Методическая разработка урока по физике для 8 класса по теме "Закон ома для участка цепи"
Методическая разработка урока по физике для 8 класса по теме "Закон ома для участка цепи"
Методическая разработка урока по физике для 8 класса по теме "Закон ома для участка цепи" содержит план - конспект урока, технологическую карту и презентацию. Данный урок соответствует ФГОС и может использоваться на современном этапе. В разработку включено полное описание этапов урока с указанием времени. Основное внимание уделено групповой форме организации учащихся. На уроке каждый ребенок работает по своим способностям и возможностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике для 8 класса по теме "Закон ома для участка цепи" »
Оглавление
Цель урока: 2
Учебные задачи, направленные на достижение: 2
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков (комбинированный). 3
Формы работы учащихся: 3
Необходимое оборудование: 3
Технологическая карта урока 3
Ход урока 10
1. Организационный этап 10
2.Проверки выполнения домашнего задания 10
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе 11
4.Усвоение новых знаний и способов действий 11
5. Закрепление новых знаний и способов действий 12
6. Информация о домашнем задании 13
7. Подведение итогов занятия 13
8. Рефлексия 13
Лист самооценки 14
Список литературы 16
Методическая разработка урока по физике для 8 класса по теме "Закон ома для участка цепи" содержит план - конспект урока, технологическую карту и презентацию. Данный урок соответствует ФГОС и может использоваться на современном этапе. В разработку включено полное описание этапов урока с указанием времени. Основное внимание уделено групповой форме организации учащихся. На уроке каждый ребенок работает по своим способностям и возможностям. Цель урока:
организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (понятий: сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о зависимости силы тока от напряжения и критическому восприятию новой
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе работы в малой группе
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса
способствовать развитию умение связно и логично излагать свои мысли,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.
Метапредметного развития:
прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности.
Предметного развития:
формировать теоретическое и практическое представление о законе Ома для участка цепи, показать его практическую значимость в жизнедеятельности человека;
продолжать развитие экспериментальных умений (сборка электрических цепей, измерения силы тока с помощью амперметра, напряжения с помощью вольтметра);
совершенствовать вычислительные навыки;
совершенствовать, навыки вычислений по формулам
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков (комбинированный).
Формы работы учащихся:
индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое оборудование:
комплекты для фронтального эксперимента (источник питания на 4 В, соединительные провода, амперметр, вольтметр, ключ, лампа накаливания на подставке, реостат) в количестве одного на парту, демонстрационные приборы L-микро лаборатории по электричеству, интерактивная доска, компьютер, проектор экран.
Индивидуальный лист каждому учащемуся.
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
(личностные, метапредметные)
1.
Организационный момент
приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, настраивает на работу,
предлагает проверить готовность рабочего места,
ставит проблемы
приветствуют учителя,
проверяют готовность к уроку,
Высказывают свое мнение на поставленный вопрос
Познавательные
умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
Личностные установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.
2
Проверки выполнения домашнего задания
Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала в ходе фронтальной беседы по вопросам:
Дайте определение силы тока, напряжения сопротивления
Зависит ли сопротивление проводника от силы тока и напряжения на его конах?
Два учащихся на доске изображают опорные схемы по темам «Сила тока. Напряжение. Сопротивление», «Зависимость силы тока от напряжения» и дают связный рассказ по своей схеме.
выясняет проблемы, с которыми дети столкнулись при решении данных заданий
Работают в парах, развивая практические умения (сборка электрических цепей, измерение силы тока с помощью амперметра и напряжения с помощью вольтметра.
Самостоятельно определяют границы знания и незнания, осуществляя самопроверку
Работают с информацией и делают выводы.
«Торт решений» (фиксация своих затруднений)
Познавательные Логический анализ объектов и формирование осознанности выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще
Коммуникативные
Сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3
Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Формирует вместе учащимся цели учебного занятия
Предлагает детям объединиться в 2 группы для выполнения практических заданий
Актуализирует субъективный опыт учащихся
Подводит учащихся к проблемному вопросу
Показывает практическую значимость изучаемого материала
Осмысляют поставленную цель эксперимента
выполняют экспериментальное задание, мотивирующего познавательную деятельность
Познавательные
умение вести поиск и выделять необходимую информацию, практическое освоение методов познания природы
Коммуникативные
Сотрудничество с учителем и сверстниками
Умение планировать свою деятельность и определять способы ее достижения.
Регулятивные
умение проанализировать ход и способ действий
4.
Усвоение новых знаний и способов действий
Предлагает озвучить тему урока
Объявляет цели урока,
Записывает дату и тему урока на доске
Предлагает
-установить зависимость между силой тока и напряжением; – установить зависимость силы тока от сопротивления; – объединить обе зависимости и сформулировать полученное выражение;
– знакомятся с практическим применением закона Ома для участка цепи
Организовывает практическую работу в группах по установлению закономерностей и изучению закона Ома для участка цепи
Обобщает полученные учащимися знания и делает вывод
Осознают содержание проблемной задачи. Записывают дату и тему урока в тетради.
Осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяя групповую и индивидуальную формы организации учебой деятельности.
Самостоятельно делают выводы.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Регулятивные:
Определять цель выполнения заданий на уроке;
Использовать в своей деятельности приборы (амперметр, вольтметр)
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.
Познавательные
умение производить измерения, умение сравнивать и анализировать
5.
Закрепление новых знаний и способов действий
Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
Закрепляет методику ответа при очередной проверке знаний;
Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты, применяя приобретённые знания;
Выполняют задания.
Дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Анализируют допущенные ошибки.
Коммуникативные: Участие в диалоге; формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Познавательные: формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, Личностные: усовершенствование навыков работы с оборудованием.
6.
Информация о домашнем задании
Информирует учащихся о домашнем задании;
Выучить закон Ома для участка цепи.
Сформулировать и представить решение задачи по теме «Закон Ома для участка цепи»
Мотивирует выполнение домашнее задание;
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания;
Проверяет понимание учащихся содержания и способов выполнения домашней работы
Записывают домашнее задание
Могут выбирать задания с учётом индивидуальных возможностей.
Регулятивные
умение проанализировать ход и способ действий
Коммуникативные
Умение планировать свою деятельность и определять способы ее достижения
7.
Подведение итогов занятия
Подводит итоги учебного занятия
Дает качественную характеристику работы класса
Подводят самостоятельно итоги
Познавательные
умение выделять необходимую информацию
Регулятивные
умение проанализировать ход и способ действий
8.
Рефлексия
Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения «Ну что, как прошло занятие?»
- Показалось ли вам понятие влажности трудным, если да, то в чём трудность?
Предлагает
- Заполнить лист самооценки (для каждого лежат на столах) см. приложение 2.
3. Выставление оценок
Формулируют свои предложения, вспоминая этапы урока.
Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении влажности)
Личностные: формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Ход урока
Организационный этап 3 мин
Учитель: Приветствует ребят
Сегодня нам с вами предстоит изучить важнейший закон электричества, без которого нельзя произвести ни один электротехнический расчет. Генри о нем писал: «Когда я первый раз прочел его теорию, то она мне показалась молнией, вдруг осветившей комнату, погруженную во мрак». О каком загадочном ученом идет речь и какой закон он открыл?
Проверки выполнения домашнего задания 6 мин
Для успешной и плодотворной работы на уроке нам необходимо иметь хороший багаж знаний. Давайте для этого подготовимся. Три ученика работают у доски над вопросами по два из перечисленных и готовят ответ(на вопрос). На доске изображают опорные схемы по темам «Сила тока. Напряжение. Сопротивление». Остальные учащиеся в парах собирают электрические цепи со схемами на столах.
1. Что определяет силу тока в цепи? Как она обозначается и в чём измеряется?
2. Что такое напряжение? Как можно определить его через работу тока и электрический заряд?
3. Как подключают амперметр и вольтметр в цепь?
4. Как зависит сила тока от напряжения?
5. Какую величину называют электрическим сопротивлением?
6. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока и от напряжения? Почему?
На данном этапе учащиеся самостоятельно определяют границы знания и незнания, осуществляют самопроверку.
Результаты самопроверки отмечают в листе самооценки.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе 7мин
Общая готовность класса определена. Считаем, что мы близки к поставленной цели. Для её достижения предлагаю разделиться на две группы по желанию и выполнить экспериментальные задания:
Первой группе: используя оборудование на столе, выясните характер зависимости силы тока от напряжения. Результаты отразите графически.
Второй группе: используя оборудование на столе, выясните характер зависимости силы тока от сопротивления. Результаты отразите графически.
Результаты работы отражаются в листах самооценки.
4. Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин
Как объединить обе зависимости в единое целое и кому это удалось впервые осуществить.
Знакомим учащихся с Георгом Омом, немецком физике, используя портрет и формулируем закон Ома для участка цепи.
За сложностью его формулировки кроется простота и изящество его применения.
Формулируется он так: величина тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению, приложенному к этому участку, и обратно пропорциональна его сопротивлению:
Учитель рассказывает о практическом применении закона Ома, особое внимание уделяет возгоранию электропроводки и возникающему по этой причине пожару. А значит, необходимо соблюдать технику безопасности.
5. Закрепление новых знаний и способов действий 10 мин
Запомнить эту формулу очень легко, но если все же не получается — изготовьте на картоне такой вот треугольничек.
Это волшебный треугольник закона Ома — достаточно закрыть ту величину, которую необходимо найти и оставшаяся часть треугольника покажет формулу нахождения.
например, мы знаем напряжение работы лампочки и ее рабочий ток (на лампочках для фонариков они указываются прямо на цоколе). Каково же сопротивление нити накаливания этой лампочки? Все очень просто, закрываем сопротивление в треугольнике и видим, что остается напряжение деленное на ток.
А теперь потренируемся с формулой на задачках.
Напряжение электроосветительной сети 220 В. Какой ток потечет в цепи, если нагрузка имеет сопротивление 1000 Ом?
Как изменится сила тока, если напряжение на концах проводника увеличится вдвое?
Как изменится сила тока, если сопротивление поводника уменьшить в 4 раза?
Как изменится сила тока в проводнике, если напряжение и сопротивление увеличить в 8 раз?
Результаты индивидуальной работы отражаются в листах самооценки.
6. Информация о домашнем задании 3 мин
Учитель информирует учащихся о домашнем задании, дает инструктаж по его выполнению, проверяет понимание учащихся содержания и способов выполнения домашней работы
- Выучить закон Ома для участка цепи.
- Сформулировать и представить решение задачи по теме «Закон Ома для участка цепи»
7.Подведение итогов занятия 2 мин
Наш урок подходит к завершению.
Давайте вместе с вами подведем итоги урока. Что нового вы узнали, поняли? Что научились делать? (Отвечают учащиеся)
Подтвердили ли наши исследования закон Ома для участка цепи?
8. Рефлексия 4 мин
1. Показался ли вам закон Ома для участка цепи трудным, если да, то в чём трудность?
2. Заполнение листа самооценки (для каждого лежат на столах)
Учащиеся после урока сдают листы самооценки учителю (цель преследуемая педагогам – для себя определить, у кого какие проблемы существуют при изучении закона Ома для участка цепи ). В это время звучит музыка.
3. Выставление оценок
На уроке сохраняется психическое здоровье - каждый ребёнок работает по своим возможностям и способностям).
Так же переходя из группы в другую группу, пересаживаясь на исходное место, дети и делали физкультминутку.
Лист самооценки
Лист самооценки
Фамилия, имя учащегося
Оценка
«+»
«-»
Устный опрос
Умею ли я выполнять экспериментальные задания?
Усвоил (а) ли я закон Ома для участка цепи?
Могу ли я применять полученные знания на практике?
Смогу ли я самостоятельно применять закон Ома для решения задач?
Знаю ли я роль закона Ома в жизнедеятельности человека ?
Понравился ли Вам урок? а) было легко и интересно, б) было трудно, но интересно, в) было трудно и интересно
Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке?
Нужно ли проводить такие уроки? А) да
Б) нет
Список литературы
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.
4. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.
5. Физика – Первое сентября. Научно-методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».
Физика в школе. Научно-методический журнал. ООО Издательство «Школа-Пресс».