познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока физики : "Что изучает физика"»
Первый урок физики в 7-м классе «Что изучает физика?»
Цель: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.
Задачи:
Образовательная: учащиеся получают знания основ физики и приобретают
умения и навыки использовать эти знания на практике;
Развивающая: развивает познавательные возможности: самостоятельно
изучать новую литературу, ориентироваться в потоке научно-технической
информации, учиться логически мыслить и переходить от логического
мышления к диалектическому и творческому;
Воспитательная: обучение физики служит базой для формирования научного
мировоззрения, которое реализуется при расскытии таких аспектов, как
человек и труд, человек и машина.
Учащиеся должны знать/уметь
физика – наука о природе;
предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения;
объекты (лат. оbjectum – предмет или предметы), составляющие окружающий мир природного происхождения или созданные человеком, воспринимаемые человеком непосредственно с помощью органов чувств, называются физическими телами;
чувственно воспринимаемые свойства тел – это свойства тел, которые воспринимает человек с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания);
наблюдение и опыт (эксперимент) – это методы (способы) выявления свойств объектов;
наблюдение – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела без воздействия на него;
эксперимент – это деятельность, которую выполняет человек с целью выявить свойства тела, оказывая воздействие на это тело другим телом;
и наблюдение, и эксперимент начинаются с формулирования цели; в формулировке цели обязательно указываются ожидаемый результат;
если любое тело в данный момент времени обладает определенными свойствами, то говорят, что тело находится в определенном состоянии.
называть предметы окружающей действительности термином “физические тела”;
формулировать цель наблюдения;
формулировать цель эксперимента;
выделять свойства тел наблюдением;
выявлять свойства тел экспериментом;
описывать состояние тела.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня на уроке вы начинаете знакомиться с новой для вас наукой, которая называется физикой. Записывает на доске, учащиеся в тетради: “Physis (греч.) – природа. Физика – наука о природе”. Какие еще науки о природе вам известны?
Ученик: Биология, география, астрономия, химия, …
Учитель: Вы назвали несколько наук о природе. Чем же различаются эти науки о природе? Они различаются предметом изучения. Предмет изучения физики – объекты окружающей природы, их чувственно воспринимаемые свойства, изменения этих свойств и причины, вызывающие эти изменения (просит записать эту фразу под диктовку). Давайте разберемся, каков предмет изучения физики, выясним, какие объекты природы изучает физика. Уточню термин “объект”. Это слово перешло в нашу речь из латинского языка и означает предмет. Записывает на доске: “лат. objectum – предмет”. Перечислите, пожалуйста, известные вам объекты окружающей природы.
Ученик: Стол, дом, машина …
Учитель: Кто может продолжить? (Ученики перечисляют). Понятно, что все перечислить невозможно, да и не надо. Вы перечислили объекты, которые человек воспринимает с помощью органов чувств, но существуют объекты, которые человек не видит, не ощущает, не слышит. Вы, наверное, слышали, что существуют радиоволны, гравитационное поле, магнитное поле, но никто из людей эти объекты непосредственно с помощью органов чувств не воспринимает. Итак, в природе существуют объекты, которые разделяют на физические тела и поля (записывает на доске, а учащиеся в тетрадях):
Учитель: Мы с вами будем изучать в 7 классе только физические тела (подписываем в таблице). Итак, каков предмет изучения в курсе физики 7 класса?
Ученик: В 7 классе мы будем изучать физические тела.
Учитель: Какие объекты называются физическими телами? (Спрашивает нескольких учеников). Запишите определение физического тела самостоятельно в тетради (учащиеся выполняют задание). Итак, какие же объекты называются физическими телами? (Спрашивает несколько человек). Давайте потренируемся говорить на языке физики. Скажите, как физики называют этот предмет (показывает какой-либо предмет)?
Ученик: Физическим телом.
Учитель: Как физики называют этот предмет (показывает другой предмет)?
Ученик: Физическим телом.
Учитель: А теперь вы сами назовите физическим термином предметы, перечисленные в этом списке (выдает каждому лист бумаги с перечнем предметов – задание 1). На работу – 1 минута.
Задание № 1: назвать физическим термином предметы, представленные в таблице
Карандаш – это … Листок дерева – это … Принтер – это … Озеро – это …
Часы – это … Земля – это … Облако – это … Дом – это …
Учитель: Работу закончили. Листочки передали мне. (Учитель просматривает и анализирует ответы учащихся. Как показывает опыт, встречаются единицы учащихся, которые упоминают в своих названиях термин “объект”. Эти ответы следует прокомментировать.)
Учитель: Итак, вы освоили первый физический термин – “физическое тело”, или будем говорить короче – тело.
Учитель: Что же еще входит в предмет изучения физики?
Ученик: В предмет изучения физики входят чувственно воспринимаемые свойства тел.
Учитель: Как понять эту фразу?
Ученик: Я думаю, что физика изучает те свойства физических тел, которые мы видим, слышим, осязаем, обоняем.
Учитель: Тогда составьте самостоятельно следующее предложение: чувственно воспринимаемые свойства тел – это свойства объектов… Далее пишите самостоятельно. Проверим, как вы составили предложение (спрашивает несколько учеников). Какими чувственно воспринимаемыми свойствами обладает этот стакан?
Ученик 1: Он прозрачный, имеет форму цилиндра.
Учитель записывает все перечисленные свойства стакана на доске в столбик.
Ученик 2: Высокий. Имеет объем. Внутрь его можно что-нибудь поместить.
Учитель: Или говорят: стакан полый, имеет полость. Стакан имеет объем или правильнее сказать, что он занимает часть пространства. Какими еще свойствами обладает это тело?
Ученики затрудняются.
Учитель: А я скажу, что стакан твердый. Вы согласны со мной? Как вы узнали, что стакан твердый?
Ученик: Если попробовать сдавить его, то он не сдавливается.
Учитель: Оотлично! Я давлю на стакан, а он не сдавливается. Именно поэтому я утверждаю, что стакан твердый. Теперь я скажу, что стакан хрупкий. Вы согласны со мной?
Ученик: Да, согласен.
Учитель: А откуда ты знаешь, что стакан хрупкий?
Ученик: Если ударить по нему, то он разлетится на кусочки.
Учитель: А теперь я скажу, что стакан прохладный, гладкий.
Ученик: Я соглашусь, если проверю стакан на ощупь.
Учитель: (дает потрогать стакан и ученик соглашается, что стакан прохладный и гладкий) Отлично! Итак, мы установили, что стакан обладает следующими свойствами (на доске пишет сам и предлагает записать учащимся перечисленные выше свойства в два столбика, не объясняя, почему в таком порядке делается эта запись, причем просит, чтобы сверху над столбиками учащиеся оставили место). Как вы думаете, почему я записала перечисленные нами свойства в два столбика?
Ученики могут назвать свойства стакана: стеклянный, хрупкий и т. д., рассматривая этот стакан издалека. В этом случае следует попросить их сказать, откуда они знают об этих свойствах.
Ученик: Мне кажется потому, что свойства, перечисленные в первом столбике, мы выявили, не прикасаясь к стакану, а твердость и хрупкость выделили, действуя руками на стакан.
Учитель: Именно это я и имела в виду: свойства, перечисленные в первом столбике, выделены без воздействия на стакан (записывает над списком: “нет воздействия”). Говорят, что они выделены в результате наблюдения (пишет над первым столбиком: “наблюдение”). Свойства, указанные во втором столбике, выделены в результате воздействия на стакан (записывает над списком: “есть воздействие”). Такой способ выявления свойств называется экспериментом, или опытом (пишет над вторым столбиком, “эксперимент, или опыт”). Учащиеся дописывают. Следует обратить внимание на то, что и наблюдение, и опыты-действия, выполняемые в соответствии с поставленной целью. Сначала – цель, а потом – наблюдение или эксперимент. Какова была цель наших наблюдений?
Ученик: Определить какие свойства у стакана.
Учитель: Подпишите над первым столбиком: “Цель: установить, какими свойствами обладает стакан”. Какова была цель экспериментов?
Ученик: По-моему, тоже выявить свойства стакана.
Учитель: Есть ли другие мнения? Позвольте не согласиться с вашим мнением. Если бы я так сформулировала цель, то почему для ее достижения я не бросила стакан на пол или не погрузила его в воду? Ведь при таких воздействиях тоже можно обнаружить какие-то свойства стакана. Но я осуществляла определенное воздействие и выявляла определенное свойство. Поэтому и цель нужно ставить конкретную, определенную: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан? В соответствие с поставленной целью подбираются способы воздействия на тело. Итак, над вторым столбцом запишите: “Цели: твердый ли стакан? Хрупкий ли стакан?...”
В результате на доске представлена следующая таблица:
Наблюдение (нет воздействия)
Эксперимент (опыт) (есть воздействие на тело)
Цель: установить, какими свойствами обладает стакан.
Цели:
Твердый ли стакан?
Хрупкий ли стакан?
Прохладный ли стакан?
Гладкий ли стакан?
прозрачный
твердый
имеет форму цилиндра
хрупкий
высокий
прохладный
занимает часть пространства
гладкий
Учитель: Итак, какую деятельность человека называют наблюдением? (Спрашивает несколько человек). А теперь составьте фразу самостоятельно: наблюдение – деятельность человека …. Проверим, как вы закончили фразу (спрашивает несколько человек). Какую же деятельность человека назвали экспериментом? (Спрашивает несколько человек). Запишите самостоятельно: эксперимент – это деятельность человека… . Проверим, как вы закончили фразу (спрашивает несколько человек). Запишите: (диктует) наблюдения и опыт – основные способы (методы) выявления свойств физических тел.
Учитель: Теперь подведем итог. Какими способами выявляются свойства тел?
Ученик: Свойства тел выявляются наблюдением или экспериментом.
Учитель: Что общего в этих действиях?
Ученик: Общее то, что и наблюдение, и эксперимент выполняются в соответствии с поставленной целью.
Учитель: Отлично. А теперь выберите любое физическое тело, сформулируйте цель наблюдения и перечислите свойства, которые вы можете выделить наблюдением. Затем сформулируйте цели экспериментов, проведите эксперименты и укажите свойства, которые вы смогли выявить экспериментом. На работу вам 3 минуты. После окончания работы листочки сдаете.
Учитель выдает учащимся листочки бумаги с заданием № 2:
Задание № 2: выбрать любое тело, записать цель наблюдения и 3–4 свойства, выделенные с помощью наблюдения; записать цель эксперимента (опыта), провести эксперименты и записать свойства, установленные с помощью опыта. Задание выполняете в таблице:
Название тела
Наблюдение
Эксперимент
Цель
Свойства
Цели
Свойство
Учитель: Запишем последние фразы: “Любое тело в данный момент времени обладает определенными свойствами. Говорят, что тело находится в определенном состоянии (последнее слово подчеркните).
Задание на дом: описать состояние любых четырех тел; оформить задание в таблице:
№ п/п
Название тела
Описание состояния тела (указать свойства тела)
1
2
§1-3, ответить на вопросы в конце параграфов учебника.