Физика 8 класс
Тема «Кипение».
Цель урока:
- Познакомить учащихся с явлением кипения.
- Научить объяснять процесс кипения на основе молекулярно-кинетической теории.
- Рассмотреть физические особенности кипения.
Вид урока: объяснительно-демонстрационный.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- через урок усвоение понятия кипение;
- продолжить формировать умение учеников применять основные положения молекулярно-кинетической теории в объяснении физических явлений.
Развивающие:
- формирование интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;
- формирование общеучебных умений;
- развитие самостоятельности;
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей:
- познаваемость мира и его закономерностей;
- причинно-следственные связи явлений.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа проектор, таблица для 8 класса “Испарение. Кипение”– Москва “Спектр-М” 2009г.Электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, стакан с водой, резиновая медицинская груша, пробка для колбы с отверстием, насос Комовского, стеклянный колпак с подставкой для демонстрации пониженного давления.
Демонстрации:
- Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе;
- Кипение воды при повышенных и пониженных давлениях.
Ход урока
I. Организационная часть целепологание, определение домашнего задания.
Домашнее задание: § 18. № 1114 (В.И. Лукашик)
II. Проверка домашнего задания в форме физического диктанта.
- Испарение жидкости идет при ...любой... температуре;
- Молекулы жидкости покидают ее лишь с ...поверхности...;
- Процесс испарения сопровождается ...уменьшением...внутренней энергии жидкости;
- Молекулы, вылетающие из жидкости при испарении, совершают работу против...сил притяжения... с молекулами нижних слоев жидкости;
- Испарение зависит от: ...рода жидкости, температуры жидкости, наличия ветра над свободной поверхностью, площади свободной поверхности жидкости.
III. Изучение нового
Кроме испарения, существует еще один процесс превращения жидкости в пар – это кипение.
При данном процессе вещество поглощает тепло и кинетическая энергия возрастает, это означает, что скорость движения молекул увеличивается и внутренняя энергия положительная
Кипение – процесс парообразования, происходящий по всему объему жидкости при постоянной температуре.
Демонстрация № 1.
Процесс кипения: В налитой воде в сосуде есть маленькие пузырьки воздуха: при нормальных условиях в воде много растворенных газов.
По мере нагревания жидкости давление в этих пузырьках увеличивается за счет увеличения скорости движения молекул, и объем пузырьков растет. С ростом объема пузырька выталкивающая сила Архимеда, действующая на него, увеличивается, и пузырек начинает всплывать. На поверхности воды пузырек лопается, и пар из него уходит в воздух.
Температура кипения – температура, при которой происходит кипение.
Работа по таблице.
водород
–253°С
вода
100°С
кислород
–183°С
ртуть
357°С
молоко
100°С
свинец
1740°С
эфир
35°С
медь
2567°С
спирт
78°С
железо
2750°С
Вопросы к учащимся.
Почему в процессе кипения температура остается постоянной?
На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении?
Все количество теплоты от нагревателя уходит на поддержание внутренней энергии кипящей жидкости — ведь воздушные пузырьки с паром уносят значительную энергию при отрыве от поверхности жидкости.
Демонстрация № 2.
При уменьшении давления, температура кипения повышается.
IV. Закрепление.
- В чем заключается процессы кипения?
- Какая жидкость-вода, ртуть или эфир — кипит при самой низкой температуре?
- Что обладает большей внутренней энергией: вода при температуре 100 С или пар той же массы при той же температуре?
Литература.
- А.В. Перышкин “Физика 8 класс” Москва “Дрофа”, 2007.
- С.Е. Полянский: Поурочные разработки по физике: 8-й класс, “Вако”, 2003.
- Интерактивный курс “Физика, 7-11 классы”, Физикон, 2002.
- Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.
- “Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега” 1994.