Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике Давление. Единицы давления»
7 класс 16.01.2017
Урок № 33
Давление. Единицы давления.
Цель:
создать условия для формирования представлений о понятии «давление», единицах его измерения;
сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления;
ввести понятие силы давления;
сформировать умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; научить применять знания в жизни.
Задачи урока:
образовательные:
ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме;
дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности;
применить знание давления к решению задач
развивающие:
развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов;
развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике;
продолжить развивать речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.
развитие умения давать объективную самооценку, научить применять знакомые формулы в измененных условиях, расширить кругозор сведениями из истории физики.
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
формирование самостоятельности, развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха, воспитание интереса к физике;
содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности;
способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Мотивация
Задает проблемные вопросы:
1.Представьте, что папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? (Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее)
2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее? (Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег)
3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы? (У папы изменилась площадь опоры.(площадь лыж больше площади сапог)
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Послушайте несколько высказываний:
- у больного повысилось давление;
- давление падает, наверно, будет дождь;
- внутри жидкости существует давление;
- защитники не выдержали давления нападающих;
- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;
- на человека оказывали психологическое давление.
Что общего в этих высказываниях? (Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление»)
Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев – про идти на лыжах и идти на сапогах.
Тема урока «Давление твердых тел. Способы изменения давления». Наша цель-? (Записывают тему урока в тетрадях. Цели: изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы))
4. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин)
Откройте учебники, смотрите на рис.1
Составьте рассказ по рисунку
Почему на лыжах человек проваливается меньше, чем без них ?
Какой же из этого можно сделать вывод?
От чего же зависит результат действия силы?
Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
5. Первичное усвоение материала
При изучении новой физической величины мы с вами всегда даем характеристику физической величине.
Начинаем:
Пункт 1.
Задание классу. Найдите в учебнике (параграф 33) определение давления и единицы давления.
Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.
Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует.
Пункт 2. Как обозначается давление? Единица давления-?
Пункт 3.За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 перпендикулярно этой поверхности.. Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.
Пункт 4. Как определить давление?
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.
Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.
Пункт 5. Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..
Чтобы уменьшить давление следует…..
На следующих слайдах вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.
Вопрос классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.
6. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево –
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растет.
7. Осознание и осмысление
Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.
1 группа
Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:
Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.
Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2.
2 группа
Определите давление, оказываемое одним из учеников группы на пол.
3 группа
Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани.
4 группа
Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.
5 группа
Примеры по теме «Давление» в бытовой жизни тувинцев?
Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.
8. Систематизация и обобщение (3 мин)
Молодцы! Отлично поработали!
А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. Сядьте так, как будто вы обиделись друг на друга. Возьмите и подпишите листочки. На выполнение теста вам дается 3 минуты.
Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. Поставьте оценки. Критерии оценивания вы видите на экране.
Проверим, кто какие оценки получил (поднятием руки).
9. Домашнее задание (2-3 мин)
Обязательное домашнее задание – прочитать §33,34, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами.
Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
8. Рефлексия (3 мин)
Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»
Беседа по вопросам:
Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
Достигнута ли наша цель?
Что нового Вы узнали на уроке?
Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
Отметьте положительные моменты урока.
Что можно было сделать еще лучше?
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.
Предлагает следующее рефлексивное задание. "Разговор с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изучали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего урока физики…Аргументируйте свой ответ.
Приложение 1
Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения давления)
Вспоминают, что входит в характеристику физической величины.
Ответ: определение.
Читают определение.
Записывают определение в тетрадь.
Ответ: обозначение буквой .
Записывают в тетрадь.
Ответ: единицы измерения
Записывают в тетрадь.
Кратные и дольные единицы измерения:
1 кПа = 1000 Па
1 Па = 0,001 кПа
1 МПа = 1000000 Па
1 Па = 0,000001 МПа
1 мПа = 0,001 Па
1 Па = 1000 мПа
Помогают ответами
Записывают формулу и пояснения в тетрадь
Записывают все закономерности в тетрадь
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.
Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.