kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока физики "Постоянные магниты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Магнетизм  как  явление,  известен,  по  крайней  мере, с  пятого  века  до  н.э.  Но  его  изучение  продвигалось  очень  медленно. Еще  древние  греки  знали,  что  существует  особый  минерал - камень  из  Магнесии ( область  в  древнегреческой  Фессалии),  способный  притягивать  небольшие  железные  предметы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Постоянные магниты"»

УРОК ПО ТЕМЕ « ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ».

5 класс Учитель Агеева Г.Ю.


Вводное слово учителя.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт. Сын ошибок трудных.

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.


Удивительно точно подметил А.С. Пушкин характер научной деятельности! Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай.


- Скажите, а были ли открытия в вашей жизни?

-Что значат для вас слова «Я сделал открытие»?


Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие. Вот что по этому поводу говорил Б.Л. Пастернак:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней.

До их причины. До оснований, до корней.

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить.

Свершать открытья.


На сегодняшнем уроке мы также попытаемся совершить небольшие, но зато самостоятельные открытия. А.для этого надо быть настойчивыми и внимательными.


-А внимательны ли вы? Хотите себя проверить?


Сейчас я на мгновенье покажу вам цифры, а вы должны найти их сумму.

Молодцы, большинство из вас правильно назвали сумму -20.


-А теперь ответьте на вопрос: « В какие фигуры были заключены показанные вам цифры?»


Так… Правильный ответ дали немногие. Кто ошибся, не огорчайтесь: внимание, как и память можно тренировать.

Ребята, посмотрите , вам на урок я принесла вот такую игрушку «Рыбалка» С помощью удочки можно ловить рыбок. А кто мне скажет : «На чем основано действие этой игрушки?»

Правильно, в ее работе используются магниты. Ну что, догадались о чем сегодня на уроке пойдет речь?

И так тема нашего урока: «Постоянные магниты»






-Ребята, а вам знакомо слово магнит?

-А кто сможет объяснить, что это такое?


Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами или просто магнитами.



Обратимся к исторической справке:

Магнетизм, как явление, известен, по крайней мере, с пятого века до н.э. Но его изучение продвигалось очень медленно. Еще древние греки знали, что существует особый минерал-камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.

Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269году. А первой крупной работой, посвященной исследованию магнитных явлений, является, вышедшая в 1600 году книга Вильяма Гильберга. «О магните».


В природе встречаются естественные магниты – железная руда (магнитный железняк). Обратите внимание на географическую карту богатые залежи магнитного железняка имеются на Урале, на Украине, в Карелии, а самое близкое к нашему городу месторождение находится в Курской области .

Такие металлы, как железо, сталь, кобальт в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства.


А это –искусственные магниты. Они бывают разной формы. На л/р. мы будем использовать дугообразные и полосовые магниты.

Магнитная стрелка - тоже маленький магнит, а наша Земля – большой магнит. Но к этому мы вернемся чуть позже.


На основании опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов.

А сегодня на уроке я предлагаю вам опытным путем установить свойства магнитов.



Итак, сегодня на уроке вы работаете в группах, каждая группа проводит свою исследовательскую работу. Порядок выполнения работы написан на цветных карточках. Все результаты исследований вы заносите в таблицу. Затем один представитель каждой группы рассказывает о тех результатах, которые у вас получились. На выполнение работы вам дается 7мин.


Ребята, не забывайте о т./б. при проведении работы : осторожно работайте с колющимися и режущимися предметами, строго соблюдайте инструкцию, будьте внимательны и дисциплинированными.











ГРУППА №2.




ЗАДАНИЕ 2.



Цель: изучить магнитные поля постоянных магнитов.


Оборудование: магнит дугообразный, металлические опилки, бумага.




  1. Положите на стол дугообразный магнит.



  1. Положите на магнит лист бумаги.



  1. Насыпьте на бумагу мелкие железные опилки.



  1. Легкими ударами карандаша слегка встряхните картон.



  1. Зарисуйте расположение опилок.

















ГРУППА №4.


ЗАДАНИЕ №1.



Цель: выяснить проявление магнитных свойств у различных тел.


Оборудование : железный гвоздь, стальное лезвие, медная и алюминиевая проволока, бумага, кусок резины, карандаш, полоска стекла, стальная спица для вязания, скрепки, полосовой магнит.


Определите, какие из имеющихся у вас предметов, хорошо притягиваются магнитом. По результатам заполните таблицу.



Предмет

Притягивается слабо.

Притягивается сильно.

Не притягивается.

Железный гвоздь.






Стальное лезвие.





Медная проволока.





Алюминиевая проволока.




Бумага.





Кусок резины.





Карандаш.





Стекло.





Спица для вязания.





Скрепка.






ГРУППА №2.



ЗАДАНИЕ №1.



Цель: изучить взаимодействие полюсов магнитов.


Оборудование: полосовые магниты, магнитные стрелки.


  1. Сближайте магнитные стрелки красными концами. Как взаимодействуют стрелки?


  1. Сближайте магнитные стрелки синими концами. Как взаимодействуют стрелки?


  1. Приближайте красный конец одной магнитной стрелки к синему концу другой стрелки. Как взаимодействуют стрелки?


  1. Поднесите красный конец полосового магнита к красному концу магнитной стрелки. Как взаимодействуют стрелка и магнит?


  1. Поднесите синий конец полосового магнита к синему концу магнитной стрелки. Как взаимодействуют стрелка и магнит?


  1. Поднесите красный конец полосового магнита к синему концу магнитной стрелки. Как взаимодействуют стрелка и магнит?


  1. Сделайте вывод.









ГРУППА №3.



ЗАДАНИЕ №1.



Цель: изучить явление намагничивания.


Оборудование: стальная спица, скрепка, полосовой магнит.


  1. Поднесите стальную спицу к скрепкам. Проверьте, притягивает ли спица скрепки?________________________________


  1. Положите спицу на стол и от ее середины проведите по ней одним из торцов полосового магнита. Сделайте 15-20 движений только в одну сторону (обратно магнит возвращайте по воздуху).



  1. Поднесите еще раз спицу к скрепкам. Проверьте, притягивает ли спица скрепки?___________________________________________


  1. Сделайте вывод.__________________________________________













ГРУППА №1.




ЗАДАНИЕ №1.




Цель: обнаружить полюса магнитов.


Оборудование: гвозди, полосовой магнит, дугообразный магнит.




  1. Поднесите несколько гвоздей точно к середине полосового магнита. Притягивает ли магнит гвозди?_______________________________


  1. Подносите гвозди к разным местам магнита. Двигайтесь от середины к торцам. Что вы наблюдаете? ___________________________________________________________



  1. Какие места магнита сильнее всего притягивают гвозди?

_____________________________________________________________


  1. Повторите эксперимент дугообразным магнитом.



  1. Сделайте выводы.




ГРУППА №3.


ЗАДАНИЕ 2.



Цель: изучить магнитные поля постоянных магнитов.


Оборудование: магнит дугообразный, металлические опилки, бумага.




  1. Положите на стол дугообразный магнит.



  1. Положите на магнит лист бумаги.



  1. Насыпьте на бумагу мелкие железные опилки.



  1. Легкими ударами карандаша слегка встряхните картон.



  1. Зарисуйте расположение опилок.





















ГРУППА №4.




ЗАДАНИЕ 2.



Цель: изучить магнитные поля постоянных магнитов.


Оборудование: магнит полосовой, металлические опилки, бумага.




  1. Положите на стол полосовой магнит.



  1. Положите на магнит лист бумаги.



  1. Насыпьте на бумагу мелкие железные опилки.



  1. Легкими ударами карандаша слегка встряхните картон.



  1. Зарисуйте расположение опилок.







Выступление группы №1.

Давайте сделаем вывод о работе 1 группы.

ВЫВОД: Места, где наиболее сильно проявляются магнитные действия, называют полюсами магнита. Различают два полюса магнита :N-северный полюс, S- южный полюс.

А теперь проверим, правильный вывод мы сделали?

-видеофрагмент 1.33(полюса магнитов)

Выступление группы №2

Вывод : одноименные полюса отталкиваются, разноименные полюса притягиваются.

Выступление группы №3

Вывод: некоторые вещества (железо) при контакте с магнитом приобретают магнитные свойства, т.е. сами становятся магнитами.

Давайте убедимся в правильности наших суждений.

видеофрагмент 1.38( намагничивание)

Выступление группы №4.

Вывод

Ребята, вы, наверное, заметили, что магнит действует на предметы на некотором расстоянии от них. Это объясняется тем, что вокруг магнита возникает магнитное поле. Выполнив второе задание, вы увидите, как располагаются линии магнитного поля.

Сейчас вы выполняете задание №2 и на белых листах бумаги нарисуете фломастером расположение опилок вокруг полосового магнита (группа №1,4) и дугообразного магнитов(№2,3).

Вывешивают на доску рисунки.

Видеофрагмент 1.03( магнитные линии)

Сегодня на уроке вы самостоятельно выяснили, в результате исследовательской деятельности свойства магнита.

Еще раз напомним их:

(СЛАЙДЫ)

  1. Места, где наиболее сильно проявляются магнитные действия, называют полюсами магнита. Различают два полюса магнита :N-северный полюс, S- южный полюс.

  2. Одноименные полюса отталкиваются, разноименные полюса притягиваются.

  3. Некоторые вещества (железо) при контакте с магнитом приобретают магнитные свойства, т.е. сами становятся магнитами.

  4. В природе существуют тела, у которых магнитные свойства проявляются хорошо, слабо и не проявляются.


Ребята, помните, в начале урока я вам сказала, что магнитная стрелка –это тоже маленький магнит. А кто мне подскажет, в каком приборе используется магнитная стрелка?

Правильно. Это компас!

А хотите узнать, на чем основано действие компаса?

Видеофрагмент 1.28(компас и земля)



В этом видеоролике вы узнали о работе компаса и о том, как расположены полюса у самого большого магнита – Земле.




Д/з. Найти информацию о применении магнитов.



Видеофрагмент 1.03(электромагниты)




Вот и подошел к концу наш урок . Я надеюсь, что знания , полученные сегодня на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а природные явления станут для вас более понятными и привлекательными.


Все известно вокруг,

Тем не менее

На Земле еще много того,

Что достойно порой удивления

И твоего, и моего.

Удивляйся росе, удивляйся цветам,

Удивляйся упругости стали. Удивляйся тому,

Чему люди порой удивляться уже перестали



-Рефлексия.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока физики "Постоянные магниты"

Автор: Агеева Галина Юрьевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 286001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические материалы к уроку физики "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли". "
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskiie-matierialy-k-uroku-fiziki-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "131490"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157900"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока по теме "Магниты" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-po-tiemie-maghnity"
    ["file_id"] => string(6) "206078"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430108965"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по физике для 8 класса «Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли»"
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "319446"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460831092"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Что изучает физика" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-izuchaiet-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "226605"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440390055"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства