kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Космическое путешествие на Луну"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- дидактическая игра в форме соревнования "Космическое путешествие на Луну" по программе курса "физика вокруг нас" (урок программы внеурочной деятельности ФГОС, 34 часа в неделю) в рамках недели физики, посвящённой дню Космонавтики в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта и приоритетными идеями государственной программы "Развитие образования на 2013-2020годы". Накануне урока обучающимся даётся задание по самостоятельному изучению темы и поиска ответов на предложенные вопросы. Приветствуется помощь родителей.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока физики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воронинская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области



Урок физики в 5 классе по теме « Космическое путешествие на Луну»

Учитель физики Ершова Ирина Викторовна







Воронино 2015

Урок – дидактическая игра в форме соревнования «Космическое путешествие на Луну» проведён в 5 классе по программе курса «Физика вокруг нас» (урок программы внеурочной деятельности ФГОС, 34 часа в год) в рамках недели физики, посвящённой дню Космонавтики в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и приоритетными идеями Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Накануне урока за 2 недели обучающимся даётся задание по самостоятельному изучению темы и поиска ответов на предложенные вопросы. Приветствуется помощь родителей.

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.

(Евгений Кисляков)



Цель:



- образовательная: расширение кругозора учащихся, отработка межпредметных связей;

- воспитательная:  воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, воспитание воли к победе на исторических примерах;

- развивающая:  развитие интереса к физике, технике и отечественной истории, навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом, умения находить и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему;

- учебная: формирование навыков чтения с детальным пониманием прочитанного, устной речи по изучаемой теме, расширение знаний и представлений учащихся об истории открытия и изучения космоса и Вселенной, строении Солнечной системы.

Оборудование:

Технические средства:

- персональный компьютер

- мультимедиапроектор

- фото- и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации

- демонстрационный экран

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями

Информационные технологии:

  • мультимедийные демонстрации

  • мультимедийные проекты учащихся

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались по очень важному поводу. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день первый в мире космонавт Ю.А.Гагарин совершил полёт в космическом корабле.

Слайд №4 (фотография Ю.А.Гагарина)

В 2014 году исполняется 50 лет со дня первого в мире полёта многоместного космического корабля с экипажем из трех человек.

С 12 октября 1964 г. началась эпоха «Восходов», которые по сравнению с «Востоками» имели новые кабины, позволяющие космонавтам впервые осуществлять полеты без скафандров, новое приборное оборудование, улучшенные условия обзора, улучшенные системы мягкой посадки: скорость приземления практически доводилась до нуля. И практически все запуски были успешны! Кроме того, впервые в истории космонавты совершили полет без скафандров. 



Слайд №3 (фотография экипажа)

И поэтому случаю, мы проводим урок – соревнование «Космический полёт на Луну».

Представьте себе, что это не класс, это огромный космодром, а вы - космонавты. И сейчас нам с вами предстоит со­вершить космический полет на Луну. В полет отправляются два космиче­ских корабля «Луна-1» и «Луна-2» со своими экипажами. В пути вас ждут большие испытания и первым доберётся до цели тот, кто успешнее с ними справится.

Слайд №5 (фотография Луны)



Учитель: Кто из вас первым произведёт посадку на Луне, определит наше жюри в составе старшеклассников:

- Балакиной Анастасии, обучающейся 10 класса,

- Фёдоровой Юлии, обучающейся 10 класса,

- Здеревой Марии, обучающейся 9 класса,

- Гуммер Андрея, обучающегося 5 класса

дипломантов областного конкурса «Человек и космос» и Всероссийской викторины «Тайны космоса» 2014 года.

Прошу капитанов доложить о готовности к полёту.



Капитан-1: Экипаж космического корабля «Луна -1» к полёту готов.

Капитан-2: Экипаж космического корабля «Луна -2» к полёту готов.

Учитель: Даю команду! На старт! (По этой команде все кладут себе
руки на колени.) Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три,
два, один. Пуск! (Все хлопают над головой в ладоши.)

Учитель: Наши космические корабли отправились в полет. Первую стоянку мы с вами совершим на планете «Всезнаек». Вас просят ответить на вопросы:

1. Наша Галактика называется:

а) Млечный путь.

б) Магеллановы облака.

Слайд № 6 (Магеллановы облака)



2. В Солнечную систему входят:

а) 9 планет.

б) 11 планет.

Слайд №7 (Солнечная система)

3. Землю называют «Голубой планетой», потому что

а) Землю окружает голубой воздух.

б) Землю окружает вода, которая из космоса кажется голубой.

Слайд №8 (фотография Земли из космоса)

4. Первым космонавтом был

а) Юрий Гагарин;

б) Герман Титов.

Слайд № 9 (фотография Юрия Гагарина)

5. У какой планеты есть кольца?

а) у Венеры;

б) у Сатурна.

Слайд № 10 (фотография Сатурна)

6.Назовите самую дальнюю планету Солнечной системы:

а) Марс;

б) Плутон.

Слайд №11 (фотография Плутона)

7. В каком году Ю. А. Гагарин совершил полёт в космос?

а) 1959

б) 1961

Слайд №12 (фотография Луны)

8. Первая женщина- космонавт:

а) Светлана Савицкая;

б) Валентина Терешкова.

Слайд №13 (фотография В.Терешковой)

9. Кто изобрёл первый летательный аппарат для освоения космоса:

а) К. Э. Циолковский;

б) Леонардо да Винчи

Слайд № 14 (фотография К.Э.Циолковского)

10. Главным конструктором космического корабля « Восток» был:

а) Сергей Королёв;

б) Ю. Гагарин.

Слайд № 15 (фотография С.Королёва)

11. Как говорят о человеке, который имеет растерянный вид?

а) упал с неба;

б) с Луны упал

Слайд № 16 (рисунок человека, падающего с Луны)

12. Как назовём человека, который мечтает, отключившись от всего?

а) заблудился в лесу;

б) витает в облаках.

Слайд № 17 (рисунок человека, «витающего в облаках»)

Учитель: Сейчас мы отправляемся на планету « Историческая».

Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоения космоса было положено 4 октября 1957года, когда был запущен первый советский искусственный спутник Земли. Вспомним первых лётчиков- космонавтов и события, связанные с этой датой.

( выступления детей по заранее выбранным темам)

  1. «Зачем космонавту скафандр» У космонавта есть специальная одежда, которая называется – скафандр. Для выхода в космос он просто необходим, ведь здесь человека поджидают различные опасности. В космосе нет воздуха и нечем дышать. Обжигают ослепительные лучи Солнца, а в тени, наоборот, все замерзает. Поэтому перед выходом из станции космонавт надевает свой особый, космический костюм. На спине скафандра сделан люк. Космонавт входит в люк, нажимает на ручку, и скафандр плотно закрывается дверцей. Повернул другую ручку – скафандр надулся, напружинился. Теперь космонавт дышит воздухом, заключенным в баллонах. По желанию можно менять температуру внутри скафандра. Вот такой костюм! В нем не замерзнешь и не вспотеешь. Но все равно в нем трудно двигаться и трудно работать. Живет в нашей стране знаменитый человек, космонавт А.А.Леонов. Он не только совершил полет в космос, он первым в мире шагнул за борт космического корабля в бездну, в открытый космос. Итак, вот он уже не в кабине космического корабля, а свободно плавает над Землей. Несколько минут он находился в свободном полете и доказал, что выход в открытый космос не является для человека чем- то загадочным. А.А.Леонов не только космонавт, но и – художник! Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе.

  2. «Собаки в космосе» Этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами - они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний. Следующим этапом, предшествующим первому полету человека в космос, был запуск живых существ-собак по кличкам Белка и Стрелка. Они были уже настоящими космонавтами - они прошли специальную подготовку. Вот как о них писали: «Собаки прошли все виды испытаний.

    Они были обязаны долго находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались, умели сидеть в своем экспериментальном снаряжении, позволяющим записывать биотоки сердца, мышц, артериального давления и т.д.» После приземления 20.08.1960 года простые русские дворняги Белка и Стрелка стали знаменитыми на весь Мир, стали всеобщими любимцами. В последствии Стрелка дважды приносила здоровых щенят, приобрести которых мечтал, наверное, каждый житель Земли.
    «Затем, в космос были отправлены животные, собаки Белка и Стрелка. Это произошло 19 августа 1960г.

Учитель: Мы продолжаем космический полёт.

На пути у нас видна планета «Лишнее слово». Вам необходимо в представленной цепочке слов найти лишнее по смыслу.

  1. Белка, Стрелка, Бобик

  2. Гагарин, Королёв, Циолковский, Ломоносов

  3. Луноход, ИСЗ, ракета, космодром

  4. Марс, Земля, Луна, Венера

  5. «Восток», «Восход», «Аполлон», «Союз».

Слайд № 18 (предложения с лишним словом)



Учитель: Мы приближаемся к планете « Загадочная».

Поочерёдно буду загадывать загадки. Если экипаж не отвечает, есть возможность ответить другому экипажу.

  1. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что же это? ( самолёт)

Слайд № 19 (фотография самолёта)





  1. Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится ( луноход)

Слайд № 20,21 (фотография лунохода)

  1. Чудо-птица – алый хвост

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

Слайд № 22 (фотография ракеты)

4 .Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своём скафандре

Он из космоса глядит ( космонавт).

Слайд № 22 (фотография космонавта)

5. Рассыпалось ночью зерно,

А утром - нет ничего. (звёзды)

Слайд № 23 (фотография звёздного неба)

6. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает ( солнце)

Слайд № 24 (фотография Солнца)

Учитель: В наши оптические приборы видна планета «Капитанов».

На этой планете предстоит пройти испытания командирам космических кораблей, только после этого они гордо могут носить звание капитанов.

Шли века, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека (Икар).

В 17 веке герои фантастического рассказа французского писателя Сирано де Бержерака добирались до Луны в железной полоске, над которой он все время подбрасывал сильный магнит. Притягиваясь к нему, полоска все выше поднималась над Землей, пока не достигла Луны. "Из пушки на Луну" отправились герои Жюля Верна (английский писатель – фантаст).

Предлагались разные средства для осуществления космического полета. Писатели фантасты упоминали и ракеты. Однако эти ракеты были технически необоснованной мечтой.

Достижение таких скоростей стало возможно только в середине 20 столетия благодаря реактивному движению. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.

Рассмотрим пример, возьмём детский резиновый шарик, надуем его и отпустим. Мы увидим, что, когда воздух начнёт выходить из него в одну сторону, сам шарик полетит в другую. Это и есть реактивное движение.

Слайд № 24,25,26 (фотография реактивного движения воздушного шарика)

Капитанам необходимо надуть воздушный шарик и отпустить его в воздухе. Чей шарик дольше будет оставаться в полёте, тот станет победителем.

Учитель: Следующая планета « Соответствия». В условиях невесомости разлетелись слова на отдельные слоги и вам необходимо правильно их собрать:

Карточки:

1

СКА

А

БИТА



2

ЛУНО

Б

НАВТ



3

ОР

В

ФАНДР



4

СПУТ

Г

НЕТА



5

КОСМО

Д

НИК



6

ПЛА

Е

ХОД





1

2

3

4

5

6







Учитель: А сейчас мы на планете « Утраченных слов».

Когда Ю. Гагарин вернулся на землю после своего полёта, он написал такие строки: « Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел.......

люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Часть текста зашифрована. Найдите ключ к шифровке и дополните фразу утраченными словами.

К (1,3, 7) П(4, 17) Е(6,21)

Н(П, 13,20) С (10) Ш(15)

Л (18) Р(5,8) Т(22)

А(2,9,12,14,16,19,23) ! (24)



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ: « Как прекрасна наша планета».

Учитель: Наконец мы добрались до небесного тела Луна.

И нам предстоит отгадать кроссворд «Лунный»

1




К

О

С

М

О

С





2



С

О

Л

Н

Ц

Е






3


К

О

С

М

О

Д

Р

О

М




4

К

О

С

М

О

Н

А

В

Т





5

Р

Е

Г

О

Л

И

Т







6


Л

У

Н

О

Х

О

Д






7


С

К

А

Ф

А

Н

Д

Р





8




В

О

С

Т

О

К





9




Т

Е

Р

М

И

Н

А

Т

О

Р

10

О

Р

Б

И

Т

А








11




К

О

Р

О

Л

Ё

В




12

Л

У

Н

А




















































По горизонтали:



  1. Большая система из звёзд, межзвёздного газа, пыли, в которой вращаются небесные тела

  2. Самая близкая к Земле звезда

  3. Специально оборудованная площадка, с которой в космос отправляются космические корабли

  4. Человек, проводящий испытания и эксплуатацию техники в космическом полёте. 

5. Лунный грунт

6.Устройство для передвижения по Луне

7. Специальное снаряжение для космонавта, предназначенное для внешней среды

8. Название космического корабля, в котором летал Ю.Гагарин

9. Чёткая граница дня и ночи на Луне

10. Путь небесного тела вокруг Земли

11. Авиаконструктор, под руководством которого запущен первый в мире искусственный спутник Земли и космический корабль с первым космонавтом

12. Небесное тело, диаметр которого в 4 раза меньше диаметра Земли



Учитель: Слово предоставляется жюри. Кто первым произвёл посадку на Луну?

Подведем итоги путешествия. По итогам 5 заданий наибольшее количество баллов набрала команда_______. Ее состав получает оценку «5» , команда уступившая первенство получает «4». Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем полете. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов. Думаю, что вы убедились, в том, что космонавтика движет вперед технологии и фундаментальные науки.

Учитель: Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю. На старт! Стартовая готовность 5 секунд! Пять, четыре, три, два, один! Вот и приземлились.

Литература и источники:

  • Глушко В.П. Космонавтика. Энциклопедия. М., 1985

  • Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985

  • Синичкин В.П. ,Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. Саратов ОАО "Издательство» Лицей",2002.

  • Юфанова И.Л.Занимательные вечера по физике в средней школе. - М.:Просвещение,1995.

  • Елькин В.И.,Гармаш Л.Д.,Браверман Э.М.Физика и астрономия в походе и на природе. М,:”Школьная пресса”,2003.

  • Ерунова Л.И.Урок физики и его структура. - М.:Просвещение,1998

  • Детская энциклопедия "Я познаю мир". - М.:АСТ,1997

  • Я иду на урок физики:7 класс: Книга для учителя.-М.:Издательство ”Первое сентября”,2002.

  • school-collection.edu.ru

  • space.rin.ru



Просмотр содержимого презентации
«Космическое путешествие на Луну»

Космическое путешествие на ЛУНУ

Космическое путешествие

на ЛУНУ

Космическое путешествие на Луне

Космическое путешествие на Луне

Луна- естественный спутник Земли

Луна- естественный спутник Земли

Впервые космонавт сфотографировал Землю

Впервые космонавт сфотографировал Землю

ВИД ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА

ВИД ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА

ПРИМЕРЫ  РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ РЕАКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

12 октября 1964г. - совершил полет первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

12 октября 1964г. - совершил полет первый в мире многоместный космический корабль Восход-1.

Первый многоместный экипаж

Первый многоместный экипаж

Млечный путь

Млечный путь

Солнечная система

Солнечная система

Первый космонавт- Юрий Гагарин

Первый космонавт- Юрий Гагарин

«Космонавт»

«Космонавт»

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова

«Первый полёт человека в космос»

«Первый полёт человека в космос»

Сергей Павлович Королёв

Сергей Павлович Королёв

«Успешное возращение из космоса»

«Успешное возращение из космоса»

Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский

«Первые животные, которые летали в космос- это собаки Белка и Стрелка»

«Первые животные, которые летали в космос- это собаки Белка и Стрелка»

« Самый первый спутник Земли- «Спутник – 1»

« Самый первый спутник Земли- «Спутник – 1»

«Первый запуск ракеты на космодроме « Байконур»

«Первый запуск ракеты на космодроме « Байконур»

ВНУТРИ  КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

ВНУТРИ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ

«Спутник, с помощью которого получают и передают важную информацию»

«Спутник, с помощью которого получают и передают важную информацию»

ФОТОГРАФИЯ  ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА

ФОТОГРАФИЯ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Космическое путешествие на Луну"

Автор: Ершова Ирина Викторовна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Познавательная игра-путешествие для разновозрастной группы детского сада "Космическое путешествие" "
    ["seo_title"] => string(114) "poznavatiel-naia-ighra-putieshiestviie-dlia-raznovozrastnoi-ghruppy-dietskogho-sada-kosmichieskoie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "110574"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406232169"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», РАЗДЕЛ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» II младшая группа"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_organizovannoi_uchebnoi_deiatelnosti_obrazovatelnaia_oblast_poznanie_ra"
    ["file_id"] => string(6) "481100"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539866590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», РАЗДЕЛ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» НА ТЕМУ: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» II младшая группа"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_organizovannoi_uchebnoi_deiatelnosti_obrazovatelnaia_oblast_poznanie_1"
    ["file_id"] => string(6) "481102"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539867626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технологическая карта открытого занятия "Космическое путешествие""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia_karta_otkrytogho_zaniatiia_kosmichieskoie_putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "380334"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484635922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Программа проекта «Космическое путешествие» для дошкольников "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-proiekta-kosmichieskoie-putieshiestviie-dlia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165581"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422819452"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства