План-конспект урока
по теме «Закон Ома для участка цепи».
1. ФИО Прохорова Татьяна Юрьевна
2. Место работы МБОУ гимназия «САН» г. Пензы
3. Должность учитель
4. Предмет физика
5. Класс 8 (общеобразовательный класс)
6. Тема и номер урока в теме «Электрические явления», урок 14
7. Базовый учебник: Физика 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2013/
8. Цель урока:
организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (понятий: сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о зависимости силы тока от напряжения и критическому восприятию новой
9. Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса
способствовать развитию умение связно и логично излагать свои мысли,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.
Метапредметного развития:
Предметного развития:
формировать теоретическое и практическое представление о законе Ома для участка цепи, показать его практическую значимость в жизнедеятельности человека;
продолжать развитие экспериментальных умений (сборка электрических цепей, измерения силы тока с помощью амперметра, напряжения с помощью вольтметра);
совершенствовать вычислительные навыки;
совершенствовать, навыки вычислений по формулам
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков (комбинированный).
Формы работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое оборудование:
комплекты для фронтального эксперимента (источник питания на 4 В, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампа накаливания на подставке, реостат) в количестве одного на парту, демонстрационные приборы L-микро лаборатории по электричеству, интерактивная доска, компьютер, проектор экран.
Индивидуальный лист каждому учащемуся.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД (личностные, метапредметные) |
1. | Организационный момент | приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места, ставит проблемы | | Познавательные умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. Личностные установление связи между целью учебной деятельности и мотивом. |
2 | Проверки выполнения домашнего задания | Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала в ходе фронтальной беседы по вопросам: Дайте определение силы тока, напряжения сопротивления Зависит ли сопротивление проводника от силы тока и напряжения на его конах? Два учащихся на доске изображают опорные схемы по темам «Сила тока. Напряжение. Сопротивление», «Зависимость силы тока от напряжения» и дают связный рассказ по своей схеме. | Работают в парах, развивая практические умения (сборка электрических цепей, измерение силы тока с помощью амперметра и напряжения с помощью вольтметра. Самостоятельно определяют границы знания и незнания, осуществляя самопроверку Работают с информацией и делают выводы. «Торт решений» (фиксация своих затруднений) | Познавательные Логический анализ объектов и формирование осознанности выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще Коммуникативные Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
3 | Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Формирует вместе учащимся цели учебного занятия Предлагает детям объединиться в 2 группы для выполнения практических заданий Актуализирует субъективный опыт учащихся Подводит учащихся к проблемному вопросу Показывает практическую значимость изучаемого материала | Осмысляют поставленную цель эксперимента выполняют экспериментальное задание, мотивирующего познавательную деятельность | Познавательные умение вести поиск и выделять необходимую информацию, практическое освоение методов познания природы Коммуникативные Сотрудничество с учителем и сверстниками Умение планировать свою деятельность и определять способы ее достижения. Регулятивные умение проанализировать ход и способ действий |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий | -установить зависимость между силой тока и напряжением; – установить зависимость силы тока от сопротивления; – объединить обе зависимости и сформулировать полученное выражение;
– знакомятся с практическим применением закона Ома для участка цепи | Осознают содержание проблемной задачи. Записывают дату и тему урока в тетради. Осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяя групповую и индивидуальную формы организации учебой деятельности. Самостоятельно делают выводы. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные: Определять цель выполнения заданий на уроке; Использовать в своей деятельности приборы (амперметр, вольтметр) Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Познавательные умение производить измерения, умение сравнивать и анализировать |
5. | Закрепление новых знаний и способов действий | Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; Закрепляет методику ответа при очередной проверке знаний; -
| Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты, применяя приобретённые знания; Выполняют задания. Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Анализируют допущенные ошибки. | Коммуникативные: Участие в диалоге; формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные: формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, Личностные: усовершенствование навыков работы с оборудованием. |
6. | Информация о домашнем задании | Информирует учащихся о домашнем задании; Выучить закон Ома для участка цепи. Сформулировать и представить решение задачи по теме «Закон Ома для участка цепи» Мотивирует выполнение домашнее задание; Дает инструктаж по выполнению домашнего задания; Проверяет понимание учащихся содержания и способов выполнения домашней работы | | Регулятивные умение проанализировать ход и способ действий Коммуникативные Умение планировать свою деятельность и определять способы ее достижения |
7. | Подведение итогов занятия | Подводит итоги учебного занятия Дает качественную характеристику работы класса | Подводят самостоятельно итоги | Познавательные Регулятивные умение проанализировать ход и способ действий |
8. | Рефлексия | Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения «Ну что, как прошло занятие?» - Показалось ли вам понятие влажности трудным, если да, то в чём трудность? Предлагает - Заполнить лист самооценки (для каждого лежат на столах) см. приложение 2. 3. Выставление оценок | Формулируют свои предложения, вспоминая этапы урока. Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности) | Личностные: формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
Организационный этап 3 мин
Учитель: Приветствует ребят
Сегодня нам с вами предстоит изучить важнейший закон электричества, без которого нельзя произвести ни один электротехнический расчет. Генри о нем писал: «Когда я первый раз прочел его теорию, то она мне показалась молнией, вдруг осветившей комнату, погруженную во мрак». О каком загадочном ученом идет речь и какой закон он открыл?
Проверки выполнения домашнего задания 6 мин
Для успешной и плодотворной работы на уроке нам необходимо иметь хороший багаж знаний. Давайте для этого подготовимся. Три ученика работают у доски над вопросами по два из перечисленных и составляют. На доске изображают опорные схемы по темам «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». Остальные учащиеся в парах собирают электрические цепи со схемами на столах.
1. Что определяет силу тока в цепи? Как она обозначается и в чём измеряется?
2. Что такое напряжение? Как можно определить его через работу тока и электрический заряд?
3. Как подключают амперметр и вольтметр в цепь?
4. Как зависит сила тока от напряжения?
5. Какую величину называют электрическим сопротивлением?
6. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока и от напряжения? Почему?
На данном этапе учащиеся самостоятельно определяют границы знания и незнания, осуществляют самопроверку.
Результаты самопроверки отмечают в листе самооценки.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе 7мин
Общая готовность класса определена. Считаем, что мы близки к поставленной цели. Для её достижения предлагаю разделиться на две группы по желанию и выполнить экспериментальные задания:
Первой группе: используя оборудование на столе, выясните характер зависимости силы тока от напряжения. Результаты отразите графически.
Второй группе: используя оборудование на столе, выясните характер зависимости силы тока от сопротивления. Результаты отразите графически.
Результаты работы отражаются в листах самооценки.
Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин
Как объединить обе зависимости в единое целое и кому это удалось впервые осуществить.
Знакомим учащихся с Георгом Омом, немецком физике, используя портрет и формулируем закон Ома для участка цепи.
За сложностью его формулировки кроется простота и изящество его применения.
Формулируется он так: величина тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению, приложенному к этому участку, и обратно пропорциональна его сопротивлению:
Учитель рассказывает о практическом применении закона Ома, особое внимание уделяет возгоранию электропроводки и возникающему по этой причине пожару. А значит, необходимо соблюдать технику безопасности.
Закрепление новых знаний и способов действий 10 мин
Запомнить эту формулу очень легко, но если все же не получается — изготовьте на картоне такой вот треугольничек.
Это волшебный треугольник закона Ома — достаточно закрыть ту величину, которую необходимо найти и оставшаяся часть треугольника покажет формулу нахождения.
например, мы знаем напряжение работы лампочки и ее рабочий ток (на лампочках для фонариков они указываются прямо на цоколе). Каково же сопротивление нити накаливания этой лампочки? Все очень просто, закрываем сопротивление в треугольнике и видим, что остается напряжение деленное на ток.
А теперь потренируемся с формулой на задачках.
Напряжение электроосветительной сети 220 В. Какой ток потечет в цепи, если нагрузка имеет сопротивление 1000 Ом?
Как изменится сила тока, если напряжение на концах проводника увеличится вдвое?
Как изменится сила тока, если сопротивление поводника уменьшить в 4 раза?
Как изменится сила тока в проводнике, если напряжение и сопротивление увеличить в 8 раз?
Результаты индивидуальной работы отражаются в листах самооценки.
6.Информация о домашнем задании 3 мин
Учитель информирует учащихся о домашнем задании, дает инструктаж по его выполнению, проверяет понимание учащихся содержания и способов выполнения домашней работы
- Выучить закон Ома для участка цепи.
- Сформулировать и представить решение задачи по теме «Закон Ома для участка цепи»
7. Подведение итогов занятия 2 мин
Наш урок подходит к завершению.
Давайте вместе с вами подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? (Отвечают учащиеся)
Подтвердили ли наши исследования закон Ома для участка цепи?
8. Рефлексия 4 мин
1. Показался ли вам закон Ома для участка цепи трудным, если да, то в чём трудность?
2. Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах)
Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении закона Ома для участка цепи ). В это время звучит музыка.
3. Выставление оценок
На уроке сохраняется психическое здоровье - каждый ребёнок работает по своим возможностям и способностям).
Так же переходя из группы в другую группу, пересаживаясь на исходное место, дети и делали физкультминутку.
Лист самооценки
Лист самооценки |
Фамилия, имя учащегося |
| Оценка |
| «+» | «-» |
Устный опрос | | |
Умею ли я выполнять экспериментальные задания? | | |
Усвоил (а) ли я закон Ома для участка цепи? | | |
Могу ли я применять полученные знания на практике? | | |
Смогу ли я самостоятельно применять закон Ома для решения задач? | | |
Знаю ли я роль закона Ома в жизнедеятельности человека ? | | |
Понравился ли Вам урок? а) было легко и интересно, б) было трудно, но интересно, в) было трудно и интересно | | |
Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке? | | |
Нужно ли проводить такие уроки? А) да Б) нет | | |
9