Урок по теме " Кипение " проводится с применением технологии проблемно-диалогического обучения. Был дан на муниципальном конкурсе профессионального мастерства " Лучший мастер-класс".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике. Тема "Кипение"»
Тема урока: Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: Формирование объективной необходимости изучения нового материала. Организация эффективной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
Личностных:
- Стимулировать способность иметь собственные мнения;
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Предметных:
- овладеть опытом решения проблем при решении качественных и количественных физических задач по изучаемой теме;
Метапредметных:
- Формировать умения высказывать свою точку зрения и принимать альтернативную информацию по данной проблеме;
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
Задачи урока:
Развивающие:
Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации.
Формировать умение планировать, прогнозировать решение задач.
Продолжить развивать навыки использования графиков фазовых переходов.
Продолжить развивать навыки пользования справочной литературой, работы с таблицами
Воспитательные:
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями;
Воспитывать чувство ответственности.
Образовательные:
Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости;
Объяснить постоянство температуры жидкости в процессе кипения;
Ввести новую физическую величин - удельную теплоту парообразования;
Объяснить на основе закона сохранения и превращения энергии равенство удельной теплоты парообразования и конденсации.
сосуд с водой, электроплитка, электронный термометр.
электрочайник
Ход урока.
1. Организационный момент.-2 мин
Включить учащихся в учебную деятельность;
Определить содержательные рамки урока.
Учитель: Мы продолжаем изучать тепловые явления, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
2.Актуализация знаний учащихся.- 10 мин
Учащиеся отвечают на вопросы - задания на листочках.
Затем проверка в парах.
Вопросы разделены по группам, каждая группа отвечает на 3 вопроса.
Что называют парообразованием, конденсацией?
Назовите виды парообразования,
Что называют испарением?
Объясните процесс испарения с точки зрения молекулярного строения жидкости.
Объясните конвекцию в жидкости.
Чем дышат рыбы?
Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? Как они направлены?
Запишите формулы силы тяжести и силы Архимеда.
Как зависит давление воздуха от высоты над уровнем моря?
Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
Чем сильнее можно обжечься: паром или кипятком?
Назовите процессы, которые соответствуют участкам АВ, ВС, СД, ДЕ.
Напишите формулы, соответствующие процессам АВ, ВС, СД, ДЕ.
В какой колбе вода испарится быстрее? И почему?
Рис.№1 Рис.№2
Обсуждение ответов учащихся. (Могут быть разные ответы).
Учитель: Удалось вам ответить на все вопросы?
– Почему не всем удалось выполнить задание? Где возникали затруднения?
–Как видим, тех знаний, что вы усвоили на предыдущих уроках, не хватает для ответов на поставленные вопросы. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью изучить новое физическое явление.
Какое?
Дети: Кипение
_ИТАК тема урока-КИПЕНИЕ (ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ)
МОТИВАЦИЯ:
Как вы думаете, этот процесс важен в нашей жизни? Надо ли его изучать? Где мы с ним встречаемся?
Без знаний о процессе кипения человечество не смогло бы получать электроэнергию, альпинисты и горные туристы остались бы голодными в горах.
Как вы думаете, что необходимо знать о кипении?
Дети : Определение. Как происходит, каковы особенности, формула (записываю на доске, ставлю большой знак вопроса).
Давайте вспомним, как закипает и кипит жидкость? Что вы об этом процессе знаете?
Кто выполнял экспериментальное задание? Что можете дополнить ?
Ответы учащихся: ( Домашнее задание к этому уроку: Надо было сварить яйцо, наблюдать процесс и описать его).
Чтобы убедиться в верности или ошибочности ваших знаний и рассуждений посмотрим опыт и сделаем соответствующие выводы.
3. Изучение нового материала. -20 мин
Демонстрационный эксперимент:
Наблюдение процесса закипания и кипения жидкости, явления конденсации.
Стеклянную колбу с водой нагреваем на электроплитке, периодически измеряя температуру воды (температуры записываем).
Наблюдайте за процессом, что видим? Объясним протекание процесса.
Обсуждение вопросов:
- Какими явлениями сопровождается процесс кипения?
- Почему и где образуются пузырьки?
- Почему пузырек увеличивается в объеме?
- Изобразите в тетради силы, действующие на пузырек.
Рисую процесс на доске, указываю силы
- Почему вода «шумит»?
- Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?
Смотрим график зависимости температуры от времени.
Формирование понятия кипения, температуры кипения.
Кипение – это парообразование, которое происходит с образованием пузырьков во всей жидкости и происходит при определенной температуре.
Температура кипения – это температура, при которой жидкость кипит.
При кипении:
Fa mg.
Если я сниму колбу с плитки, будет ли кипеть жидкость?
Нет, чтобы жидкость кипела необходимо подводить тепло.
Выводы:
Неизменность температуры кипения жидкости во время парообразования.
Необходимость подведения энергии к кипящей жидкости.
Поработаем с таблицей температуры кипения некоторых веществ.
Отличие процесса кипения от процесса испарения жидкости: - заполняют таблицу самостоятельно.
Испарение
Кипение
Происходит при любой температуре
-при температуре кипения
С поверхности жидкости
Со всего объема жидкости
Происходит медленно
Происходит быстро
Проверка таблицы
Если я заменю воду на другую жидкость, как вы думаете, как мне узнать при какой температуре она закипит?
Работа с таблицей температуры кипения различных жидкостей.
Изучение таблицы температур кипения различных веществ при нормальном атмосферном давлении.
Обратите внимание на шапку таблицы.
Зачем написано при нормальном атмосферном давлении?
Значит, есть какая- то зависимость между температурой кипения и давлением
«Пойдем» на кухню дома и подумаем, какое устройство нам поможет.
Скороварка (обсуждаем принцип работы, делаем вывод).
Вывод: при повышении давления температура кипения повышается.
Записали на доске
Интересные факты. На самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при 70° С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120°С при давлении 200 кПа.
Какой еще вопрос не ясен?
Может попытаемся придумать формулу?
От чего зависит количество теплоты необходимое для превращения жидкости в пар?
Составляем формулу. Как назовем коэффициэнт? .
Q=Lm.
Удельная теплота парообразования.
В каких единицах он измеряется, придумываем определение.
Как узнать величину удельной теплоты парообразования? (посмотреть таблицу)
Мысленный эксперимент. Предлагается учащимся провести мысленный эксперимент: если взять разные жидкости – ВОДУ и ЭФИР массой 1кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения.
Работа с таблицей удельной теплоты парообразования некоторых веществ.
Какое количество теплоты необходимо сообщить 1 кг ртути, имеющей температуру 3570 С , чтобы испарить её?
Конденсация пара - показываю электрочайник, в котором кипела вода, открываем крышку и видим капельки.
Выделение при этом энергии, поглощённой при образовании пара. Опыт по рисунку в учебнике
Как вы думаете, каково соотношение между количеством теплоты затраченным на парообразование и выделенным при конденсации.
Вывод о том, что количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости массой m, взятой при температуре кипения и выделенное
количество теплоты при конденсации пара равны. Q=Lm.
Закрепление изученного материала -8 мин.
1.Лёд, при температуре –20 ◦C необходимо превратить в пар. Какие тепловые процессы при этом должны произойти? Что для этого необходимо сделать? Изобразите фазовые переходы. Сравните с графиком на листочке № 2 . Покажите формулы, по которым будем рассчитывать количества теплоты на каждом участке.
Учащимся выданы листочки с формулами.
2. Какое количество теплоты необходимо, чтобы превратиь в пар 2 кг воды взятой при при температуре 0 С.
Дополнительно (по презентации)
Обсуждение вопросов
В каком из сосудов №1 или №2) вода будет горячее, если температура вливаемого кипятка и пропускаемого пара, а также другие условия опыта одинаковы?
Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет кипеть дольше?
В каком из сосудов ( №1 или №2) вода будет горячее, если впустить
одинаковое количество пара воды и пара эфира?
6.Домашнее задание -3 мин
п.18, 20.-читать, определения знать, опыты и выводы уметь объяснять. упр.14 №1,2,3 (устно). упр 16 (2- устно,3- письменно)
упр 16. (6-по желанию, эксперимент
Рефлексия=2 мин
Оцените свои ощущения от урока фразеологическими оборотами:
Каша в голове.
Ни в зуб ногой.
Светлая голова.
Учащиеся отмечают на листочках соответствующую позицию.