kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные материалы для проведения  лабораторных работ дистанционно, без использования оборудования.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"»

11 класс Физика

Лабораторная работа № 3

«Измерение силы взаимодействия магнита и катушки с током»

Запишите на отчетном листе:

Лабораторная работа № 3

«Измерение силы взаимодействия магнита и катушки с током»

Цель: исследовать взаимодействие магнита и катушки с током на качественном уровне.

Приборы: постоянный магнит, катушка, источник питания, провода, сердечник.

Теоретическая часть:

1.Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

2. Полюсами магнита называются те места, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. Полюса - северный N и южный S.

3. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, слабее – никель и кобальт.

4. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.

5. Катушка с током, как магнит и магнитная стрелка, имеет два полюса — северный и южный.


Для определения полюсов катушки используют правило обхвата (правой рукой обхватываем катушку, при этом 4 пальца - по направлению тока, большой палец показывает направление силовых линий магнитного поля).


Силовые линии выходят из северного полюса N, и входят в южный S.



Изучите по рисункам определение полюсов у катушки и проволочного витка с током, применив правило обхвата.



Выполните задание:

Часть 1. Ответьте на вопросы, выбирая правильный ответ:

  1. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются

А) электромагнитами Б) постоянными магнитами В) электродами

  1. Полюсы постоянных магнитов

А) не взаимодействуют Б) только отталкиваются В) только притягиваются
Г) притягиваются, если они разноименные, и отталкиваются, если они одноименные

  1. Вблизи полюсов постоянного магнита магнитная стрелка установится в положение, показанное на рисунке

А) Б)

  1. Магнитные линии постоянного полосового магнита правильно показаны на рисунке

  1. Катушка с током и постоянный магнит

А) не взаимодействуют между собой Б) будут всегда отталкиваться В) будут всегда притягиваться
Г) будут притягиваться или отталкиваться в зависимости от направления тока в катушке

Часть 2. Зарисуйте рисунки.

Определите полюса катушки в следующих ситуациях:



Определите направление тока в витках и направление линий магнитного поля катушки.



Указать магнитные полюса мотка проволоки





Перед электромагнитом А подвешен постоянный магнит В. как будет вести себя постоянный магнит, если замкнуть ключ К?



Часть 3. Дайте полные ответы на вопросы:

  1. На что влияет сердечник, введенный в катушку с током?


  1. Катушка с током похожа на магнит, она имеет северный полюс и южный. Однако, она может их менять. Как Вы думаете, отчего это зависит?



Критерии оценки:


Часть 1 - «3» Часть 1-2- «4» Часть 1-2-3 – «5»




11 класс Физика

Тема: Явление электромагнитной индукции

Прочитайте текст:


Изучим явление, которое позволяет получить электрический ток без использования привычных источников питания (батарейка, аккумулятор). Электромагнитная индукция – это явление, которое заключается в возникновении электрического тока в замкнутом проводнике (катушке) в результате изменения магнитного поля, в котором он находится. Электрический ток называют индукционным (наведенным).

Превратил магнетизм в электричество английский физик Майкл Фарадей в 1831 г. Суть явления можно пояснить несколькими простыми опытами. Для создания магнитного поля используем постоянный магнит (первый опыт) и электрический ток, созданный в первой катушке (второй опыт).


Схема опытов Фарадея

Что наблюдаем?

Способ получения изменяющегося магнитного поля

В каком случае эл. ток не создается?

При движении магнита или катушки относительно друг друга в катушке возникает электрический ток, который фиксирует амперметр или миллиамперметр (измеряет тысячные доли Ампера)

Вокруг магнита создается магнитное поле. При движении магнита относительно катушки, магнитное поле изменяется.

Если ввести магнит в катушку или вращать внутри катушки, электрический ток не создается.

1 катушка 2 катушка


При замыкании и размыкании ключа в цепи первой катушки, во второй катушке появляется электрический ток.

При замыкании ключа ток в первой катушке нарастает, при размыкании убывает, т.е. изменяется.


Вокруг меняющегося электрического тока первой катушки создается изменяющееся магнитное поле.

Если замкнуть ключ и не размыкать, то появляется постоянный ток в первой катушке, во второй катушке ток не создается.



Итак, любое изменяющееся магнитное (независимо от способа его получения) создает электрический ток в катушке (замкнутом контуре).

Изменение магнитного поля – это изменение линий магнитной индукции (В) или магнитного потока (Ф).

Правило Ленца: Электрический ток в катушке создает свое собственное магнитное поле, которое направлено против причины появления тока. Суть фразы можно пояснить опытом:

  • при приближении магнита к сплошному алюминиевому кольцу, оно отталкивается от магнита;

  • при удалении магнита, кольцо притягивается к магниту.

Результат опыта не зависит от полярности магнита. Если же удалять (или приближать) магнит в кольцо с прорезью, то кольцо остается неподвижным, т.к. тока в кольце нет.


Опытным путем установлено, что сила индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром. Чем быстрее изменяется магнитный поток, тем больше индукционный ток.



Лабораторная работа № 4 «Исследование явления электромагнитной индукции»

Цель: исследовать явление электромагнитной индукции.

Ход работы

Часть 1:

Схема опытов (рисовать не надо) Sюжный полюс магнита, Nсеверный полюс.


Продолжите фразы по результатам опытов (по 1 баллу):

  1. Приборы для проведения эксперимента…

  2. Электрический ток создается ….

  3. Если магнит неподвижен относительно катушки или вращается внутри катушки, то …

  4. Направление тока зависит от….

Часть 2. Установите соответствие (по 0,5 балла):

  1. Скорость движения магнита относительно катушки влияет

  2. Приближение магнита северным или южным полюсом к катушке влияет

А. на направление тока

Б. на величину тока

В. не оказывает влияния на ток

Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопросы 5, 6 (по 1,5 балла):

  1. Верна ли фраза «В любом замкнутом контуре с помощью магнитного поля можно получить индукционный электрический ток»?

  2. В каких случаях возникает индукционный электрический ток и почему?

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Часть 4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка (правильный ответ – 0,5 балла).

Одновременно с Фарадеем и независимо от него опыты «по превращению__________(А) в______(Б)» проводили и другие физики. В одном из случаев опыт состоял в следующем: концы_________(В) замыкались на миллиамперметр (прибор для измерения силы тока), который был вынесен в соседнюю комнату. Исследователь вдвигал___________(Г) в катушку и шел смотреть показания миллиамперметра – стрелка_________(Д).

Список слов и словосочетаний:

1. катушка 2. магнит 3. электричество 4. двигалась 5. оставалась неподвижной 6. магнетизм

Запишите в тетрадь выбранные цифры под соответствующими буквами.

А - Б – В – Г - Д-

Была ли допущена ошибка в постановке опыта? Запишите ответ на вопрос в тетрадь (максимальный балл – 1,5 (развернутый ответ должен быть правильным))

Критерии оценки: «5» - 12 -11 баллов, «4» - 10 – 9 баллов, «3» - 8-6 баллов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"

Автор: Шабалина Людмила Николаевна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок-презентация "Магнитное поле""
    ["seo_title"] => string(35) "urokpriezientatsiiamaghnitnoiepolie"
    ["file_id"] => string(6) "342215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1472972172"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Тема урока:   Лабораторная работа №8.  «Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных  полей.» "
    ["seo_title"] => string(125) "tiema-uroka-laboratornaia-rabota-8-izuchieniie-svoistv-postoiannogho-maghnita-i-poluchieniie-izobrazhienii-maghnitnykh-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "188674"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426706923"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Тема урока:   Лабораторная работа  «Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных  полей.» "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-uroka-laboratornaia-rabota-izuchieniie-svoistv-postoiannogho-maghnita-i-poluchieniie-izobrazhienii-maghnitnykh-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "188681"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426708126"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. "
    ["seo_title"] => string(46) "postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "107994"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403527582"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства