kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные материалы для проведения  лабораторных работ дистанционно, без использования оборудования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"»

11 класс Физика

Лабораторная работа № 3

«Измерение силы взаимодействия магнита и катушки с током»

Запишите на отчетном листе:

Лабораторная работа № 3

«Измерение силы взаимодействия магнита и катушки с током»

Цель: исследовать взаимодействие магнита и катушки с током на качественном уровне.

Приборы: постоянный магнит, катушка, источник питания, провода, сердечник.

Теоретическая часть:

1.Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.

2. Полюсами магнита называются те места, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. Полюса - северный N и южный S.

3. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, слабее – никель и кобальт.

4. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.

5. Катушка с током, как магнит и магнитная стрелка, имеет два полюса — северный и южный.


Для определения полюсов катушки используют правило обхвата (правой рукой обхватываем катушку, при этом 4 пальца - по направлению тока, большой палец показывает направление силовых линий магнитного поля).


Силовые линии выходят из северного полюса N, и входят в южный S.



Изучите по рисункам определение полюсов у катушки и проволочного витка с током, применив правило обхвата.



Выполните задание:

Часть 1. Ответьте на вопросы, выбирая правильный ответ:

  1. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются

А) электромагнитами Б) постоянными магнитами В) электродами

  1. Полюсы постоянных магнитов

А) не взаимодействуют Б) только отталкиваются В) только притягиваются
Г) притягиваются, если они разноименные, и отталкиваются, если они одноименные

  1. Вблизи полюсов постоянного магнита магнитная стрелка установится в положение, показанное на рисунке

А) Б)

  1. Магнитные линии постоянного полосового магнита правильно показаны на рисунке

  1. Катушка с током и постоянный магнит

А) не взаимодействуют между собой Б) будут всегда отталкиваться В) будут всегда притягиваться
Г) будут притягиваться или отталкиваться в зависимости от направления тока в катушке

Часть 2. Зарисуйте рисунки.

Определите полюса катушки в следующих ситуациях:



Определите направление тока в витках и направление линий магнитного поля катушки.



Указать магнитные полюса мотка проволоки





Перед электромагнитом А подвешен постоянный магнит В. как будет вести себя постоянный магнит, если замкнуть ключ К?



Часть 3. Дайте полные ответы на вопросы:

  1. На что влияет сердечник, введенный в катушку с током?


  1. Катушка с током похожа на магнит, она имеет северный полюс и южный. Однако, она может их менять. Как Вы думаете, отчего это зависит?



Критерии оценки:


Часть 1 - «3» Часть 1-2- «4» Часть 1-2-3 – «5»




11 класс Физика

Тема: Явление электромагнитной индукции

Прочитайте текст:


Изучим явление, которое позволяет получить электрический ток без использования привычных источников питания (батарейка, аккумулятор). Электромагнитная индукция – это явление, которое заключается в возникновении электрического тока в замкнутом проводнике (катушке) в результате изменения магнитного поля, в котором он находится. Электрический ток называют индукционным (наведенным).

Превратил магнетизм в электричество английский физик Майкл Фарадей в 1831 г. Суть явления можно пояснить несколькими простыми опытами. Для создания магнитного поля используем постоянный магнит (первый опыт) и электрический ток, созданный в первой катушке (второй опыт).


Схема опытов Фарадея

Что наблюдаем?

Способ получения изменяющегося магнитного поля

В каком случае эл. ток не создается?

При движении магнита или катушки относительно друг друга в катушке возникает электрический ток, который фиксирует амперметр или миллиамперметр (измеряет тысячные доли Ампера)

Вокруг магнита создается магнитное поле. При движении магнита относительно катушки, магнитное поле изменяется.

Если ввести магнит в катушку или вращать внутри катушки, электрический ток не создается.

1 катушка 2 катушка


При замыкании и размыкании ключа в цепи первой катушки, во второй катушке появляется электрический ток.

При замыкании ключа ток в первой катушке нарастает, при размыкании убывает, т.е. изменяется.


Вокруг меняющегося электрического тока первой катушки создается изменяющееся магнитное поле.

Если замкнуть ключ и не размыкать, то появляется постоянный ток в первой катушке, во второй катушке ток не создается.



Итак, любое изменяющееся магнитное (независимо от способа его получения) создает электрический ток в катушке (замкнутом контуре).

Изменение магнитного поля – это изменение линий магнитной индукции (В) или магнитного потока (Ф).

Правило Ленца: Электрический ток в катушке создает свое собственное магнитное поле, которое направлено против причины появления тока. Суть фразы можно пояснить опытом:

  • при приближении магнита к сплошному алюминиевому кольцу, оно отталкивается от магнита;

  • при удалении магнита, кольцо притягивается к магниту.

Результат опыта не зависит от полярности магнита. Если же удалять (или приближать) магнит в кольцо с прорезью, то кольцо остается неподвижным, т.к. тока в кольце нет.


Опытным путем установлено, что сила индукционного тока прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром. Чем быстрее изменяется магнитный поток, тем больше индукционный ток.



Лабораторная работа № 4 «Исследование явления электромагнитной индукции»

Цель: исследовать явление электромагнитной индукции.

Ход работы

Часть 1:

Схема опытов (рисовать не надо) Sюжный полюс магнита, Nсеверный полюс.


Продолжите фразы по результатам опытов (по 1 баллу):

  1. Приборы для проведения эксперимента…

  2. Электрический ток создается ….

  3. Если магнит неподвижен относительно катушки или вращается внутри катушки, то …

  4. Направление тока зависит от….

Часть 2. Установите соответствие (по 0,5 балла):

  1. Скорость движения магнита относительно катушки влияет

  2. Приближение магнита северным или южным полюсом к катушке влияет

А. на направление тока

Б. на величину тока

В. не оказывает влияния на ток

Часть 3. Дайте развернутый ответ на вопросы 5, 6 (по 1,5 балла):

  1. Верна ли фраза «В любом замкнутом контуре с помощью магнитного поля можно получить индукционный электрический ток»?

  2. В каких случаях возникает индукционный электрический ток и почему?

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Часть 4. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка (правильный ответ – 0,5 балла).

Одновременно с Фарадеем и независимо от него опыты «по превращению__________(А) в______(Б)» проводили и другие физики. В одном из случаев опыт состоял в следующем: концы_________(В) замыкались на миллиамперметр (прибор для измерения силы тока), который был вынесен в соседнюю комнату. Исследователь вдвигал___________(Г) в катушку и шел смотреть показания миллиамперметра – стрелка_________(Д).

Список слов и словосочетаний:

1. катушка 2. магнит 3. электричество 4. двигалась 5. оставалась неподвижной 6. магнетизм

Запишите в тетрадь выбранные цифры под соответствующими буквами.

А - Б – В – Г - Д-

Была ли допущена ошибка в постановке опыта? Запишите ответ на вопрос в тетрадь (максимальный балл – 1,5 (развернутый ответ должен быть правильным))

Критерии оценки: «5» - 12 -11 баллов, «4» - 10 – 9 баллов, «3» - 8-6 баллов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лабораторные работы по теме "Магнитное поле"

Автор: Шабалина Людмила Николаевна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок-презентация "Магнитное поле""
    ["seo_title"] => string(35) "urokpriezientatsiiamaghnitnoiepolie"
    ["file_id"] => string(6) "342215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1472972172"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Тема урока:   Лабораторная работа №8.  «Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных  полей.» "
    ["seo_title"] => string(125) "tiema-uroka-laboratornaia-rabota-8-izuchieniie-svoistv-postoiannogho-maghnita-i-poluchieniie-izobrazhienii-maghnitnykh-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "188674"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426706923"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Тема урока:   Лабораторная работа  «Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных  полей.» "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-uroka-laboratornaia-rabota-izuchieniie-svoistv-postoiannogho-maghnita-i-poluchieniie-izobrazhienii-maghnitnykh-poliei"
    ["file_id"] => string(6) "188681"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426708126"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. "
    ["seo_title"] => string(46) "postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "107994"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403527582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства