Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воронинская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области Урок физики в 5 классе по теме « Космическое путешествие на Луну»
Учитель физики Ершова Ирина Викторовна
Воронино 2015
Урок – дидактическая игра в форме соревнования «Космическое путешествие на Луну» проведён в 5 классе по программе курса «Физика вокруг нас» (урок программы внеурочной деятельности ФГОС, 34 часа в год) в рамках недели физики, посвящённой дню Космонавтики в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и приоритетными идеями Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Накануне урока за 2 недели обучающимся даётся задание по самостоятельному изучению темы и поиска ответов на предложенные вопросы. Приветствуется помощь родителей.
Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.
(Евгений Кисляков)
Цель:
- образовательная: расширение кругозора учащихся, отработка межпредметных связей;
- воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, воспитание воли к победе на исторических примерах;
- развивающая: развитие интереса к физике, технике и отечественной истории, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом, умения находить и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему;
- учебная: формирование навыков чтения с детальным пониманием прочитанного, устной речи по изучаемой теме, расширение знаний и представлений учащихся об истории открытия и изучения космоса и Вселенной, строении Солнечной системы.
Оборудование:
Технические средства:
- персональный компьютер
- мультимедиапроектор
- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации
- демонстрационный экран
Раздаточный материал:
Карточки с заданиями
Информационные технологии:
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы собрались по очень важному поводу. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день первый в мире космонавт Ю.А.Гагарин совершил полёт в космическом корабле.
Слайд №4 (фотография Ю.А.Гагарина)
В 2014 году исполняется 50 лет со дня первого в мире полёта многоместного космического корабля с экипажем из трех человек.
С 12 октября 1964 г. началась эпоха «Восходов», которые по сравнению с «Востоками» имели новые кабины, позволяющие космонавтам впервые осуществлять полеты без скафандров, новое приборное оборудование, улучшенные условия обзора, улучшенные системы мягкой посадки: скорость приземления практически доводилась до нуля. И практически все запуски были успешны! Кроме того, впервые в истории космонавты совершили полет без скафандров.
Слайд №3 (фотография экипажа)
И поэтому случаю, мы проводим урок – соревнование «Космический полёт на Луну».
Представьте себе, что это не класс, это огромный космодром, а вы - космонавты. И сейчас нам с вами предстоит совершить космический полет на Луну. В полет отправляются два космических корабля «Луна-1» и «Луна-2» со своими экипажами. В пути вас ждут большие испытания и первым доберётся до цели тот, кто успешнее с ними справится.
Слайд №5 (фотография Луны)
Учитель: Кто из вас первым произведёт посадку на Луне, определит наше жюри в составе старшеклассников:
- Балакиной Анастасии, обучающейся 10 класса,
- Фёдоровой Юлии, обучающейся 10 класса,
- Здеревой Марии, обучающейся 9 класса,
- Гуммер Андрея, обучающегося 5 класса
дипломантов областного конкурса «Человек и космос» и Всероссийской викторины «Тайны космоса» 2014 года.
Прошу капитанов доложить о готовности к полёту.
Капитан-1: Экипаж космического корабля «Луна -1» к полёту готов.
Капитан-2: Экипаж космического корабля «Луна -2» к полёту готов.
Учитель: Даю команду! На старт! (По этой команде все кладут себе
руки на колени.) Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три,
два, один. Пуск! (Все хлопают над головой в ладоши.)
Учитель: Наши космические корабли отправились в полет. Первую стоянку мы с вами совершим на планете «Всезнаек». Вас просят ответить на вопросы:
1. Наша Галактика называется:
а) Млечный путь.
б) Магеллановы облака.
Слайд № 6 (Магеллановы облака)
2. В Солнечную систему входят:
а) 9 планет.
б) 11 планет.
Слайд №7 (Солнечная система)
3. Землю называют «Голубой планетой», потому что
а) Землю окружает голубой воздух.
б) Землю окружает вода, которая из космоса кажется голубой.
Слайд №8 (фотография Земли из космоса)
4. Первым космонавтом был
а) Юрий Гагарин;
б) Герман Титов.
Слайд № 9 (фотография Юрия Гагарина)
5. У какой планеты есть кольца?
а) у Венеры;
б) у Сатурна.
Слайд № 10 (фотография Сатурна)
6.Назовите самую дальнюю планету Солнечной системы:
а) Марс;
б) Плутон.
Слайд №11 (фотография Плутона)
7. В каком году Ю. А. Гагарин совершил полёт в космос?
а) 1959
б) 1961
Слайд №12 (фотография Луны)
8. Первая женщина- космонавт:
а) Светлана Савицкая;
б) Валентина Терешкова.
Слайд №13 (фотография В.Терешковой)
9. Кто изобрёл первый летательный аппарат для освоения космоса:
а) К. Э. Циолковский;
б) Леонардо да Винчи
Слайд № 14 (фотография К.Э.Циолковского)
10. Главным конструктором космического корабля « Восток» был:
а) Сергей Королёв;
б) Ю. Гагарин.
Слайд № 15 (фотография С.Королёва)
11. Как говорят о человеке, который имеет растерянный вид?
а) упал с неба;
б) с Луны упал
Слайд № 16 (рисунок человека, падающего с Луны)
12. Как назовём человека, который мечтает, отключившись от всего?
а) заблудился в лесу;
б) витает в облаках.
Слайд № 17 (рисунок человека, «витающего в облаках»)
Учитель: Сейчас мы отправляемся на планету « Историческая».
Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоения космоса было положено 4 октября 1957года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Вспомним первых лётчиков- космонавтов и события, связанные с этой датой.
( выступления детей по заранее выбранным темам)
«Зачем космонавту скафандр» У космонавта есть специальная одежда, которая называется – скафандр. Для выхода в космос он просто необходим, ведь здесь человека поджидают различные опасности. В космосе нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, все замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм. На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку – скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключенным в баллонах. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Вот такой костюм! В нем не замерзнешь и не вспотеешь. Но все равно в нем трудно двигаться и трудно работать. Живет в нашей стране знаменитый человек, космонавт А.А.Леонов. Он не только совершил полет в космос, он первым в мире шагнул за борт космического корабля в бездну, в открытый космос. Итак, вот он уже не в кабине космического корабля, а свободно плавает над Землей. Несколько минут он находился в свободном полете и доказал, что выход в открытый космос не является для человека чем- то загадочным. А.А.Леонов не только космонавт, но и – художник! Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе.
«Собаки в космосе» Этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами - они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний. Следующим этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами - они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний.
Они были обязаны долго находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, позволяющим записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.» После приземления 20.08.1960 года простые русские дворняги Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь Мир, стали всеобщими любимцами. В последствии Стрелка дважды приносила здоровых щенят, приобрести которых мечтал, наверное, каждый житель Земли.
«Затем, в космос были отправлены животные, собаки Белка и Стрелка. Это произошло 19 августа 1960г.
Учитель: Мы продолжаем космический полёт.
На пути у нас видна планета «Лишнее слово». Вам необходимо в представленной цепочке слов найти лишнее по смыслу.
Белка, Стрелка, Бобик
Гагарин, Королёв, Циолковский, Ломоносов
Луноход, ИСЗ, ракета, космодром
Марс, Земля, Луна, Венера
«Восток», «Восход», «Аполлон», «Союз».
Слайд № 18 (предложения с лишним словом)
Учитель: Мы приближаемся к планете « Загадочная».
Поочерёдно буду загадывать загадки. Если экипаж не отвечает, есть возможность ответить другому экипажу.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что же это? ( самолёт)
Слайд № 19 (фотография самолёта)
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится ( луноход)
Слайд № 20,21 (фотография лунохода)
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
Слайд № 22 (фотография ракеты)
4 .Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своём скафандре
Он из космоса глядит ( космонавт).
Слайд № 22 (фотография космонавта)
5. Рассыпалось ночью зерно,
А утром - нет ничего. (звёзды)
Слайд № 23 (фотография звёздного неба)
6. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает ( солнце)
Слайд № 24 (фотография Солнца)
Учитель: В наши оптические приборы видна планета «Капитанов».
На этой планете предстоит пройти испытания командирам космических кораблей, только после этого они гордо могут носить звание капитанов.
Шли века, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека (Икар).
В 17 веке герои фантастического рассказа французского писателя Сирано де Бержерака добирались до Луны в железной полоске, над которой он все время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, полоска все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны. "Из пушки на Луну" отправились герои Жюля Верна (английский писатель – фантаст).
Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой.
Достижение таких скоростей стало возможно только в середине 20 столетия благодаря реактивному движению. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.
Рассмотрим пример, возьмём детский резиновый шарик, надуем его и отпустим. Мы увидим, что, когда воздух начнёт выходить из него в одну сторону, сам шарик полетит в другую. Это и есть реактивное движение.
Слайд № 24,25,26 (фотография реактивного движения воздушного шарика)
Капитанам необходимо надуть воздушный шарик и отпустить его в воздухе. Чей шарик дольше будет оставаться в полёте, тот станет победителем.
Учитель: Следующая планета « Соответствия». В условиях невесомости разлетелись слова на отдельные слоги и вам необходимо правильно их собрать:
Карточки:
1 | СКА | А | БИТА | | |
2 | ЛУНО | Б | НАВТ | | |
3 | ОР | В | ФАНДР | | |
4 | СПУТ | Г | НЕТА | | |
5 | КОСМО | Д | НИК | | |
6 | ПЛА | Е | ХОД | | |
Учитель: А сейчас мы на планете « Утраченных слов».
Когда Ю. Гагарин вернулся на землю после своего полёта, он написал такие строки: « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел.......
люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Часть текста зашифрована. Найдите ключ к шифровке и дополните фразу утраченными словами.
К (1,3, 7) П(4, 17) Е(6,21)
Н(П, 13,20) С (10) Ш(15)
Л (18) Р(5,8) Т(22)
А(2,9,12,14,16,19,23) ! (24)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Ответ: « Как прекрасна наша планета».
Учитель: Наконец мы добрались до небесного тела Луна.
И нам предстоит отгадать кроссворд «Лунный»
1 | | | | К | О | С | М | О | С | | | | |
2 | | | С | О | Л | Н | Ц | Е | | | | | |
3 | | К | О | С | М | О | Д | Р | О | М | | | |
4 | К | О | С | М | О | Н | А | В | Т | | | | |
5 | Р | Е | Г | О | Л | И | Т | | | | | | |
6 | | Л | У | Н | О | Х | О | Д | | | | | |
7 | | С | К | А | Ф | А | Н | Д | Р | | | | |
8 | | | | В | О | С | Т | О | К | | | | |
9 | | | | Т | Е | Р | М | И | Н | А | Т | О | Р |
10 | О | Р | Б | И | Т | А | | | | | | | |
11 | | | | К | О | Р | О | Л | Ё | В | | | |
12 | Л | У | Н | А | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Большая система из звёзд, межзвёздного газа, пыли, в которой вращаются небесные тела
Самая близкая к Земле звезда
Специально оборудованная площадка, с которой в космос отправляются космические корабли
Человек, проводящий испытания и эксплуатацию техники в космическом полёте.
5. Лунный грунт
6.Устройство для передвижения по Луне
7. Специальное снаряжение для космонавта, предназначенное для внешней среды
8. Название космического корабля, в котором летал Ю.Гагарин
9. Чёткая граница дня и ночи на Луне
10. Путь небесного тела вокруг Земли
11. Авиаконструктор, под руководством которого запущен первый в мире искусственный спутник Земли и космический корабль с первым космонавтом
12. Небесное тело, диаметр которого в 4 раза меньше диаметра Земли
Учитель: Слово предоставляется жюри. Кто первым произвёл посадку на Луну?
Подведем итоги путешествия. По итогам 5 заданий наибольшее количество баллов набрала команда_______. Ее состав получает оценку «5» , команда уступившая первенство получает «4». Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем полете. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов. Думаю, что вы убедились, в том, что космонавтика движет вперед технологии и фундаментальные науки.
Учитель: Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю. На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Вот и приземлились.
Литература и источники:
Глушко В.П. Космонавтика. Энциклопедия. М., 1985
Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985
Синичкин В.П. ,Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. Саратов ОАО "Издательство» Лицей",2002.
Юфанова И.Л.Занимательные вечера по физике в средней школе. - М.:Просвещение,1995.
Елькин В.И.,Гармаш Л.Д.,Браверман Э.М.Физика и астрономия в походе и на природе. М,:”Школьная пресса”,2003.
Ерунова Л.И.Урок физики и его структура. - М.:Просвещение,1998
Детская энциклопедия "Я познаю мир". - М.:АСТ,1997
Я иду на урок физики:7 класс: Книга для учителя.-М.:Издательство ”Первое сентября”,2002.
school-collection.edu.ru
space.rin.ru