Конспект урока по физике 7 класс Тема: «Сила. Равнодействующая сил»
Конспект урока по физике 7 класс Тема: «Сила. Равнодействующая сил»
Цели урока: обучающая: Познакомить с понятием “сила”, “равнодействующая сил”, признаками действия силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое. развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы. воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики. Оборудование: • мультимедийный проектор, ноутбук, экран, колонки • машинка, • ракетка с валанчиком, • пружина, • губка. Раздаточный материал: • Карточки с вопросами по теме для обобщающего урока. • Карточки с вопросами и заданиями для закрепления материала этого урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 7 класс Тема: «Сила. Равнодействующая сил»»
Учитель физики Михайлина Ольга Юрьевна
МБУ «Школа №73» г.о. Тольятти
Конспект урока по физике 7 класс
Тема: «Сила. Равнодействующая сил»
Цели урока:
обучающая:Познакомить с понятием “сила”, “равнодействующая сил”, признаками действия силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.
развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитывающая: формировать интерес учащихся к изучению физики.
Оборудование:
мультимедийный проектор, ноутбук, экран, колонки
машинка,
ракетка с валанчиком,
пружина,
губка.
Раздаточный материал:
Карточки с вопросами по теме для обобщающего урока.
Карточки с вопросами и заданиями для закрепления материала этого урока.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
В жизни мы постоянно встречаемся со случаями действия тел друг на друга.
Рассмотрим примеры таких действий:
Дем.
1. Машинка съезжает с горки и попадает в песок (изменение скорости движения)
2. Ракетка и валанчик (изменение направления движения тела)
3. Растягивание пружины (изменение формы тела – движение частей пружины…)
4. Сжатие губки (изменение размеров тела, движение частей губки…)
Во всех случаях мы видели, что в результате воздействия на тело другого тела изменяется скорость всего тела или отдельных его частей.
Часто не указывают, какое именно тело действует на другое тело, а говорят: “На тело действует сила.”
Т.О. Именно сила является причиной изменения скорости тела.
И сегодня на уроки мы начнем изучать физическую величину – силу.
II. Изучение нового материала.
Введение понятия “Сила”.
Тема урока: “Сила”.
с
Сила
лайд №1.
с
СИЛА -причина изменения скорости движения тела.
лайд №2.
с
Четыре признака действия на тело силы:
Изменение скорости,
Изменение направления движения тела,
Изменение формы тела,
Изменение размеров тела.
лайд №3
Известны четыре признака действия на тело силы:
- изменение скорости тела,
- изменение направления движения тела,
- изменение формы тела,
- изменение размеров тела.
Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.
слайд №4
Сила обозначается буквой F со стрелочкой наверху. F
Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.
Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H] [H]- Ньютон
В честь английского ученого Исаака Ньютона.
слайд №5 ( Фото)
с
лайд №6
На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.
Н
Результат действия силы на тело зависит от:
величины силы,
её направления,
точки приложения силы.
ачало отрезка – точка А - есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.
слайд №7
Приложение 1 слайд №8
Задание №1
слайд №9
Изобразите силу 60Н действующую на санки. (После оглашения задания открыть подсказку для решения таких задач)
слайд №10Алгоритм решения задания.
Для того, чтобы изобразить силу на чертеже, надо:
Нарисовать тело (или его условное обозначение).
Записать значение силы.
Выбрать масштаб.
Выбрать точку приложения силы.
Нарисовать прямую, вдоль которой действует сила.
Вдоль прямой от точки приложения силы в выбранном масштабе нарисовать стрелку пропорциональную силе.
Обозначить силу ее условным обозначением.
Решение:
Задание №2.
Изобразите силу, с которой парашют поддерживает парашютиста, если она равна 600Н
(Любое тело для простоты можно изображать овалом, кругом, прямоугольником.)
Пустой слайд №11
2. Введение понятия “ Равнодействующая сил”.
На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой.
Силу, заменяющую действие нескольких других сил, называют равнодействующей силой. Она производит над телом такое же действие, как и заменяемые ею силы.
слайд №12Равнодействующая сила.
слайд №13
Если силы, приложенные к телу, направлены по одной прямой в одну и ту же сторону, то результирующая этих сил направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей этих сил (R = F1+F2)
Если силы, приложенные к телу, направлены в противоположные стороны, то результирующая сил направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей этих сил (R = |F1-F2| )
Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю. (R = 0)
слайд №14
Задание №3.
слайд №15
Два мальчика тянут сани, действуя на них силами 20Н и 10Н. Изобразите на чертеже эти силы.
Силы действуют в одну сторону. Силы действуют в противоположные стороны.
Пустой слайд №16
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука….
слайд №17
Однажды лебедь рак и щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись…
…Да лебедь рвется в облака.
Рак пятится назад, а щука тянет в воду….
Кто виноват, кто прав
Судить не нам.
Да только воз и ныне там.
Бывают случаи, когда действующие на тело силы направлены в разные стороны, а результирующая сила все равно равна нулю. Если результирующая сил равна нулю, то тело скорость не изменяет!
Пустой слайд №18
Закрепление.
Вопросы:
В чем причина изменения скорости телом?
От чего зависит результат действия силы?
В каких единицах измеряется сила?
Какой буквой обозначается сила?
Как изображается сила на чертеже?
Изобразите на чертеже
подъемную силу вертолета, равную 500Н (1 вар.)
силу давления человека на опору 100Н (2 вар.)
Слайд №19
Д/З §§ 23,29. Упр.11 (2,3), Д.О.№25
Вопросы по теме: “ Сила”.
Что называется силой? По каким проявлениям можно судить, что на тело действует сила?
Приведите примеры сил тяжести, упругости, трения.
Какой прибор служит для измерения силы, действующей на тело?
Как можно увеличить или уменьшить трение?
Приведите примеры, когда тело находится в невесомости.
Расскажите о силе тяжести на других планетах.
Слайд №20СПАСИБО ЗА УРОК!
Вопросы по теме: “ Сила”.
Что называется силой? По каким проявлениям можно судить, что на тело действует сила?
Приведите примеры сил тяжести, упругости, трения.
Какой прибор служит для измерения силы, действующей на тело?
Как можно увеличить или уменьшить трение?
Приведите примеры, когда тело находится в невесомости.