. Станете постарше, Африка уже ассоциируется с пирамидами, а потом и с самым богатым алмазным государством на юге Африки –ЮАР.

Огадывают ребус.

2 мин.


Самоконструкция

Что вы знаете об этом материке?

Чем еще знаменита Африка? С какими предметами у вас ассоциируется Африка?

Из черного ящика достаются предметы ( картина, апельсины, тростниковый сахар, ваниль,кофе,папирус,банан…), из которых организуется выставка.

- Молодцы, вы уже много знаете об Африке. Но эти все знания нужно разложить по полочкам.Для этого нам понадобится несколько уроков.А сегодня у нас первое знакомство с Африкой. Подумайте, что мы сегодня будем изучать на первом уроке по этому материку.

(2 слайд. Африка.Географическое положение). 3 слайд.Сообщение цели и задач урока.

Проектор откл.

Ответы учащихся.






Открывают тетради и записывают тему урока.

2 мин.

Актуализация знаний

Что называется материком?

Сколько на Земле материков?

Самый большой материк?

Самый маленький?

Назовите материки по мере убывания размеров их площади.

Какой из этих материков считается самым жарким?

Ответы учащихся.

10 мин.

Социоконструкция.

1.Вспомните, что значит определить географическое положение объекта?

Запись в тетрадях ГП Африки.

2.Алгоритм (план) характеристики ФГП материка приведен в инструктивных карточках.

3.Организация и координирование выступлений учащихся,работа с физической и контурной картами мира. Учитель названные объекты рисует на контуре Африке (интеракт.доска)

Физико-географическое положение материка- это положение материка на поверхности Земли, относительно других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

Работают в парах по заданию.

1 мин.

Физкультминутка.

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка,ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


10 мин.

Социализация.

Мы с вами изучаем один из южных материков- Африку. Африка находится далеко от нас, поэтому ее можно назвать далекой, но незнакомой для вас она уже не является.

ВКЛ. Проектор. На севере Африки есть каменистая равнина в пустыне Сахара с наскальной живописью.Это десятки тысяч древнейших рисунков на разные темы.

Эта « картинная галерея» находится на плато Тассилин-Адджер ( слайд 4)

Предлагаю вам сейчас побыть в роли современных художников и « нарисовать портрет» Африки. Распределяемся на 3(2) группы – творческие группы художников. Но будет одно условие: « портрет» будет необычный- коллективный и рисовать его будем по частям.Для этого условно разделим наш «эскиз»

( шаблон-контур Африки на доске) на части:Северо-Западная часть и Центральная,Юго- Восточная часть Африки.

Каждый штрих или мазок « красками» - это задание в конвертах. А теперь определим участие

Каждой группы в общей работе: капитаны команд вытянут название « объекта изображения» - части Африки.




Работают в группах. Выполняют задания.











Выбранную часть

материка на шаблоне-контуре

группы «разрисовывают»

5 мин.

Афиширование


Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления по ходу представления.

Изменилось ли что-то на доске? Наш первоначальный набросок превратился в портрет. Появилось «лицо» у материка. Об Африке ходили легенды – одна другой красочней - о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, огромных таинственных озерах внутри континента… Словом, южнее экватора простиралась сплошная « terra incognita» - « неизведанная земля».Она ждала своих исследователей. С 15 века начались активные исследования материка португальцами, финикийцами, греками, а впоследствии советскими исследователями. В географической истории Африки есть своя « Книга рекордов Африки» Слайд 5 Самая, самая…






Представляют результаты.

5 мин.

Разрыв

Итак, сегодня на уроке мы лишь немного приоткрыли завесу в уникальнейший мир Африки. И сейчас вам предстоит ответить на вопросы геотренажера. Слайд 6-9 Географический тренажер

Выставьте все отметки в « Оценочный лист» и сдайте.

Закрепляют и применяют знания. Ответы записывают в тетрадь с последующей проверкой в парах.

3 мин.

Домашнее задание ( объяснить, как делать):

1 уровень: Ответиь на вопросы параграфа.

2 уровень: Определить самостоятельно ГП Австралии и сравните с ГП Африки.

3 уровень: Самостоятельно измените ГП материка Африки так, чтобы он не был самым жарким материком.


Фиксирование домашнего задания.

5 мин.

Подведение итогов урока.

Рефлексия


Итак вы сегодня:

  1. Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;

  2. Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;

  3. Овладели обобщенным способом описания физико-географического положения материка;

  4. Закрепили навыки работы с картой, учебником, алгоритмом;

  5. Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе ии думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все.

Слайд 10

« Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Николай Гумелев.

Слайд 11

Спасибо вам за урок.









Диалог с учитемлем по итогам урока.

Осуществляют рефлексию: смайлики прикрепляют к контуру Африки.























































Задания к уроку:

1 команда.

На столе- ватман с контуром АФРИКИ

Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии, рельефе и полезных ископаемых северо-западной части Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов

4. Восстановить текст:

В основании материка Африка лежит__________________

В Африке преобладают ______________

По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров

На севере материка расположилась __________________________

В пустыне Сахара находятся нагорья ______, _______, ______

Какие полезные ископаемые находятся в этой части Африки_______________________________________













































2 команда.

На столе - ватман с контуром Африки

Задание: «Найти материал о тектоническом развитии, рельефе и полезных ископаемых Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»

1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их

4. Восстановить текст:

В основании материка Африка лежит__________________

В Африке преобладают __________________________

По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров

В Восточной Африке находится_______________, где расположены великие_______________

В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________

К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________

На самом юге ____________________________

На востоке южной части Африки ________________________





1 группа

Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Нарисовать условные знаки полезных ископаемых в нужных местах

4. Восстановить текст :

По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.

В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.

На платформах - _______________ происхождения

В Африке преобладают ________________ горные породы

Г. Атлас ___________________________

В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива _________________________







2 группа

Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 22 –«Характер поверхности» стр.66-67

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Нарисовать условные знаки полезных ископаемых в нужных местах

4. Восстановить текст :

По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.

В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.

На платформах - _______________ происхождения

В Африке преобладают ________________ горные породы



Восточно-Африканское нагорье -_______________________________

Драконовые горы______________________________

Юг богат ______________________________



4. Приклеить условные знаки полезных ископаемых

5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дорохова Юлия Николаевна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112768

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства