Технологическая карта урока.
формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие учебно – познавательного интереса к предмету, самоорганизация к учебной деятельности, готовность вести диалог с другими людьми
объяснять полученные результаты и делать выводы на основе действий анализа, сравнения;
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
знать условия плавания тел, уметь применять их для объяснения зависимости глубины погружения тела в жидкость от плотности жидкости.
Дидактическая структура урока* | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | Приветствует учеников. Организует начало урока | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | | Л.: самоорганизация к учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний | Организует беседу. Выявляет уровень знаний. Организует деятельность учащихся по выполнению самостоятельной работы. | Отвечают на вопросы. Проговаривают формулы, называют величины и единицы измерения. Выполняют самостоятельную работу. | 1.Как измерить силу Архимеда? 2.Как измерить силу тяжести? 3.Как вычислить силу Архимеда? Запиши формулу. Единица измерения в СИ. 4.Как вычислить силу тяжести? Запиши формулу. Единица измерения СИ. А.Е.Марон, СР-8. Архимедова сила. Вариант 2. 1.Металлический брусок погрузили в жидкость один раз полностью, другой – наполовину. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на брусок в этих случаях? 2.Плавающий в воде деревянный брусок вытесняет воду объемом 0,72м3, а погруженный в воду целиком – 0,9м3. Определите выталкивающие силы, действующие на брусок в обоих случаях. Вариант 4. 1.В воду опустили две детали, одинаковые по форме и по объему (рис. 69). Равны ли архимедовы силы, действующие на них? Почему? 2.Железобетонная плита размером 4*0,3*0,25 м погрузили в воду на половину своего объема. Какова архимедова сила, действующая на нее? | Учащиеся повторяют изученный ранее материал по теме «Сила Архимеда» Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД: П.: ориентироваться в своей системе знаний; К.: высказывать свое мнение, слушать дру –гих; Л.: развивать учебно-познавательный интерес к предмету; |
3. Постановка учебной проблемы | Организует беседу. Учитель проводит демонстрации: 1.Шарик из картофеля тонет в воде. 2.Тот же шарик всплывает в соленой воде. 3.Шарик из пластилина тонет в воде. 4.Лодочка из пластилина плавает в воде. Учитель задает вопросы. Подводит к формулированию темы урока. Какова будет цель урока? Предлагает в тетрадях записать дату и тему урока, его цель. | Отвечают на вопросы. Выдвигают предположение о том, что произойдет с телом под действием приложенных сил. Делают в тетрадях рисунки и записи. Наблюдают опыты. Выдвигают предположения. Пытаются ответить на поставленные вопросы и не могут это сделать аргументировано. Записывают дату и тему урока, его цель. | 1.Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело? 2.Что происходит с телом в зависимости от соотношения этих сил? На доске и в тетрадях учащихся появляются рисунки и записи. Почему одни тела в воде плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? | Учащиеся формулируют свое незнание в общей теме Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД: П.: выдвигать предположения, делать выводы, отвечать на вопросы; Р.: формулировать учебную задачу; определять основные действия, ориентированные на достижение учебной задачи; определять затруднения для решения учебно-познавательной задачи; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата; |
4. Изучение нового материала | Организует работу в группах. Предлагает группам по плану, который находится на столах провести исследование. Заполнить таблицу, сделать выводы. Предлагает представить результаты работы групп. Предлагает сравнить результаты работы групп и сделать выводы. | Работают в группах. Выполняют эксперимент. Заполняют таблицу и делают выводы. Представители от группы демонстрируют опыты и озвучивают результаты. Выдвигают предположение о том, почему одни тела в воде тонут, а другие плавают, от чего зависит глубина погружения тела в воду. | Задание 1-й и 2-й группам: 1.Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик , кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают. Результаты наблюдений запишите в таблицу: Плотность воды, кг/м3 | Плотность вещества, кг/м3 | Тонет или плавает | | | | Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут? Задание 3-й и 4-й группам аналогично предыдущему, но с телами, плавающими в воде. Задание 5-й группе: Возьмите два одинаковых по объему шарика – из парафина и пробки. Опустите в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится в воду. Сделайте вывод о глубине погружения в зависимости от его плотности. ρ т › ρж - тело тонет ρ т ₌ ρж - тело плавает ρ т ‹ ρж - тело всплывает Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. | Новое предметное знание: условия плавания тел Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД: П.: исследовать несложные практические ситуации; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике; делать выводы; представлять информацию в виде таблиц; договариваться с членами группы; К.: организовывать взаимодействие в группе, вести беседу, отвечать на вопросы; построение речевого высказывания в устной форме; Р.: самостоятельно определять причины своего успеха/неуспеха; Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие учебно – познавательного интереса к предмету; |
5. Закрепление нового материала | Предлагает ответить на вопросы. Предлагает найти ответ в учебнике с. 153 | Отвечают на вопросы, выдвигают версии. Работают с учебником. Отвечают на вопросы. | 1. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? 2.Какую роль играет плавательный пузырь у рыб? 3.Как регулируют глубину погружения киты? | Использование нового знания в практических заданиях Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД: К.: в учебном диалоге понимать и принимать позицию другого ученика; ставить вопросы к тексту и искать ответы; Р.: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; П.: находить информацию в учебнике; |
6. Контроль | Предлагает ответить на вопросы теста. А. В. Чеботарева «Тесты по физике 7 класс». Организует обратную связь по результатам проверки теста, предлагая поднять руки с начало тех, кто правильно ответил на все вопросы, тех, кто допустил одну ошибку, две ошибки. Предлагает назвать вопросы, которые вызвали затруднение. | Выполняют тест. Проверяют работы друг у друга. Поднимают руки в ответ на предложение учителя. Озвучивают задания, вызвавшие затруднения. | 1 - вариант (1, 3, 5, 7. 9) 2 – вариант (2, 4, 6, 8, 10) | Осознание нового знания Учащиеся для достижения данного знания пользуются следующими УУД: Р.: оценивать результат по заданным критериям; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; |
7. Рефлексия | Предлагает вернуться к цели урока и оценить индивидуальный уровень достижения цели. | Учащиеся оценивают результаты своей деятельности и активности на уроке. | 1. Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она? 2. Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели? 3. Что нового Вы узнали? Какие методы работы при этом использовали? 4. Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем? | Понимание ценности выполненной деятельности Учащиеся для достижения данного знания пользуются следующими УУД: Р.: учиться определять степень успешности выполнения своей работы; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; |
8. Итоги урока | Комментирует домашнее задание. § 52, Упр. №27. Вариативная часть с. 154. | Записывают в дневники домашнее задание. | | |