1. Самоопределение к деятельности. Мотивацияк учебной деятельности: Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока: сложение дробей. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся. Посмотрите, всё ли готово к уроку. - Включите настроение на открытие новых знаний и пожелайте друг другу удачи! - Что мы изучали на прошлых уроках? - Ребята, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!». - Как вы понимаете слова писателя? - Я предлагаю слова Льва Николаевича Толстого сделать девизом урока. - Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? - Готовы ли вы узнать новое о дробях? - Давайте обратимся к нашему «Домику», который выстроился в процессе изучения нашей темы. (Домик с дробями) - Вспомним, что мы уже знаем о дробях и что умеем делать с дробями? - Как вы думаете, почему окошки этажом выше закрыты? (Наверное, что-то еще не знаем в этой теме.) – Хотите подняться на следующий этаж и узнать что-то новое о дробях? (Да.) – Тогда в путь? (На доске карточки с числами и буквами). - Что вы видите? (Буквы и цифры ) - Расположите числа в порядке возрастания и расшифруйте запись. - Прочитайте, какая фраза у вас получилась. - Что значит для вас успех? - Желаю вам сегодня на уроке быть успешными. - Как вы будете продвигаться к успеху? - А по какому плану вы будете работать, продвигаясь в познании нового? - С чего вы начнёте свой путь к успеху? (С повторения.) | Эмоциональный настрой на урок. - Дроби. Умеем читать, записывать дроби, отмечать на числовом луче, сравнивать дроби, решать задачи на нахождение части числа; числа по его части; части, которую одно число составляет от другого. Работа в парах - Путь к успеху. | Личностные: 1.Готовность к обучению. 2.Формирование произвольного поведения на всех этапах урока. Познавательные УУД 1.Формируем осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 2.Формирование методов информационного поиска. 3.Формирование умения извлекать информацию из текста. 4.Овладение способностью выделения предметной информации, выделяя существенные признаки, и практическое ее использование. 5.Формирование умения с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей. 6.Формирование умения выполнять действия по алгоритму. Регулятивные УУД Формируем готовность взаимодействия со взрослыми со сверстниками в учебной деятельности. Формируем умение выполнятьучебные операции в сотрудничестве с учителем для установления межпредметных связей. Формируем умение решать задачи с поиском способов разрешения по образцу и заданным правилам, алгоритму, используя информацию из учебника. Формируем умение оцениватьучебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5.Освоение методов информационного поиска, способность выделять существенные признаки. 6. Формируем осознанное построение речевого высказывания. 7. Организация своей деятельности. 8. Формирование умения анализировать и оценивать собственную работу. 9. Саморегуляция, коррекция, самооценка. Коммуникативные УУД 1.Формируем умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями. 3.Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе. 4.Формируем умение выполнять работу в паре, помогая друг другу. 5. Овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка). Формируем умение с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей. Формируем умение с помощью вопросов и учебника добывать недостающую информацию. Формирование умений направленных на согласование усилий по достижению общей цели. Формированиие умения анализировать собственную степень самостоятельности, свои достижения. Умение точно выражать свои мысли. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные УУД Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Формируем общее представление о моральных нормах поведения. Выполнение правил этики. Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. Не бояться своих ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. Восприятие одноклассников как членов одной команды. Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Осознание ответственности за общее дела. 8. формирование мотивации к здоровому образу жизни |
2. Актуализация знаний. Цель: 1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ,сравнение, обобщение; 3) повторить смысл действия сложения; 4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование; 5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения. | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. - А теперь - математическая разминка. Организует фронтальную работу. 1)«Блиц – турнир» 1.Найди от числа 28. 2.Найди 2% от 200. 3.Найди число, которого составляет 8. 4.Какую часть года составляет 1 месяц? 2) Запишите, какая часть фигуры закрашена. 6. Сравните дроби: 2 и 4; 11 и 11 5 5 16 20 - Проверим, как справились. Назовите ответы (у доски по слайду и в карточках). - Оцените свою работу: «5» - без ошибок и без исправлений, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - больше 4-х ошибок. Самооценка - У кого не было ошибок? Молодцы! - У кого были 1-2 ошибки? Хорошо - У кого 3-4 ошибки? Больше 4-х ошибок? - В чем причина ошибок? - Что посоветуем тем, у кого были ошибки? (Выучить правила). - Оцените свою работу. | Считают устно. Коллективное выполнение. 28 : 7 * 2 = 8 200 : 100 * 2 = 4 8 : 2 * 9 = 36 1/12 1/4,2/ 8, 4/9, 1/2 Фронтальная проверка Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки. Оценивают себя в листе результатов |
3. Постановка проблемы. Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения: новый случай сложения дробей с одинаковыми знаменателями. | - Послушайте математическую сказку. Сказка. У Пятачка был день рождения. Первым пришёл Винни - Пух. А так как он большой сластёна, то он предложил попробовать торт, не дожидаясь гостей. Винни попробовал 3/8 торта, а Пятачок 2/8 . Какую часть торта они съели вместе, не дождавшись гостей? - Что узнали из сказки? - Каким по характеру здесь показан Винни Пух? - Можно так себя вести в гостях? А как нужно? - Запишите, какую часть торта они съели вместе (в тетради) - Что получилось? У кого какой ответ? Покажите свой лист. - Почему ответы получились разные? (Потому что не умеем складывать дроби.) – Это задание похоже на те, что решали раньше? – Почему же возникло затруднение? (Нет образца, не знаем, как складывать дроби) – Поставьте перед собой цель. (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями.) – Давайте уточним тему урока. - Как вы нашли результат? - Как мы можем проверить, правильно ли нашли результат? С помощью чего? | Сластена, нетерпеливый, невоспитанный Индивидуальная работа 5/8, 5/16 - По-разному складывали дроби. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями) -С помощью числового отрезка или модели фигуры |
4.Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 1) организовать фиксацию образовательной цели урока и темы урока; 2) построить проект выхода из затруднения. | Практическая работа по группам (карточки): - Предлагаю поработать в группах. - У каждой группы будет свой способ доказательства правильности нашего решения . И будет алгоритм выхода работы. 1,2,3 группы –Проверьте правильность нашего результата с помощью модели – круга. 4,5,6группы – Проверьте правильность нашего результата с помощью числового отрезка. 1 способ 1. Путем складывания разделите круг на 8 равных частей. 2. Закрасьте 3 части круга красным цветом. 3. Закрасьте еще 2 части синим цветом. 4.Сколько получилось всего закрашенных долей? (5) 5. Запишите ваши действия выражением. 6.Представителям групп выйти со своими выражениями к доске. способ 1.Начертите числовой отрезок. Разделите его на 8 равных частей. 2.Отметьте на отрезке 3 части красным цветом. 3. Отметьте на отрезке 2 части синим цветом. 4.Сколько получилось всего закрашенных долей? (5) 5. Запишите ваши действия выражением. 6.Представителям групп выйти со своими выражениями к доске. - Вывод: Значит, какую часть торта съели Винни Пух и Пятачок? - Попробуйте сделать вывод о сложении дробей с одинаковыми знаменателями. (Как сложить две дроби с одинаковым знаменателем?) Работа по учебнику - Сравним ваш вывод с выводом учебника (с. 2) – Итак, что мы делаем, чтобы сложить дроби? !!! - Давайте построим алгоритм: 1. Сложить числители дроби и записать в числитель суммы. 2. В знаменатель суммы записать их общий знаменатель. | Работа в группах Коллективное выполнение. Составляют программу действий и находят значения выражений. Делают вывод. Формулируют правила. 3/8 + 2/8 = 5/8 К доске выходят по 1 человеку от группы и показывают своё выражение (на дощечках) а + b = а+b n n n (на дощечках) Складывать |
5.Первичное закрепление. Цель: зафиксировать правило сложения дробей во внешней речи. | Работа по учебнику (предлагает выполнить задания учебника). – Потренируемся выполнять сложение дробей. № 2 с. 7 (Работа у доски и в тетрадях - фронтально) - Какое задание нужно было сделать? Мы справились или нет? № 3 с. 7 (работа в парах - выполняют по одному примеру, комментируя решение друг другу) - Давайте проверим вашу работу. Какие ответы получили? - Кто справился без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Какую ошибку допустили и почему? - Оцените свою работу. | Работа фронтальная, в парах. Обсуждают, анализируют, находят верные варианты решения. Оценивают себя в листе результатов |
6.Самоконтроль с проверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями. | - Теперь выполните задание самостоятельно (После выполнения задания открывается эталон для самопроверки). Самостоятельная работа 3) № 4 с. 3 (самопроверка по эталону, самооценивание). - Какое задание нужно было выполнить? - Кто справился без ошибок? - Кто допустил ошибку? - Какую ошибку допустили и почему? - Оцените свою работу. | Самостоятельное выполнение учащимися задания Самопроверка. Оценивают себя в листе результатов |
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать тренинг применения нового способа действий при решении задач. | - А сейчас я предлагаю провести аукцион. Но необычный аукцион. 4)«Аукцион дробей» (работа в группах) Правила аукциона. 1. Каждая команда должна записать (на дощечке) любую дробь. 2. А та группа, которая выберет вашу дробь, должна ее представить в виде суммы (одна команда придумывает дробь, другая – представляет её в виде суммы двух дробей) - Итак, какая команда справилась без ошибок? - Какая группа допустила ошибку? - Какую ошибку допустили и почему? - Оцените свою работу. |
У доски 4 человека – работают на дощечках При решении задач Оценивают себя в листе результатов |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; 3) обсудить домашнее задание. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Оценивание работы. - Пришло время подвести итоги нашей работы. - Вспомните, какая была тема нашего урока? - Какую цель ставили цель? - Назовите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. - Вам было легко выполнять задания или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Отметьте в листе результатов. - Откройте дневник, отметьте самооценку дня. !!! Домашнее задание - с.3 № 5 (1 таблицу), № 6 (а) - Спасибо за хорошую работу! | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Оценивают себя в листе результатов Отмечают свою самооценку в дневниках (зеленым, желтым, красным цветом) |