Цели для ученика Аффективные - Развивать мышление и способствовать самостоятельному познанию реального мира; - Уметь иметь собственное видение и понимание; - Уметь делать выводы. - Развивать навыки самоорганизации. Когнетивные - Понимать роль эксперимента в физике; - Понимать методы, применяемые для установки физических фактов. Психомоторные - Уметь безопасно работать с приборами; - Создать коммуникативное пространство для результативной работы в группах. | Цели для учителя Образовательные - Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие; - Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”; - Помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Развивающие - Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления интуиции, пространственного воображения, смекалки. - Суметь реализоваться в этом уроке. Воспитательные - Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах; - Воспитывать активную позицию. |
Актуализация - создать соответствующий эмоциональный настрой; - психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала; - ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы. | Предлагает поработать с таблицей самооценивания | Ребята самостоятельно отвечают на вопросы; | Методы контроля – проверяющие: - по операционно; - по конечному результату. | Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать; | Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная) Знаю ”Как…” и Знаю “Зачем…” вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал. Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика. Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально. Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы. |
Основной - включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих); - самостоятельное изучение нового материала через эксперименты. | Учитель обращает внимание ребят на Эпиграф: - Ваше отношение к нему? - На что он вас нацеливает? - Какой смысл заложен в нем? Учитель читает Моря и пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца и снега лавины…. природа сложна, но природа одна, законы природы - едины. Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Тема урока: - Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока, - Соответствует ли эпиграф теме урока? Учитель дает установку: - Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!! Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов. Учитель - раздает карту движения каждой микрогруппе. – у каждой команды задание индивидуальное. Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель. | Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе: - Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем. Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе. - Эпиграф полностью соответствует теме урока, - Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания). Вспоминают путь ученого: - Наблюдение, - Гипотеза, - Эксперимент, - Теория (качество, количество, прогноз) “Даешь открытие” – новые знания. Простраивают модель исследовательского обучения: - Обсуждение проблемы и способов ее формулирования; - Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту); - Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов); - Подготовка к выступлению по защите своих открытий; - Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса) | Гностический - исследовательские методы; - эвристические ме тоды (частично-поисковые) | Регулятивные – - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные - поиск и выделение информации; - умение структурировать знания; - построение логической цепочки рассуждений, доказательств. - умение строить речевое высказывание; - умение слушать и слышать товарищей; - умение тактично спорить; | Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано. Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор. На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4) Фактор успеха – класс! - развитие товарищей по классу; - их успеваемость; - их жизненные планы. Подготовка к выступлению по защите своих открытий: - приобщает ученика к самостоятельной работе; - учит его грамотно передавать содержание своих открытий; - правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог Это жизненно полезный навык для современного человека. |
Оценочный акт - оценить работу каждого ученика | Предлагает контрольно - оценочные акты. Самооценивание совместной работы в группе) Можно предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ | Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения. Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе) Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ. | Контролирующие: - пооперационно; - по конечному результату - по условным пара метрам. Диагностические: - личностные качества; - учебные умения. | Регулятивные – - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; | Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности. |
Рефлексия - взгляд внутрь себя: - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. | Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию. Вопросы на рефлексию) Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления. | Ребята отвечают на предложенные вопросы Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации. | | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона; - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”. |