КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ», РАЗДЕЛ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
НА ТЕМУ:
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
II младшая группа
Мақсаты/ Цель/:
Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: познакомить детей с космосом. Расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце. Закрепить знание геометрических фигур и умение выкладывать их по образцу. Побуждать детей отвечать на вопросы.
Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать речь, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, развивать способность слушать, внимание, любознательность.
Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: Воспитывать у детей умение слушать взрослых, уважение к людям интересных и опасных профессий, помочь осознать важность их труда для общества и человека.
Әдіс-тәсілдер/ методы-приемы/: игровой, словесный, наглядный, практический
Көрнекі құралдар/ используемый материал/: игрушечная звезда, нарисованный макет ракеты, магнитофон (с записью хлопка), картинки с изображением транспортов: велосипед, автобус, самолет, ракета, геометрические фигуры для построения изображения ракеты, воздушный шарик, фото Ю. Гагарина, Т. Аубакирова
Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: ғарыш - космос, күн - солнце, зымыран - ракета, жұлдыз - звезда, ғаламшар - планета
Сөздік жұмыс / Словарная работа: космос, солнце, звезда, луна, ракета,планета, скафандр, космонавт
Ход занятия
В группе спрятана звезда. Дети заходят в группу.
Утренний круг «Я люблю свой детский сад»
Воспитатель: Сегодня 12 апреля отмечается праздник – День Космонавтики. Это праздник космонавтов и всех тех, кто помогает им успешно летать в космос. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о космосе. Кто-нибудь знает, что такое космос?
Ответы детей
Воспитатель: Космос – это такое место, где живут луна, солнце и звезды. Космос находится очень высоко над небом. Этот необычный, огромный мир наполнен множеством звезд, планет, комет. (показ картинок)
Ребята, а давайте я вам загадаю загадки про космос. Слушайте загадки:
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит,
Круглолица и бледна,
Среди звезд всего одна. (Луна)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
Воспитатель: Молодцы.
После отгадывания второй загадки звучит громкий хлопок (запись на магнитофоне).
Воспитатель: Ой, ребята, что-то случилось, вы не знаете, что это такое? Почему так шумно стало?
Дети оглядываются вокруг
Воспитатель: А давайте все вместе встанем и посмотрим, откуда этот шум.
Дети встают и ходят по группе, воспитатель находит звезду.
Воспитатель: Дети, кажется, я что-то нашла. Что это?
Ответы детей
Воспитатель: Ой, звездочка, как ты здесь оказалась? Ребята, звездочка говорит, что она упала с неба, что ее дом - это космос, и она хочет обратно домой к своим сестричкам. Дети, надо нашей звездочке помочь вернутся домой. Поможем?
Воспитатель: А вы знаете, что раньше в древности люди думали, что звезды - это серебряные гвозди, вбитые в небо, а на самом деле - это раскалённые газовые шары. А цвет звезды зависит от температуры её поверхности. Так, самые горячие звезды – это звезды с голубым или белым цветом, менее горячие излучают желтый цвет, а просто горячие – красный
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с нашей звёздочкой, чтобы она не грустила.
Дидактическая игра «Самая-самая…»
(Дети по очереди подбирают эпитеты. Звездочка самая… яркая, блестящая, красивая, золотая, радостная…)
Воспитатель: Правильно, а теперь надо подумать, как помочь звездочке, добраться до космоса.
На доске прикреплены картинки транспортов: велосипед, автобус, самолет, ракета.
Воспитатель: (показывает картинку с изображением велосипеда, что это?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением автобуса).
Дети: (отвечают).
Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением самолета).
Дети: (отвечают).
Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением ракеты).
Дети: Туда можно долететь только на ракете.
Воспитатель: Правильно, ребята ведь наша звездочка только на ракете сможет добраться домой.
В космос можно долететь только на ракете. Ракета – это космический корабль. А управляет ракетой космонавт. Много лет назад, 12 апреля, космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. ( показ фото).
Это был первый человек в мире. С тех пор, 12 апреля, каждый год мы отмечаем День космонавтики – праздник космонавтов и всех тех, кто помогает им успешно летать в космос. Но первыми в космос полетели собаки – Белка и Стрелка. А первым космонавтом в нашей стране Казахстан стал Тохтар Аубакиров ( показ фото).
Воспитатель: А теперь, давайте, покажем звездочке, как мы умеем играть
Физкультминутка:
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ. (Ходьба на месте)
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши)
Качаем головой. (Наклоны головы вправо, влево)
Мы руки поднимаем, (Руки вверх)
Мы руки опускаем, (Руки вниз)
Мы руки разведем, (Руки в стороны)
И побежим кругом. (Бег)
Воспитатель: А теперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур, чтобы помочь нашей звёздочке добраться домой.
Игра «Построй ракету»
Дети из геометрических фигур составляют изображение ракеты
Воспитатель: Ребята, из каких геометрических фигур состоит наша ракета? (из кругов, треугольников, квадратов)
Воспитатель: Верно, космонавты летят в космос на ракете (космическом корабле), а откуда она взлетает, вы знаете? Запуск ракеты происходит с космодрома, это специально отведенное и оборудованное место, откуда запускают ракеты в космос (показ фото). И такой космодром есть в Казахстане, называется он Байконур, здесь происходит подготовка ракеты к полёту и её запуск в космос.
Опыт. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета. (Воспитатель надувает шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик вырвется вверх.)
Наш шар летел, как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.
Воспитатель: Ребята, теперь наши ракеты готовы к полету.
Воспитатель: А теперь, оправляемся в путь.
Игра «космонавт»
Я хочу стать космонавтом! (руки на пояс)
Надеваю я скафандр (имитация одевания)
Полечу я на ракете (руки поднять вверх и соединить над головой)
И открою все планеты (сделать большой круг руками)
звучит космическая музыка
Воспитатель обращает внимание на картинки планет
Воспитатель: Ребята вот мы и в космосе! Давайте подлетим поближе чтобы разглядеть его. Как интересно! Солнце не одиноко в небе, у него есть семья – планеты. Его семья называется солнечная система.
В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от него вращаются восемь главных планет.
У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год.
Далее воспитатель рассказывает коротко о каждой планете
Воспитатель: А вот созвездие большой и малой медведицы их можно увидеть над вашим домом, когда совсем темно.
Воспитатель: Вот наша звёздочка и дома, (воспитатель прикрепляет звёздочку к звёздному небу, с планетами).Звёздочка благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок необычную книгу «Детям о космосе».
Воспитатель и дети прощаются со звездой. Возвращаются в группу.
Один, два, три, четыре, пять Ходьба на месте
В космос мы летим опять Соединить руки над головой
Отрываемся от земли Подпрыгнуть
Долетаем до луны Руки в стороны, покружиться
На орбите повисим Покачать руками вперед-назад
И опять домой спешим Ходьба на месте
Воспитатель закрепляет полученные знания, задавая вопросы детям
Рефлексия.
- что находится в космосе?
- на чем можно полететь в космос?
- кто первым полетел в космос?
- что вам понравилось на занятии?