Тема урока: Закон Ома для участка цепи. В ходе урока изучается один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи. Экспериментальным путем установливается связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Формируется умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Закон Ома для участка цепи. »
Урок 8 класс
Тема: Закон Ома для участка цепи
Цель: Изучить один из важнейших законов электрического тока – закон Ома для участка цепи. Экспериментальным путем установить связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Применять полученные знания в новых условиях. Формировать умение вычислять силу тока, напряжение, сопротивление
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: работа у доски – заполнение таблицы, фронтальный эксперимент, фронтальная самостоятельная работа по заполнению сравнительной таблицы, работа в парах, решение задач, выполнение теста
Необходимое техническое оборудование: наборы по электричеству, компьютер с выходом в Интернет, проектор, экран
План урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
ІІІ. Изучение нового материала.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
VІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
В начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи.
(Сила тока, напряжение, сопротивление).
Дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
Обобщающая таблица
Физические величины
Сила тока
Напряжение
Сопротивление
Что характеризует
Обозначение
Формула
Единица измерения
Каким прибором измеряют
Условное обозначение прибора
Способ включения
Мы помним, что сила тока в цепи прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
ІІІ. Изучение нового материала.
Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
Опыт
На рисунке 71 изображена электрическая цепь. В эту цепь по очереди включают проводники, обладающие различными сопротивлениями. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. За этим следят по показаниям вольтметра. Силу тока в цепи измеряют амперметром.
Тогда сможем записать:
Это выражение называется законом Ома для участка цепи.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Историческая справка (доклад ученика):
Георг Ом (1787-1854) - немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником.
Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника./
Задачи для работы у доски
1. Пылесос включен в сеть напряжением 220 В. Какую работу совершает электрическое поле за 10 мин работы пылесоса при силе тока 2 А?
2. Определите сопротивление проводника, если при напряжении на его концах 10 В через его поперечное сечение в течение 10 с проходит заряд 5 Кл.
Задачи для самостоятельной работы
3. Нагревательный элемент электрического чайника с сопротивлением 30 Ом находится под напряжением 120 В. Определить силу тока, протекающего по спирали.
4.Найдите напряжение на концах нагревательного элемента, если его сопротивление 40 Ом, а сила тока 2 А.
ТЕСТ
1 вариант
1. Какова сила тока в проводнике при напряжении 4 В, если при 12 В она равна 3 А?
А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 6 А; Д. 48 А.
2. Сила тока в проводнике…напряжению (напряжения) на концах проводника.
А. равна
Б. прямо пропорциональна
В. больше
Г. обратно
Д. Меньше пропорциональна
На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:
3. Силу тока в проводнике при напряжении10 В.
А. 1 А; Б. 2 А; В. 0,25 А; Г. 8 А.
4. Чему равно сопротивление этого проводника
А. 5 0м; Б. 2 0м; В. 20 Ом; Г. 10 Ом.
2 вариант
1. При напряжении на концах проводника 6 В сила тока 1,5 А. Какова сила тока при напряжении 12 В?
А. 36 А; Б. 3 А; В. 1 А; Г. 9 А; Д. 2 А.
2. Сила тока в проводнике …его сопротивлению
(сопротивления)
А. обратно пропорциональна
Б. прямо пропорциональна
В. больше
Г. равна
Д. меньше.
На рис. Изображён график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на нём. Определите по графику:
3. При каком напряжении на проводнике сила тока 6 А?
А. 2 В; Б. 1,2 В; В. 0,4 В; Г. 1В.
4. Чему равно сопротивление этого проводника
А. 0,2 Ом; Б. 20 Ом; В. 7,20м ; Г. 5 Ом.
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков.
V. Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.