Сформировать умения учащихся анализировать физические явления, физические величины и арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде.
Использовать навыки решения математических задач во время вычисления плотности тел.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Решение задач»
Решение задач по теме «Плотность»
Стандартный вид числа в решении задач.
Интегрированный урок по физике
Цель: 7 класс
Сформировать умения учащихся анализировать физические явления, физические величины и арифметические действия с числами, записанными в стандартном виде.
Использовать навыки решения математических задач во время вычисления плотности тел.
Привить навыки работы в группе, самостоятельной работы с дополнительной литературой, справочным материалом, ресурсами интернета.
Показать связь теории с практикой.
Заинтересовать изучением темы.
Интегрировать знания с разных отраслей науки.
Тип урока: формулирование новых знаний, использование полученных знаний.
Ход урока:
1. Организационный этап (2 мин)
- Создание рабочей атмосферы на уроке;
- Проверка готовности рабочих мест;
- Проверка домашнего задания;
2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
Этот урок мне хочется начать с выражения: «Знания – самое прекрасное из приобретений человека. Все их желают иметь, но сами они не приходят» - Абу-р Райхан аль Бируни (www.osvitaua.com)
Вот мы и выдвинемся вперед за новыми знаниями.
Но сначала вспомним изученное ранее и решим несколько примеров.
3. Актуализация опорных знаний и навыков (7 мин)
Задания для учащихся:
Выразите в СИ
1 см = 1 см2 =
1 мм = 1 мм2 =
1 мкм = 1 мкм2 =
1 км = 1 км3 =
1 мл = 1 мл3 =
1 мм = 1 мм3 =
1 л =
Записать кратные единицы массы и объема в СИ
1 мкг = 1 а =
1 ммг = 1 мл =
1 т = 1 см3 =
Записать в виде степени с одинаковой /0.
Учитель: Что называют плотностью вещества?
Учащийся: Плотность вещества – это физическая величина, характеризующая данное вещество, взятой в единице объема.
Учитель: Какие единицы измерения массы вы знаете?
Учащийся: Кг, г, мг, мкг.
Учитель: В системе интернациональной в каких единицах измеряется масса?
Учащийся: В килограммах.
Учитель: Какие единицы измерения объема вы знаете?
Учащийся: м3, см3, мм3, мкм3, л, мл, мкл.
Учитель: В системе СИ что является единицей объема?
Учащийся: м3.
Учитель: В каких единицах измерения в системе СИ измеряют плотность?
Учащийся: В кг\м3 (в килограммах на метр кубический).
Учитель: Объясните, что значит плотность вещества равна 1 кг\м3?
Учащийся: 1 кг\м3 – это плотность такого однородного вещества, масса которого в объеме на один кубический метр равна одному килограмму.
Учитель: В каких еще единицах измерения может быть вычислена плотность?
Учащийся: грамм на сантиметр кубический (г/см3)
Учитель: С помощью каких физических величин определяют плотность вещества?
Учащийся: Плотность вещества определяется с помощью массы вещества в единице объема.
Учитель: Как связаны между собой эти единицы плотность?
Учащийся: Они связаны между собой таким соотношением:
1 = = = = = 1000 кг\м3
Основная часть урока
Учитель: Изучая окружающий мир, мы часто имеем дело с очень большими и очень маленькими числами. Например, очень большим является масса Земли (5 980 000 000 000 000 000 000 000 кг), а очень маленьким числом является масса электрона
Если числа очень большие или очень маленькие, удобно ли записывать их в таком виде? Ведь они занимают много места, много времени уходит для их записи, их трудно прочитать, еще труднее запомнить, легко ошибиться.
Поэтому решили числа записывать с помощью степени числа. Напоминаю, что возведение в степень – это действие заменяющее умножение. Например: 10*10*10=103
Чтобы возвести число 10 в третью степень мы должны число 10 умножить на себя три раза. 10*10*10=103=1000, т.е. 1000 = 103.
А теперь попробуйте записать массу Земли, используя степень: m3емли 598*1022 кг, а массу электролита mел=911*10-30.
Но массу Земли можно записать и в другом виде:
59,8*1023; 5,98*1024; 0,598*1025.
На какой же записи остановиться? Поэтому во всем мире ввели стандартный вид числа.
Слово «Стандарт» происходит от английского standart – что означает образец, эталон с которым сравнивают.
Решили, что удобнее всего представлять число в целых единицах и их долях, умноженных на десять в нужной степени.
Например масса Земли в стандартном виде имеет такой вид:
mЗемли = 5,98 * 1024кг., тогда как mел = 9,11 * 10-32 кг.
Мы видим, что данное число – это произведение двух множителей:
I множитель – число от 1 до 10
II множитель – число 10 в любой степени
Вывод: для записи числовых значений физических величин использую стандартный вид числа.
Задание 1: Записать в стандартном виде соотношения.
1 см = 0,01 м = 1 * 10-2 м.
1 мм = 0,001м = 1 * 10-3 м.
1 мкг = 0,000001г = 1 * 10-6 г.
1 г = 0,001кг = 1 * 10-3 кг.
1 см3 = 0,000001м3 = 1 * 10-6 м3.
Вывод: стандартным видом числа в виде произведения А=а*10n, где 1 ≤ a ≤ 10, а – называют мантиссой.
n ϵ № - это целое число
при n 0, A 1; n A n – называют порядковым числом.
Поэтому, если n 0, то значение числа, записанного в стандартном виде, больше единицы.
Стандартный вид числа мы можем использовать не только для упрощения записи, но и для выполнения арифметических действий с числовыми значениями физических величин. Так как стандартный вид числа – это тоже число, то справедливы и законы сложения, умножения чисел, свойства степени.
Например: Вам нужно купить 3 кг растительного масла, а у нас есть только пластиковый баллон (колба) вместительностью 3 л. Поместится ли в него 3 кг растительного масла?
Физкультминутка:
Разминаем руки, плечи (движение по кругу)
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы мы не утомлялись (руки перед грудью)
С вычислением справлялись.
Голова устала тоже? (движение головы по кругу)
Шее, голове поможем!
Вправо, влево, раз и два (повороты головы вправо и влево)
Думай лучше, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка!
Учитель: В ходе решения большей части задач по физике можно выделить несколько общих этапов.
1 этап. Анализ условия задачи и ее краткая запись.
Дано:
Vбал = 3л. | 3*10-3 м3
mр.масла = 3кг
Vр.масла = ? м3
Сравнить Vбал и Vр.масла
Решение:
1 этап:
1 м3 = 1000л = 1*10 м3
1 л = 0,001 м3 = 1*10-3 м3
3 л = 3*1*10-3 м3 = 3*10-3 м3
2 этап. Перевод в систему СИ единиц измерения физических величин, используемых в задаче, используя стандартный вид числа
а) из определения плотности:
б) Vр.масла =
3 этап. Поиск математической модели.
На этом этапе необходимо, используя знания законов физики, найти и записать уравнения, связывающие физические величины, используемые в задаче.
4 этап. Решение и анализ результатов.
На этом этапе необходимо:
а) проверить единицу искомой величины.
[V]=[м3]
[V]=[кг:]=[кг*]=[]=[м3]
б) В справочнике отыскать недостающие в задаче числовые значения плотности растительного масла.