Место урока в системе уроков по данной теме: данный урок изучается в разделе «Электромагнитные явления»; по программе изучение раздела «Электромагнитные явления» осуществляется в 8 классе общеобразовательных учреждений.
Цель урока: сформировать понятия о постоянных магнитах, их свойствах; магнитном поле Земли с помощью мультимедийного оборудования, рисунков, эксперимента.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний..
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);
- парная (проведение опытов);
- индивидуальная (заполнение рабочего листа).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Приемы реализации методов:
- интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
- ответы на поставленные вопросы;
- демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования; рисунков; фронтального опыта.
- самостоятельная работа с учебником;
- составление опорных конспектов;
- задание учащимся на осмысление изученных знаний.
Средства обучения: учебник Физика -8 автор А.В. Перышкин, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, диск из серии “Электронные уроки и тесты” по физике под названием “Магнитное поле”, раздаточный материал.
Оборудование: на столах у учащихся два полосовых магнита, дугообразный магнит, баночка с металлическими опилками, картон, магнитные стрелки.
Задачи урока:
Образовательные
- Сформировать понятия:
- постоянного магнита;
- магнитного поля Земли.
- Рассмотреть свойства магнитов, применение их;
- Продолжить формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.
Воспитательные
- Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся.
- Используя цитаты из литературных источников, содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
- Формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.
- Продолжить работу по развитию у учащихся умений исследования, сравнения изучаемых фактов через эксперимент.
- Развивать у учащихся умения находить аналогии, приводить собственные примеры физических явлений в окружающей действительности.
- Научить умению анализировать и обобщать результаты исследования с помощью компьютерных технологий.
- С целью продолжения работы по развитию эмоций создавать на уроке ситуации удивления.
- С целью развития познавательного интереса учащихся, ввести в содержание урока элементы новизны знаний, связи их с жизнью.
Планируемые результаты урока .
Личностные
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметные
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах;
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач;
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
Предметные
Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований.