Информационный лист №1
1. Прочитайте внимательно текст.
С 800 года до нашей эры в сочинениях древних греков упоминается загадочный камень, притягивающий к себе железо. Его называли геркулесов камень, лидийский камень, сидерит.
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
По происхождению магниты делятся на: искусственные и естественные (разновидности железной руды, например магнитный железняк и магнитный колчедан).
По форме магниты могут бывать, например, дугообразные, полосовые, круговые.
2. Выполните задание №1 рабочего листа.
_____________________________________________________________
Информационный лист №2
1 группа
Магнитные взаимодействия
Опыт №1.
1. Возьмите два полосовых магнита.
2. Приблизьте их друг к другу. Сначала одноимёнными полюсами, а потом разноимёнными.
3. Сделайте вывод. Выберите соответствующие иллюстрации и вклейте их в рабочий лист задание №2.1.
Из чего изготовить магнит?
Опыт №2.
1. Возьмите полосовой магнит.
2. Приблизьте его поочерёдно к телам из разных материалов (стальная скрепка, деревянный карандаш, ластик).
3. Установите характер взаимодействия.
4.Сделайте вывод, какое вещество притягивает магнит сталь, дерево или резину. Определите вещество, из которого можно изготовить магнит?
Подготовьте презентацию своего исследования по плану:
Что исследовали?
Что получили?
__________________________________________________________________
Информационный лист №2
2 группа
Магнитное поле полосового магнита.
1. Положите перед собой полосовой магнит. Расположите лист картона над магнитом.
2. Насыпьте тонким слоем поверх листа железные опилки.
3. Слегка встряхните лист.
4. Обратите внимание на то, как расположились железные опилки.
Линии, вдоль которых расположены опилки, называются магнитными линиями.
Эти линии замкнуты и выходят из северного полюса магнита, а входят в южный.
5.С помощью компаса установите направление магнитных линий. (Стрелка компаса указывает на север)
6. Выберите рисунок, соответствующий картине магнитного поля полосового магнита и вклейте его в таблицу задания №2.2 рабочего листа.
7. Отметьте полюса и направление магнитных линий.
Подготовьте презентацию своей работы по плану:
Что исследовали?
Что получили?
_________________________________________________________________
Информационный лист №2
3 группа
Магнитное поле дугообразного магнита.
1. Положите перед собой дугообразный магнит. Расположите лист картона над магнитом.
2. Насыпьте тонким слоем поверх листа железные опилки.
3. Слегка встряхните этот лист бумаги.
4. Обратите внимание на то, как расположились железные опилки.
Линии, вдоль которых расположены опилки, называются магнитными линиями.
Эти линии замкнуты и выходят из северного полюса магнита, а входят в южный.
5. С помощью компаса установите направление магнитных линий. (Стрелка компаса указывает на север)
6. Выберите рисунок, соответствующий картине магнитного поля дугообразного магнита и вклейте его в таблицу задания №2.3 рабочего листа. Отметьте полюса и направление магнитных линий.
Подготовьте презентацию своей работы по плану:
Что исследовали?
Что получили?
_____________________________________________________________
Информационный лист №3
Группа 1.
Земля — это большой магнит?
1.Прочитайте текст.
Наибольшего успеха в изучении магнетизма Земли добился англичанин Уильям Гильберт, который пришёл к заключению, что Земля представляет собой большой магнит.
Христофор Колумб открыл, что магнитное склонение (угол между магнитным и географическим меридианами) не остаётся постоянным.
Земля — это большой магнит, имеющий два полюса - северный и южный, соединённые магнитными силовыми линиями, образующими магнитное поле Земли, вдоль которых и выстраивается стрелка компаса (смотри рисунок).
Отклонение от обычного (нормального) положения магнитной стрелки для данного места называется магнитными аномалиями.
Магнитные полюсы Земли не совпадают с её географическими полюсами, поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает на север.
Вопрос.
Что представляет собой Земля?
В рабочие листы вклейте рисунок магнитного поля Земли (задание №3.1).
Подготовьте рассказ, отражающий основные моменты данного текста.
_______________________________________________________________
Информационный лист №3.
Группа 2.
Природные явления.
Прочитайте текст, рассмотрите рисунки.
На магнитное поле существенно влияет солнечный ветер — потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем. Частицы солнечного ветра взаимодействуют с атомами и молекулами атмосферного воздуха, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
Когда на Солнце происходит мощная вспышка, усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и приводит к магнитной буре.
Магнитные бури причиняют серьёзный вред: оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, измерительные приборы показывают неверные результаты. Магнитные бури вносят разлад в работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, а также изменяют вязкость крови.
Многие люди, хотя далеко не все, предчувствуют изменение погоды, обладая так называемой метеочувствительностью. Исходя из чисто субъективных ощущений, они определяют, как правило, за сутки, например, приближение грозы и магнитные бури.
Вопрос.
Что приводит к возникновению северного сияния; магнитных бурь?
В рабочих листах запишите названия природных явлений (задание №3.2).
Подготовьте рассказ, отражающий основные моменты данного текста.
__________________________________________________________________
Информационный лист №3.
Группа 3.
Роль магнитного поля Земли.
Прочитайте текст и рассмотрите рисунки.
Птицы, совершающие каждый год дальние перелёты, находят правильное направление благодаря способности чувствовать магнитное поле Земли.
Из космического пространства на Землю движется поток заряженных частиц. опасных для жизни. Магнитное поле надёжно защищает Землю от космического излучения.
Когда заряженные частицы влетают в магнитное поле Земли, то частицы оказываются в магнитной ловушке. Сквозь ловушку пролетает лишь небольшое количество частиц, не представляющих опасности для жизни на Земли.
Области, в которых находятся частицы, задержанные магнитным полем Земли, называются радиационными поясами.
Земной магнетизм ещё окончательно не объяснён.
Вопрос.
Какова роль магнитного поля Земли?
В рабочих листах запишите роль магнитного поля Земли (задание № 3.3).
Подготовьте рассказ, отражающий основные моменты данного текста.