Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ветлужская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка темы
«Электрический ток»
8 класс
Выполнила
учитель физики
И.А. Трунова
Ветлуга
2010 г.
Оглавление.
1. Введение --------------------------------------------------------------------------- 3
2. Глава 1. Модульное обучение при изучении темы
«Электрический ток». -----------------------------------------------------------------7
3. Глава 2. Активизация познавательной деятельности ученика при
изучении темы «Электрический ток». ----------------------------------------------9
4. Глава 3. Решение задач по теме «Электрический ток». --------------------17
5. Глава 4. Экспериментальная деятельность учащихся при
изучении электрического тока . ---------------------------------------------------20
6. Глава 5. Контроль знаний и умений учащихся. ----------------------------21
7. Глава 6. Рефлексия. --------------------------------------------------------------- 22
8. Глава 7. Результаты деятельности. ----------------------------------------------23
9.Заключение----------------------------------------------------------------------------23 10.Используемаялитература. --------------------------------------------------------24
Введение.
Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.
Проф. И. Я. Лернер
Последние десятилетия система школьного образования претерпела глубокие изменения. Произошел переход от безличностной педагогической парадигмы к личностно-ориентированной, от унитарной и унифицированной – к многообразной и вариативной, от «знаниевой» - к деятельностной. Повышение роли информации в жизни современного общества привело к возрастанию требований, предъявляемых к уровню образования выпускников средних школ. В современном обществе хорошее образование заключается не только в том, чтобы выпускник хорошо усвоил систему понятий и умозаключений, но и чтобы он овладел методологией научного поиска, стал способным к творческой деятельности и ответственности за свою работу.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает идея формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали его учение, а обучающая деятельность опиралась на опыт и интересы учащихся, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.
Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, подготовке учащихся к жизни в современном мире техники, формирования их общего мировоззрения, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.
До недавнего времени основной целью школьного физического образования считалось формирование у школьников глубоких и прочных знаний основ физики. Но сейчас на первое место выдвигаются задачи развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Поэтому перед физическим образованием в последнее время в числе главных поставлены следующие цели: подготовка учащихся в процессе обучения физике к выбору профессии, развитие творческих способностей учащихся, формирование мотивов учения.
Изучение физики вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причиной этих затруднений является неумение самостоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. У школьников часто возникает психологический барьер, препятствующий пониманию и усвоению материала, обусловленный, прежде всего, недостаточно развитым абстрактным мышлением, а также необходимостью полного последовательного усвоения знаний на языке математики.
В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Цели образования направлены, прежде всего, на развитие умственных способностей школьников, требуют самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.
Тема «Электрические явления», изучаемая в 8 классе, по своему содержанию предоставляет исключительно широкие возможности для организации такой деятельности учащихся. При изучении этой темы не только возможно, но и необходимо использовать самые разные методы, средства и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, способствующие формированию научного мышления и мировоззрения школьников, развитию их интеллектуальных и творческих способностей.
Главная цель, которую я ставлю при организации уроков данной темы, это развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, понимание ими смысла основных понятий и законов «Электрического тока», формирование у учащихся методологических умений научного познания окружающего мира.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- познакомить учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
- обеспечить прочное и осознанное усвоение учащимися учебного материала темы;
-сформировать у учащихся умения наблюдать, анализировать, сравнивать и
делать выводы, выполнять опыты, экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов;
-сформировать коммуникативные умения учащихся;
По окончании изучения темы учащиеся должны продемонстрировать:
- владение методами научного познания объектов окружающего мира, умение планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать и
интерпретировать опытные данные, представлять результаты в форме отчета;
-способность самостоятельно находить, отбирать и усваивать информацию,
необходимую для решения задач;
- развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности
учащихся;
- готовность к самоактуализации учебно-познавательной деятельности,
рефлексии, самооценке, применению сформированных экспериментальных
умений в конкретных проблемных ситуациях.
Изучая тему «Электрический ток», мы с учениками рассматриваем вопросы об электрическом токе, электрической цепи, источниках тока, силе тока, сопротивлении, напряжении, закон Ома для участка цепи, соединения проводников. Завершается тема рассмотрением работы и мощности электрического тока, теплового действия тока и его различных применений. (Приложение 1). Далее в курсе физики ученики встретятся с электрическим током в 9 классе при изучении действия магнитного поля на проводник с током, затем в 10 классе, углубляя свои знания по этой теме. В связи с изучением электрического тока программа предусматривает формирование у учащихся целого ряда практических умений и навыков и прежде всего таких, как сборка простейших электрических цепей, включение измерительных приборов, измерение силы тока и напряжения, определение электрического сопротивления проводника.
Все это определяет познавательное и политехническое значение данной темы курса физики на первой ступени обучения. Изучение электрического тока чрезвычайно важно также для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Учащиеся на различных примерах убеждаются во взаимосвязи явлений, их реальности, причинной обусловленности. В курсе физики учащиеся не встречались с вопросами описываемой темы, но встречались в быту, в природе и имеют некоторые навыки обращения с электрическими приборами. Но не стоит переоценивать запас знаний учащихся об электричестве, так как школьники не всегда задумываются над принципами действия приборов и протекающими в них явлениями. В ряде случаев они не могут не только объяснить, но и описать многие широко распространенные в быту явления.
В зависимости от возрастных особенностей, уровня подготовки, запаса знаний и умений учащихся преподавание темы может проводиться двумя способами:
Вначале демонстрируются явления, накапливаются и обобщаются факты, а потом их объясняют на основе введенных электронных представлений.
Сначала вводят электронные представления и на основе их теоретически анализируют различные демонстрируемые на уроке явления, экспериментально вскрывают особенности явления, а иногда и предсказывают, как будет протекать явление при заданных условиях. Этот вариант дает больше возможностей для развития логического мышления, но более сложен для учащихся 8 класса. Хотя отдельные вопросы можно вводить и в среднем по успеваемости классе таким способом.
Глава 1.
Модульное обучение при изучении темы
«Электрический ток».
В последнее время в педагогической литературе все больше появляется высказываний о том, что образование – это в первую очередь процесс управления. С точки зрения теории развивающего обучения ученик – это субъект образовательного процесса. Следовательно, основная роль современного учителя – это управлять процессом обучения так, чтобы не просто передавать знания ученику, а развивать его, учить его учиться, мотивировать его на учебу. Что же должен делать учитель, чтобы быть эффективным управленцем образовательного процесса?
Наиболее оптимальным вариантом ответа на данный вопрос, как показывает моя практика как учителя, является организация работы педагога в рамках модульной технологии обучения.
Основная функция учителя в модульной технологии - управление индивидуальной работой учащихся на учебном занятии. Педагог выполняет роль консультанта, помогает детям правильно организовать самостоятельную познавательную деятельность. Учащийся наравне с преподавателем организует свое обучение.
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, ориентирую школьников на цель учебной деятельности, мотивирую ее принятие, определяю систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Предлагаю последовательность действий при составлении модульной программы:
1. Представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания. Для этого необходимо выделить основные ведущие понятия курса.
2. Отбор конкретного учебного содержания класса по каждой стержневой линии.
3. На каждую тему курса составляется технологическая карта (Приложение 2). Составив такую карту, я четко и целостно вижу все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.
4. Создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.
Приступая к работе над проектированием учебной темы, необходимо определить, каких результатов должен достичь ученик. Для этого в первую очередь необходимо использовать стандарты образования по данной теме, где прописаны знания, умения и навыки, которые должен получить ученик.
Учебные цели должны быть представлены ученику на первом же уроке и сопровождать его в течение всей работы над темой, кроме того прописаны так, чтобы их можно было выполнить и проверить степень их достижения.
Затем на основе целей, поставленных перед учеником, необходимо сконструировать структуру и содержание окончательной диагностики по теме: поставленная ученику цель должна быть проверена в зачетной работе. Представление обязательных результатов обучения учащимся в начале изучения темы стимулирует учащихся и является дополнительным фактором мотивации.
После этого учитель ставит цель собственной педагогической деятельности при преподавании данной темы.
И вот уже на последнем этапе работы необходимо подобрать или создать самому необходимые ресурсы для достижения поставленной цели –продумать варианты использования технических средств обучения, возможность проведения тематической экскурсии, создать и определить время проведения промежуточной аттестации, подобрать дифференцированные задания для самостоятельных и практических работ.
Если учитель использует данную схему работы над предметным содержанием, то он может непосредственно и самое главное эффективно управлять процессом обучения, процессом взаимодействия учителя и ученика.
Глава 2.
Активизация познавательной деятельности ученика при
изучении «Электрический ток».
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому я считаю, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение - ведущий принцип российской психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся - цель
деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся.
Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.
Кроме того, развивать познавательные способности учащихся
формировать у них мотивов учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач школы.
Как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету.
Могу предложить такую схему воспитания у ученика увлечения учебным предметом:
1. От любопытства к удивлению (демонстрация эффектного опыта, необычное применение явления и т.п.);
2. От удивления к активной любознательности и стремлению узнать (много вопросов, споров, самостоятельное нахождение ответов и т.п.);
3. К прочному знанию и научному поиску (применение знаний на практике).
«Физика мне не нужна», «Физика мне не интересна» - такие высказывания не редко можно слышать от сегодняшних учеников. Я считаю, что ученика, особенно начинающего изучение физики, необходимо заинтересовать предметом, развивать у него познавательные интересы. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.
Как же обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая
механического запоминания изучаемого?
Следует выделить четыре аспекта этого вопроса:
1) организация восприятия нового материала учащимися;
2) использование доказательных приемов объяснения;
3) учет методологических требований и психологических закономерностей;
4) обучение работе с учебником.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.
Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока.
Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо убеждаться в их логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого нужно раскрывать логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественно подводить учащихся к необходимости изучения материала урока.
Кроме того, учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к
теме: привести интересные факты, связанные с историей установления закона; показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения и т.д. Перед объяснением учитель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те (познавательные) задачи, которые на данном уроке будут решаться. Гораздо более эффективно будет, если учитель построит деятельность свою и учеников так, что ученики сами смогут сформулировать задачи урока. Сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности, учащихся. Осознание цели – необходимое условие любого волевого действия.
Рассмотрим приемы объяснения материала, которые я применяю на уроках физики.
Излагаю материал урока доказательными приемами - это значит, его вывожу либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения по индукции, дедукции и аналогии.
Применение индуктивных приемов объяснения в процессе обучения способствует развитию конкретно-образного мышления учащихся, учит их наблюдать явления и замечать в них нечто общее, существенное. Применение дедуктивных приемов способствует развитию у учащихся теоретического, абстрактного мышления, учит их рассуждать.
Например: «Если в правильно собранной электрической цепи, состоящей из исправной батарейки, ключа и лампочки, замкнуть ключ (это означает: есть контакт), в ней потечет ток (это означает: есть ток). Если в этой цепи ключ не замкнут (нет контакта), тока в цепи не будет (нет тока)». «В электрическую цепь, включена без дополнительных сопротивлений лампочка на 60Вт и 220В, которая горит вполнакала. С каким по напряжению источником она соединена? Приборов, помогающих ответить на этот вопрос нет».
При построении умозаключения по аналогии используется мыслительная операция сравнения. Аналогия применяется для иллюстраций трудных понятий и законов.
Так, например, при изучении электрического тока в цепи, последовательного и параллельного соединения проводников использую гидродинамическую аналогию, а при рассмотрении распространения электрического поля в проводнике и возникновения электрического тока - аналогию с хороводом (каждый участник хоровода по команде делает шаг в сторону и весь хоровод приходит в движение).
При изучении темы «Электрический ток» учащиеся знакомятся с новыми физическими понятиями. Понятия являются языком науки. Они должны быть обязательно усвоены учащимися. Не овладев понятием, нельзя осмыслить любое научное утверждение (законы, закономерности, положения теории и т.п.). Среди различных физических понятий методика особо выделяет понятия о физических величинах (в рассматриваемой теме - это, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление). При введении понятия и новой физической величины я опираюсь на житейские представления учащихся и демонстрацию опытов. Если в опыте выявляется постоянство отношения (или произведения) каких-либо величин, то может быть введена новая физическая величина, измеряемая этим отношением (или произведением), физический смысл которой подлежит дополнительному анализу (например, сопротивление проводника). В основе этой методики лежит индуктивный способ мышления: от наблюдения опытов через их анализ к введению новой физической величины.
Наряду с понятиями – величинами в физике широко используются
понятия, которые не являются количественной мерой процессов и явлений. К таким понятиям относится понятие электрического тока и др. Эти понятия, как правило, ввожу на основе информационно-иллюстративного приема. Учащихся знакомлю с существенными признаками данного понятия и иллюстрирую примерами, опытами или поясняю теоретически. Однако чем меньше жизненный опыт учащихся, чем хуже развиты их познавательные способности, тем чаще необходимо прибегать к индуктивному введению понятий.
Пониманию учащимися материала, развитию их мышления весьма
способствует систематическая и целенаправленная работа с учебником на уроке.
Самым важным первоначальным приемом работы с книгой является
выделение главного, что требует анализа текста, синтеза результатов анализа
и абстрагирование от второстепенного материала. Для обеспечения глубокого понимания изучаемого материала важное значение имеет обучение учащихся работе с рисунками учебника (в теме «Электрический ток» это графики зависимости электрических величин, электрические схемы, изображение электроизмерительных приборов и др.).
Постепенное обращение внимания учащихся на рисунки учебника, задания на составление рисунка к тексту приводят к тому, что учащиеся начинают видеть в них дополнительную информацию и, изучая текст учебника, одновременно работают с его иллюстрациями. Вырабатывается весьма необходимый навык работы с книгой.
Это позволяет усложнять задания и на основе работы с рисунками учить
ребят сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и т.д., т.е. развивать
мышление учащихся.
При объяснении нового материала использую эвристическую беседу.
Эвристическая беседа, кроме вопросов, рассчитанных на мыслительную деятельность логического уровня, часто включает вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера (догадки, выдвижения возможных предположений и т.д.). Эти частично-поисковые задания придают эвристической беседе совершенно иной, исследовательский характер. По уровню своего воспитательного воздействия эвристическая беседа с элементами исследования приближается к проблемной беседе.
Проблемное изложение материала с использованием частично-поискового (или эвристического) и исследовательского методов очень эффективно для активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них творческого мышления.
Можно без преувеличения утверждать, что наиболее часто, в ходе почти
каждого урока физика, имеется возможность обращаться к частично-поисковому методу. Цель этого метода – постепенное приближение учащихся к самостоятельному решению проблем.
Частично-поисковый метод предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных этапов исследования путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать учеников к поиску можно на разных этапах урока, используя различные методические приемы.
Если при традиционной форме построения урока привлекать учеников к высказыванию гипотез удается не всегда, то при проблемном обучении обращение к этому приему вполне естественно. Действительно, само создание проблемных ситуаций и постановка учебной проблемы стимулируют учащегося к умственному поиску, к выдвижению предположений, догадок.
Методику проведения урока при этом использую различную. Например,
после постановки учебной проблемы ученикам предлагаю дать свое решение и тут же с помощью эксперимента проверить его правильность. Так поступать целесообразно тогда, когда учащиеся имеют некоторые представления об изучаемом вопросе.
Обязательно провожу с учащимися систематизацию величин и их единиц измерения при изучении темы. В объяснение включаю фронтальные опыты и кратковременные фронтальные лабораторные работы.
На уроках стараюсь использовать такое эффективное педагогическое средство, как занимательность. Используя свойства предметов и явлений, вызываю у учащихся чувство удивления, что обостряет их внимание и, воздействует на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
1. Занимательный материал должен привлекать внимание учеников
постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен
требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с
умением использовать полученные знания.
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным
особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
4. Стараюсь, чтобы дополнительный материал, соответствовал увлечениям учеников. Это, во-первых, позволяет формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету, во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.
5. Занимательный материал на уроке должен быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислить несколько эффективных, но малозначащих фактов.
Считаю, что уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.
Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала.
В плане эмоционального воздействия на школьников большую роль играют сведения из истории науки (например, рассказываю, что в прошлом веке в Швейцарии была изобретена "электрическая нянька". Под простынку в кроватке малыша изобретатель предложил подкладывать две тонкие мягкие сетки, изолированные друг от друга сухой прокладкой и соединенные с низковольтным источником тока и звонком. Как только прокладка намокала, она становилась проводником электрического тока, электрическая цепь замыкалась и начинал звенеть звонок, извещая мать о том, что нужно сменить пеленки. Здесь уместна постановка вопроса: «На чем основана работа «электрической няньки?»)
Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме.
Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися («Восхождение на пик Ома», «Морской бой» и др.).
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.
Рассматривая вопрос «Электрический ток», можно продекламировать строки Н. Рубцова:
В полях сверкало. Близилась гроза.
Скорей, скорей! Успеем ли до дому?
Тот час очнулись сонные глаза,
Блуждает взгляд по небу грозовому.
Возница злой. Он долго был в пути.
Усталый конь потряхивает гривой,
А как сверкнет – шарахнется пугливо
И не поймет, куда ему идти…
Н. Рубцов
Активизировать познавательную деятельность могут занимательные формы работы. В их числе – работа с кроссвордами по физике. Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала (зашифровываю физические понятия, законы, названия приборов, фамилии ученых, практическое применение научных знаний). На уроке кроссворды применяю лишь для проверки усвоения физического материала учащимися, а не общей эрудиции. Кроссворды могут быть:
1. По заданным вопросам заполняем пустые клеточки.
2. По заполненным ответам составляем вопросы.
Причем, можно дать ученикам в качестве домашнего задания составить кроссворд по теме.
И, конечно же, применение компьютерных технологий активизируют познавательную деятельность ученика, помогая создавать интересный, нетрадиционный урок. Я использую программы: «Физика 7-11. Программы физикона», «Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий» и др., использую ресурсы интернета. Используя мультимедиа, можно показать те явления, которые не покажешь ни каким другим способом (движение заряженных частиц в проводниках и др.).
Глава 3.
Решение задач по теме «Электрический ток».
Человек знает физику, если он
Умеет решать задачи.
Э. Ферми
Именно умение решать задачи наиболее полно характеризует уровень усвоения знаний, показывает, как ученики могут имеющиеся знания применять на практике. Решение задач является самым трудным элементом для учащихся. «Учебная физическая задача – это ситуация, требующая мыслительных и практических действий, основанных на знании понятий и законов физики и направленных на закрепление, углубление и развитие этих знаний»- писал Л.А. Кирик.
Часто получается так, что у ученика, столкнувшегося с объективными трудностями в понимании физических процессов в их сложном математическом описании, просто «опускаются руки». Поэтому считаю, что не нужно предлагать учащимся сразу сложные задачи и навсегда отбивать интерес к физике. Самый эффективный способ научить решать задачи – это просто показывать, как они решаются, причем решая их, выделять алгоритм решения данного типа задачи. А учеников убеждаю в том, что чтобы научиться решать задач – это просто их решать.
На своих уроках я использую разные типы задач.
1. Решение качественных задач способствует развитию речи учеников, формированию у них умения ясно и логически точно излагать мысли, активизирует внимание учащихся. Например, при изучении вопроса «электрический ток» можно задать ученикам вопрос: «Говорят, что молния может найти клады, скрытые под землей. Так ли это?», «Можно ли задуть электричество?» и др.
Чтобы у учащихся повысить желание решать задачи и выполнять задания по физике, повысить уровень знаний, нужно не просто предлагать им «голые» задачи из учебника, которые им уже «приелись» и не вызывают никакого интереса, а разнообразить их по форме предъявления. Например:
а) в виде пословиц и поговорок: «От грозы в воде не спрячешься»,
б) в форме загадок: « По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет».
Что необходимо, чтобы в цепи существовал электрический ток?
Дом – стеклянный пузырек.
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Что происходит внутри лампочки при включении ее в электрическую цепь? Почему вольфрамовая ниточка нагревается сильно, а проводящие провода нет?
в) в виде отрывков из литературных произведений.
При решении качественных задач использую эвристический прием. На начальном этапе в виде формы наводящих вопросов. А далее в повествовательной форме, когда на мысленно поставленные перед собой вопросы ученики дают логически и физически связанные между собой тезисы, образуя цельный рассказ.
2. Расчетные задачи начинаем решать с простых, просматривая алгоритм решения разных типов задач. Мне нравятся трехуровневые задачи, основная цель которых – развивающее обучение: от низшего к высшему, от простого к сложному. (Приложение 3)
3. При решении экспериментальных задач ученики проявляют особую активность и самостоятельность. В теме «Электрический ток» для таких задач открывается большое поле деятельности.
4. На уроках решаем задачи с неполными данными, когда недостающие сведения приходится брать из таблиц, справочников, путем измерений или используя рисунки. Например, начертив на доске схему электрической цепи, ученикам раздаются снимки шкал миллиамперметра и вольтметра и предлагается найти сопротивление резистора по их показаниям. После того как учащиеся сделают это простое упражнение, им дается задание определить сопротивление резистора при условии, что известно сопротивление вольтметра. На конкретных примерах ученики убеждаются в том, что в некоторых случаях необходимо учитывать сопротивление измерительных приборов.
Глава 4.
Экспериментальная деятельность учащихся при
изучении электрического тока .
Тебе бы опыт сделать не мешало.
Ведь он для нас источник всех наук.
А. Данте
Наблюдение, размышление и опыт –
Вот что составляет… научный метод.
Р. Фейнман
Как показывает мой опыт, тема «Электрический ток» для учеников интересна. А при работе с электрическими приборами во время экспериментов и лабораторных работ даже самый ленивый слабоуспевающий ученик становится активным и заинтересованным.
На начальном этапе ученики еще не владеют техникой выполнения эксперимента. По этой причине даже несложный эксперимент может вызывать у них затруднения. Не обходимо создать условия для формирования навыков экспериментальной деятельности учащихся. Хорошие результаты дает технология поэлементного обучения, согласно которой я выделяю основные элементы умений и навыков, которыми должны овладеть ученики для успешного усвоения экспериментальной деятельности. Начиная с первого урока, формирую их, постепенно расширяя объем, сложность и долю самостоятельности в работе учеников.
В своей работе я выделяю следующие основные умения, которые необходимо сформировать:
постановка цели эксперимента;
подбор оборудования;
составление алгоритма выполнения задания;
выполнение прямых измерений;
выполнение косвенных измерений;
составление таблиц и построение графиков;
анализ и оценка полученных результатов;
формулировка вывода.
Перед выполнением соответствующей практической работы выдаю учащимся лист-инструкцию к прибору. Один из примеров таких инструкций в Приложении 4.
Хорошо себя зарекомендовали и домашние лабораторные работы. (Приложение 5) Хотя, конечно, в домашних условиях работы с электричеством сопровождаются определенными трудностями.
Глава 5.
Контроль знаний и умений учащихся.
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. На мой взгляд, контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по- моему, является основной. Поэтому в конце урока освоения нового материала учащимся представляются основные требования знаний, умений и навыков в виде контрольного листа урока.
Я на своих уроках применяю разные виды опроса:
- физический диктант для проверки усвоения формул, физических величин, понятий, которыми обязаны владеть учащиеся для дальнейших учебных действий;
- опрос по цепочке, когда надо составить связный логический рассказ (активизирует внимание учеников при устном опросе);
- взаимоопрос (устный в парах и письменный с взаимопроверкой);
- тестовый (традиционный и с применением интерактивной доски) (Приложение 6);
- дифференцированные тренировочные и проверочные контрольные работы.
Глава 6.
Рефлексия деятельности.
Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента. (Приложение 7)
Глава 7.
Результаты деятельности.
Ученики на моих уроках чувствуют себя комфортно, не боятся высказывать свою точку зрения на поставленные вопросы, проявляют свою заинтересованность предметом. Активно выполняют творческие задания. И, как результат, выбирают и хорошо сдают экзамен по физике в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. В этом году первый раз дети сдавали экзамен в новой форме. И результаты показали хорошие (из 9 учащихся, выбравших предмет, четыре выполнили работу на «отлично», остальные на «хорошо»).
Заключение.
В своей методической разработке темы «Электрический ток» я продемонстрировала использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках. Показала использование исследовательских методов обучения, формирование личностной культуры работы с информацией, работу в парах, группах, создание ситуации актуализации и проблематизации, стадии ученической рефлексии, активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, расширения сферы самостоятельности учащихся. Одна из основных целей каждого урока - научить ученика самостоятельно мыслить. Некоторые уроки начинаются с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. У школьников развивается мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. Создаются благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и воспитания учащихся в процессе обучения. Показателями развития учащихся являются сознательное и уверенное применение ими знаний и достаточно высокий уровень умений самостоятельной умственной деятельности.
Используемая литература:
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М., 1975.
Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф., Родина Н.А. Контроль знаний
учащихся по физике. - М.: Просвещение, 1982.
Преподавание физики, развивающее ученика. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.- 400 с.
Ю.К. Бабанский. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов –на –Дону; издательство Гос. Пед. Института, 1970
Р.А. Низанов . Активизация учебной деятельности учащихся . Казань: Татарское книжное издательство, 1989
7. А.Е. Марон «Сборник качественных задач по физике».
8. Л.Э.Генденштейн «Задачи по физике для основной школы».
9. Я.И. Перельман «Занимательная физика».
10. Н.Н. Небукин «Сборник уровневых задач по физике».
11. КИМ для 9 класс.
12. Лукашик «Сборник задач 7-9 класс».
13. Л.А. Кирик «Физика. Самостоятельные и контрольные
работы 8 класс».
14. А.И. Семке «Нестандартные задачи по физике».
15. Интернет ресурсы.
16. А.В. Перышкин «Физика – 8» М.:Дрофа, 2002.
23