Ctr\Cmd+Урок-игра по физике "Силы в природе". 9-й класс
Цели 1. Закрепление знаний по изученным темам
2. Формирование умения применять теоретические знания для объяснения действия сил.
3. Развитие навыков работы в группах, развитие функциональной грамотности уч-ся.
Ход урока.
1 Орг момент.Рассаживаются по группам.
2 Учитель:Скажите, пожалуйста с какими видами движения мы уже знакомы? Чем они отличаются? Как называется раздел физики, объясняющий почему тела сохраняют свою скорость или движутся ускоренно? Когда тела сохраняют свою скорость? Что же является причиной изменения скорости тел? Какие силы придумала сама природа?
Рассказ уч-ся с призентацией.
1 группа рассказывает о силе тяжести.
2группа рассказывает о силе упругости.
3 группа рассказывает о силе трения.
Вы прослушали о известных вам силах, а теперь конкурс:
1 этап. “А ты знаешь?» На подготовку-3 мин).
Вопросы для этапа “ А вам слабо”
1.Ящик стоит на полке. Со стороны полки на ящик действует …
2.Пресс сильно сжал деталь. По этой причине в ней возникла …
3.На наклонной доске лежит книга. Она не "съезжает", так как ее удерживает …
4.Девочка уронила мяч. Во время падения на него действует …
5.Ведро стоит на табурете. Со стороны табурета на ведро действует …
6.Наши ботинки не скользят по асфальту потому, что на них действует …
7.Две нитки связаны узелком. Он не развязывается, так как его удерживает …
8.Мальчик бросил камень. Во время полета на камень действует
9.Гимнаст высоко подпрыгнул. В это время на него действует …
10.Скатившиеся с горы санки останавливаются потому, что на них действует …
11.Под тяжестью груза пружина растянулась. Ее сила упругости направлена…
12.Маляр ведет по стене кистью снизу вверх. Сила трения кисти о стену направлена…
13.Пружину, укрепленную на стене, оттягивают рукой. Сила упругости направлена…
14.Мяч бросили, чтобы он ударился о стену. Сила тяжести, действующая на мяч направлена …
15.Мяч подбросили вверх. Сила тяжести, действующая на мяч направлена…
2 этап. “Данетка ”( обсуждение в группе. 3 мин.)
участнику необходимо ответить на 5 утверждений, верно ли высказывание, т.е. сказать “да” или “нет”
Утверждения для этапа “Да или нет”
1.Сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела.
2.Вес является одним из видов силы.
3.Сила тяжести на Луне меньше, чем на Земле.
4. Вес не равен силе тяжести, если тело погружено в жидкость
5.Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.
1.Сила тяжести измеряется динамометром.
2.Вес измеряется в килограммах.
3.Сила тяжести всегда направлена вниз.
4.Вес часто равен силе тяжести.
5.Сила тяжести по-другому называется весом тела.
1. Вес всегда направлен вниз.
2.Сила тяжести уменьшается у тел, погруженных в воду.
3.Вес тела по-другому называют массой.
4.Сила тяжести действует на любое тело.
5.Вес действует не на само тело, а на его опору или подвес.
3 этап. “ПОИСКОВЫЙ”: имя известного сыщика Ш. Холмса вам, конечно, известно. Он мог, глядя на какой-либо предмет, рассказать о его хозяине немало интересного. Вы сейчас тоже будете в роли сыщиков. Но у вас не предмет, а график, по которому вы должны рассказать о пропавшем человеке следующее:
Начальную скорость, ускорение, пройденный путь,скорость и перемещение через 4 сек. Для каждой команды свой номер графика. Время наблюдения 8 минут.
(График высвечивается на экране и одновременно выдаётся командам.)
Вопрос на развитие функциональной грамотности:
Сегодня у нас урок, на котором мы говорим о силах. Почему же мы вернулись к кинематике и опять работали с графиками? Причём здесь силы?
4 этап Работа с книгой ( на обсуждение 3 мин). Участник отвечает на вопросы:
1.Действуя на тело силой появление какой величины мы можем вызвать? Почему?
2.Какая связь между силой и ускорением?
3.На тело действует несколько сил. Под действием какой силы тело будет двигаться?
4.Можно ли заменить несколько сил одной? Как называется эта сила?
5.Если две силы действуют вдоль одной прямой в одном направлении, то чему будет равна их равнодействующая?
6.Если две силы действуют вдоль одной прямой в разных направлениях, то чему будет равна их равнодействующая?
5 этап. решаются задачи на равнодействующую.
Итоги урока. Выставление оценок.
Дома: Упр 9 № 1, 3. Творческое задание: доказать, что в басне Крылова « Лебедь,рак и Щука « воз сдвинулся с места.V