Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике « Плотность. Единицы плотности» 7 класс»
Тема: Плотность. Единицы плотности. (Открытый урок в 7 классе)
Цель: сформулировать понятие плотности вещества и добиться усвоения учащимися данной темы.
Задачи:
Сформировать представление о плотности вещества как о величине, численно равной массе единицы объёма.
Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать интерес к физике как к науке о природе.
Оборудование: презентация, составленная с помощью программы Power Point; тела разного объема, но равной массы; тела равного объема, но разной массы.
Ход урока
І. Организационный момент. Сегодня мы с вами обобщим ранее полученные знания и ознакомимся с новым понятием.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний
Для этого прежде повторим ранее полученные знания:
Учитель. На прошлых уроках мы изучили понятия: вещество, тело.
Что такое физическое тело?
Что же такое вещество?
Вспомним внутреннее строение вещества.
Что такое объём? Что такое масса? Какие способы определения массы вы знаете?
(Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними. Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…)
Масса - это физическая величина, которая характеризует количество вещества в теле.
Объем – это физическая величина, которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства.
Назовите агрегатные состояния вещества.
( Газ, жидкость и твердое тело).
ІІІ. Изучение новой темы
1.Постановка учебной проблемы.
Вы все с детства, знакомы с шуточной загадкой: Что легче килограмм ваты или килограмм железа? (объяснение учеников). Сегодня на уроке мы будем изучать физическую величину – плотность. Тема урока «Плотность. Единицы плотности.»
Учитель сообщает цели урока.
Знать: 1.Что такое плотность? 2.Как определяется плотность? 3. Формулу расчета плотности 4. Единицы измерения плотности.
Уметь:
Зная плотность, научиться определять химический состав вещества.
2. Изучение нового учебного материала.
Учитель - Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму параллелепипеда. Какой прибор для этого нужен?
(Линейка. Объем равен произведению размеров трех сторон V= a x b x c).
Учитель - Объем тел произвольной формы нельзя измерить при помощи линейки. Для этого можно воспользоваться другим способом. Каким?
- Для измерения объемов жидкостей и твердых тел используется измерительный цилиндр
( мензурка). Если налить в измерительный цилиндр жидкость и определить ее объем, а затем опустить туда твердое тело, то уровень жидкости поднимется. Разность этих двух объемов равна объему твердого тела.
Демонстрация: с телами равного объема, но разной массы; равной массы и разного объема.Перед выполнением опытов учащиеся делятся на 2 группы. Инструктаж по ТБ.
Опыт № 1. Возьмем два цилиндра одинакового объема.
Объем брусков одинаковый. Как вы думаете, а массы будут какими? (1 группа проверяет экспериментально)
Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)
1 2 V1=V2m2 m1
Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества. (2 группа проверяет экспериментально)
V2 V1; m1 = m2
m1 m2
Анализируя выполненные задания делаем выводы вместе с учащимися.
Масса тела зависит от объема тела и вещества.
Как же зависит от вещества масса и объем тела? Чтобы дать ответ на этот вопрос введем новое для нас понятие – плотность.
Дается обозначение плотности и выстраивается математическая зависимость плотности, объема и массы.
Плотность=
Введем обозначения:
m-масса тела;
V- объем тела;
ρ- плотность вещества (греч.буква «ро»).
Единица измерения в СИ: = 1 . Существуют и другие единицы измерения: очень часто
плотность выражают в .
Плотностью вещества - это физическая величина, показывающая массу вещества в единице объема,
Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества.(рис)
На изображении мы видим, что молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри тела. Таким образом, можно ли сказать, что плотность зависит от массы и объема тела?
Вывод:масса распределяется по объему.
Масса распределяется по объему по-разному: для одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньшая масса.
А теперь главное:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Еще раз повторю:
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
(рис)
Очень важно заметить,что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность. Например, плотность воды -1000 кг/м3, льда-900 кг/м3, водянного пара-0,59 кг/м3. Плотность твердых, жидких и газообразных веществ является табличной величиной. Поэтому их значения можно использовать при решении задач. Плотность многих веществ определена экспериментально и занесена в таблицы.Рассмотрим таблицы плотностей на стр. учебника 69-70.
Вспомним, что формулы можно преобразовывать по правилам математики. Поэтому формула плотности может быть записана в двух других формах:
Зная формулу плотности, начертим схему «Что можно найти?»
Есть еще один вариант запоминания этой схемы, виде магического треугольника
Чтобы формулы запомнить эти,
Ты треугольник начерти,
Который в миг тебе поможет
Любую формулу найти!
На доске запись:
Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со схемой треугольника. Итак:
Как только массу мы разделим на объём,
Так плотность вещества найдём!
А если плотность мы умножим на объём,
То массу вещества найдём.
А чтобы объём найти,
Ты массу вещества на плотность подели!
3. Средняя плотность и плавание тел
До сих пор мы рассматривали только такие тела, которые состоят из одного вещества. Теперь рассмотрим опыт, в котором есть тело, состоящее из нескольких веществ. Нам понадобятся сосуды со спиртом, водой и раствором соли; возьмём также куриное яйцо и кубик льда. Опустим их сначала в спирт. И лёд, и яйцо утонут. Переложим тела в воду. Яйцо утонет, а лёд будет плавать. В растворе соли оба тела будут плавать (рис. 1).
Рис. 1
Объяснения результатов опыта воспользуемся числовой прямой. Взгляните: на ней отмечены плотности всех веществ и тел, использованных в опыте. Мы видим, что плотность льда больше плотности спирта, и в нем лёд тонет. Однако плотность льда меньше плотности воды и раствора соли. И в них лёд плавает.
На прямой мы отложили и «плотность яйца» – около 1050 кг/м3. Это – средняя плотность яйца, поскольку оно состоит из нескольких веществ (белка, желтка и скорлупы). Средняя плотность яйца больше плотности воды, но меньше плотности раствора соли. Поэтому в воде яйцо тонет, а в растворе соли – нет.
Обобщая результаты опыта, сделаем вывод: если средняя плотность тела больше плотности жидкости, то это тело в ней тонет; если же средняя плотность тела меньше плотности жидкости, то это тело в ней всплывает (рис. 2).
Рис. 2
4.Вопросы к учащимся: определите по таблице вещества, имеющие наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
Найдите по таблице плотность алюминия.
- 2700 кг/ м³или 2,7 г/см³
Учитель - Что означают слова: « Плотность алюминия равна 2700 кг/м³»?
Согласно определению плотности 1 м³ алюминия имеет массу 2700 кг, а 1 см³ алюминия имеет массу 2,7 г. Можно ли так говорить о плотности одного и того же вещества?
- Да, можно, потому что ρ =2700 кг/м³= 2700 · 1000 г/ 1000 000 см³=2,7 г/ см³.
Работа в парах. «Ты – мне, я – тебе ».
Учитель. Обратите внимание на таблицы плотностей в учебнике и найдите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.
- Самое плотное твердое вещество осмий- 22 600 кг/м³.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление нового материала.
Красивое явление – айсберг, плавающий в океане. Однако знаете ли вы, что нашему взору предстает лишь 1/10 часть всего айсберга, а 9/10 скрыто водой? Но если же в воде будет плавать бревно, то оно будет погружено примерно до половины – взгляните на рисунок 3. Почему же вода скрывает от нас только половину бревна, а айсберг – почти целиком?
Рис. 3
Вспомним, что плотность льда составляет 900 кг/м³, а плотность древесины – около 500 кг/м³ в зависимости от её породы и влажности. Представим эти числа графически – в виде так называемой столбчатой диаграммы
Длина столбика «древесина» составляет половину (то есть 1/2 часть) от длины столбика «вода». Аналогично, длина столбика «лёд» составляет 9/10 от длины столбика «вода». Другими словами, средняя плотность древесины составляет 1/2 от плотности воды, а льда – 9/10 от той же плотности.
Из этих рассуждений можно сформулировать обобщение: внутри жидкости находится такая доля плавающего тела, какую составляет его средняя плотность от плотности окружающей тело жидкости. Эта закономерность широко применяется в технике, например, для прямого измерения плотности жидкости ареометром.
1. Решение задач: Объем керосина в цистерне 100 м3. Определите массу керосина.
2.Практическое задание:Экспериментальная задача. Определить плотность тел равного объема. . Инструктаж по ТБ.Ученики работают в парах.
VI. Рефлексия
Учитель Что нового узнали?
1. Познакомились с новой физической величиной- плотностью?
2. Плотность вещества определяет какая масса вещества содержится в единице объема (в 1м³,1см³)
3. Плотность измеряется в 1 кг/ м³ или 1 г/ см³
4. Научились определять плотность вещества по формуле: ρ =m/V
5. Зная плотность тела, научились определять вещество.
6. Научить работать с таблицами плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.
Учитель - Зачем нужно знать плотность вещества?
VII. Домашнее задание: § 9. Определить массу воздуха в комнате, для этого измерить длину, ширину, высоту вашей комнаты. Вычислить объем. Вычислить массу воздуха в вашей комнате, где плотность воздуха принять равной ρ=1,3 кг/м3(Индивидуальное задание).
Экспериментальная задача 1.
Определите плотность цилиндра.
Масса тела
Объем тела
Плотность
г/см3
кг/м3
54г800мг
Дано: СИ Решение:
V =
m =54г800мг
ρ - ?
2. Что это за вещество? _____________________________________
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ УЧЕНИКИ 7 КЛАССА____________________________________