Урок № 49 физики в 7 классе
Тема «Условия плавания тел»
Цель: 1) выяснить на опытах условия плавания тел
2) формировать умение проводить эксперимент и делать выводы
Ход урока.
- Оргмомент.
Как вы можете объяснить, что железный гвоздь тонет, а корабль, сделанный из железа плавает, да еще и грузы перевозит? (мнения, гипотезы).
Сегодня Вы снова выступаете в роли экспериментаторов. Выполняя работу в группах, делаете выводы и после этого показываете свои опыты и делаете выводы перед классом. И мы сможем ответить на вопрос: почему одни тела плавают, а другие тонут.
- Работа в группах:
1 группа: Пронаблюдать, какие из предложенных тел - тонут, и какие - плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результат оформить в идее таблицы (на черновике).
Плотность жидкости
Плотность вещества
Тонет или нет
ПРИБОРЫ: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, стекло, парафин, пенопласт, пробка, дерево, пластмасс, сосуд с водой (стеклянный).
2 группа: Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить, отличаются ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
ПРИБОРЫ: деревянный и пенопластовый кубик, стакан с водой и с маслом.
3 группа: Сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опытов.
ПРИБОРЫ: 2 пробирки с песком, динамометр, сосуд с водой.
4 группа: Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
ПРИБОРЫ: сосуд с водой, соль, картофель.
5 группа: Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
ПРИБОРЫ: сосуд с водой, кусок пластилина.
6 группа: Выяснить, измениться ли глубина погружения пробирки в воду, если:
а) пластилин поместить внутрь пробирки;
б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.
ПРИБОРЫ: мензурка с водой, пробирка с ниткой, кусок пластилина.
7 группа: Выясните, какой груз может поднять плот (кусок пенопласта) в воде.
ПРИБОРЫ: кусок пластилина, широкий сосуд с водой, брусочки (грузы).
На работу отводится 10 – 15 минут. После чего дети выступают перед классом с демонстрацией опытов и делают выводы.
Запись на доске:
Условия плавания тел.
Fа=rжgVт
- Если rв > rж , то тела тонут
- 1. Если rв < rж , то тела всплывают
- 1. Если rв = rж , то тела ….?
Глубина погружения тела зависит от плотности жидкости (rж) и плотности вещества (rв), из которого сделано тело.
- Если Fтяж> Fa, то тело тонет
- Если Fтяж < Fa, то тело всплывает
- Если Fтяж= Fa, то тело плавает
Пусть Fтяж= Fa, то тело павает,
Fа=rжgVт, Fтяж=mg=rвVтg, следовательно rжgVт=rвVтg, т. е. rж=rв.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ rж=rв, ТО ТЕЛО ПЛАВАЕТ.
,m???0? `@ ?сь, останавливаются за счет силы … .
- а) трения…тяжести
- б) упругости…трения
- в) трения …упругости
- г) тяжести…трения
2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …
- а) не изменяется
- б) увеличивается
- в) уменьшается
3. Совпадает ли сила трения с направлением скорости движения тела?
- а) совпадает
- б) направлена в сторону, противоположную скорости
4.Какие причины влияют на силу трения?
- а) природа трущихся поверхностей
- б) силы, прижимающие соприкасающиеся поверхности друг к другу
- в) шероховатость соприкасающихся поверхностей
Взаимопроверка по готовым ответам (презентация слайд 13).
Оценка работы: 100% отлично, 75% - 3 вопроса – хорошо, 50% - надо поработать ещё!
Поднимите руки у кого отлично и хорошо? Кому нужно еще поработать дома параграфы еще раз прочитать.
Сами вы себя оценили, а я проверю ваши работы и тогда поставлю оценку за урок.
- Стадия «Рефлексия» (5 минут) (слайд 14)
- Получили ли вы ответы на ваши вопросы? (зачитать вопрос и ответить на него)
- А все ли мы узнали о трении сегодня на уроке? И что вы бы хотели узнать на следующем уроке?
И, так вернёмся к целям урока. (слайд 15)
Остались не достигнутыми цели:
•Узнать, где применяется сила трения
•Узнать, каково значение силы трения в природе и для человека?
•Выяснить, трение вредно или полезно
Напоследок составим синквейн по теме «Сила» (слайд 16)
Сила
Векторная, физическая
Деформирует, действует, изменяет
Это действие другого тела
Взаимодействие
Спасибо за урок. Урок закончен, но изучение сил не закончено.
Нам предстоит еще много узнать нового и интересного.
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ
- Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
Учеников в классе не много, но дети очень разные по уровню усвоения материала, поэтому работать с классом трудно. В классе 2 отличницы - Ксюша и Даша, но темп работы у них разный. Ксюша стремиться сделать все быстро, иногда небрежно, но применяет творческий поход к решению задач, может решать нестандартные задачи, повышенной сложности, Даша работает медленнее, но качественнее, знает все правила и определения. Хороший исполнитель, но иногда может высказывать и оригинальные идеи.
Никита занимается хорошо, очень старательный мальчик. Гуля старается, но не всегда все сразу понимает, требуется дополнительная работа с материалом. Андрей занимался хорошо, но последнее время стал рассеянным, вялым, невнимательным. Вова очень рассеянный, несобранный, неорганизованный мальчик, часто не выполняет домашнее задание. Один ученик обучается по 7 виду, ему требуется много времени для усвоения материала, часто болеет и пропускает.
- Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
Тема урока «Сила трения» - предпоследний (7) урок темы «Силы». Дети уже знакомы с 4 видами сил, поэтому на этом уроке нужно обобщить знания о силах и дополнить их. Трудность данной темы в том, что очень насыщенный материал, много разновидностей сил трения, необходимо понимать, чем они отличаются, в чем особенность каждого вида сил трения. Есть ученики, которым достаточно того, что они отработали на уроке, для успешного дальнейшего продвижения по теме, а некоторым детям, нужно еще раз прочитать текст, ответить на вопросы, может быть, задать вопросы учителю или однокласснику для уточнения своих представлений.
- Обосновать постановку ТДЦ урока, УУД, тип и его структуру.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование понятия одной из сил природы - силы трения
- Развивающие:
- формирование компетентности «решение проблем» (оценка результата, рефлексия)
- формирование информационной компетентности (извлечение информации, обработка информации)
- формирование коммуникативной компетентности (письменная коммуникация, диалог).
- Воспитательные: воспитание качеств личности: целеустремлённости, трудолюбия.
Универсальные учебные действия (УУД) формируемые на данном уроке:
1.Личностные: развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности; формирование образа мира.
2.Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3.Познавательные: формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; развитие логического, творческого мышления, рефлексии.
4.Коммуникативные: формирование компетенции в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
Урок построен в ТРКМ, имеет 3 фазы, применяются приемы «Кластер», «Инсерт», «Синквейн». Дети сами формулируют тему и цели урока, изучают новый материал, анализируют полученные знания на этапе рефлексии и ставят новые задачи на следующий урок.
- Выделить главный этап и дать его анализ.
Главный этап на уроке – этап осмысления, на этом этапе дети работают с новой информацией и, обрабатывая ее, получают из текстовой информации графическую (кластер), его озвучивают, развивая речь, мышление.
- Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Этап вызова создает мотивацию для изучения новой темы о силе трения. На этапе рефлексии делают вывод, что узнали, и что осталось узнать.
- Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели реального результата.
- Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
На следующем уроке планируем закончить тему «Силы», рассмотреть практическое применение сил, будем решать компетентностно-ориентированные задачи (жизненные). Применим один из приемов по составлению вопросов «Толстый и тонкий», «Вопросительные слова» или «Ромашку Блума». И будем готовиться к контрольной работе по теме.