Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Что изучает физика. Физические явления.»
Тема урока: Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.
Цель: дать учащимся представление о физике, о месте физики среди других наук; формировать интерес к изучению физики, познакомить с основными физическими понятиями; расширить кругозор учащихся, рассмотреть методы физического познания, связь физики и техники, познакомить с создателями физической науки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: тележка или предметный автомобиль, эл. лампочка на подставке, вода и сухой спирт, скрепка на пробке в сосуде с водой, магнит, электрофорная машина.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Знакомство учеников с кабинетом физики и учителем физики.
2. Инструктаж по технике безопасности.
3.Правила поведения учащихся в кабинете физике.
II. Мотивация учебной деятельности.
«…Любые истины легко понять, когда они открыты. Сложность в том, чтобы открыть их.»
III. Сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель сообщает тему урока, предлагает ознакомиться с планом её изучения, записанным на доске. Затем учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока при необходимости, вносит коррективы в их ответы.
IV. Восприятие и осмысление нового материала.
1.Из истории физики.
Знания полученные на уроке природоведения знакомили нас с окружающей средой, в частности сведения о поражающей нами воображение мощи современной промышленности – всё это невольно ставит перед умом школьника вопрос: каким образом человек с его небольшими физическими силами , с его несовершенными органами чувств, позволяющими непосредственно наблюдать лишь весьма ограниченный круг явлений , сумея создать современную технику с её огромными возможностями , далеко превосходящими вымыслы Жюля Верна? Каждый из нас ответит не задумываясь на этот вопрос: это чудо сделала наука о природе. Физическая наука играет в этом торжестве человека чрезвычайно важную роль.
Физика- одна из древнейших научных дисциплин. С давних времен человек наблюдал за окружающим миром от которого зависила его жизнь. Солнце давало тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причины их возникновения люди приписывали это действие сверхестественным силам но постепенно стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определённую систему. Так зародилась наука о природе. Попытки объяснить явления были в Китае, Древней Греции, Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, мореплаватели, врачи. В IV веке до нашей эры Аристотель внёс понятие «физика» (от греческого слова « грюзис» - природа).
Природа - это весь материальный мир: земля, вода, воздух, растения, животные, люди, планеты, звёзды. В природе непрерывные изменения . Природа – это весь материальный мир. Как результат изменения природы человеком возникла наука физика.
В русском языке слово «физика» появилось в XVIII веке, благодаря М.В.Ломоносову ученому-энциклопедисту основоположнику отечественной науки , философу-материалисту , поэту заложившему основу современного русского языка.
Главная задача физики - познать законы природы и поставить их на службу человека. Знания по физике необходимы представителям следующих профессий: (учащимся предлагается назвать их и при необходимости дополнить список)
Очень любопытно:
-Почему железная лодка не тонет?
-Почему летает шар наполненный воздухом и самолёт сделанный из металла?
-Почему мы слышим слова произнесенные за сотни километров и изображение? При помощи каких устройств?
-Какие инструменты мы используем в быту? И почему они облегчают выполнение работы?
-Почему горит лампочка, работает телевизор, компьютер?
-Как устроен водопровод? Чайник?
Ответы на все эти вопросы нам дает наука, которая изучает все, что происходит вокруг нас. Назовите её………………..
Давайте вместе с вами дадим определение науки физики. Ученикам предлагается дать это определение (Физика- это наука о природе, о всех явлениях, которые происходят в природе).
Учащимся предлагается расширить понятие «физика». Выполнить упражнение «Ассоциативный куст».
физика
Домашнее хозяйство
техника медицина процессы в природе ?
? ? ?
Все эти направления можно объединить понятием «физические явления». Учащимся предлагается привести примеры физических явлений (гром, молния, эхо, свет,….)
Физические явления – это изменения, которые происходят в природе. А давайте назовем, какие явления мы с вами знаем…(механические, электрические, магнитные, световые).
Проводится демонстрация этих явлений: загорается лампочка, едет машинка, нагревается и закипает вода в приборе, скрепка перемещается по поверхности воды с помощью магнита, демонстрация разряда при помощи электрофорной машины.
А теперь немного отдохнём. Игра «Отгадай загадку».
1. Я под мышкой посижу
И это делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать ( термометр)
2. Считает весь век,
А сам не человек. (часы)
3. Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились (весы)
Ребята, давайте подумаем, что же является источником физических знаний…..(мысль, опыт, наблюдение, открытие закономерностей)
Чтобы открыть новые физические законы, нужно произвести физические исследования – это целенаправленное изучение явления. Первым этапом физического исследования является наблюдение. Затем ставиться эксперимент-это исследование физического явления в условиях, которые находятся под контролем ученого. Ученый выдвигает гипотезу, подтверждает её путём экспериментальной проверки. Результат полученный учёным даёт нам новые знания по физике.
Каждая наука имеет свой язык. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными понятиями и терминами. Мы уже знаем, что такое физическое явление. Теперь рассмотрим понятия физическое тело и вещество. Физическим телом называется любой предмет. Учащимся предлагается назвать физические тела, которые которые окружают их в классе….. Затем предлагается назвать из чего они сделаны…… Дети приводят много примеров : можно указать, что воздух находящийся в классе тоже вещество. Учащиеся самостоятельно смогут внести понятие вещества.
V. Закрепление нового материала.
1. что такое физика?
2.что изучает физика?
3.почему физику называют одну из основных наук о природе?
4.какие физические термины вам известны?
5.какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?