1. Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии.
1) Вопросы:
Дайте определение внутренней энергии;
Какие способы изменения внутренней энергии Вы знаете;
Дайте определение теплопередачи;
Виды теплопередачи.
2) Теплопроводность.
- Какой вид теплопередачи изображен на рисунке:
- Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: теплопроводность металлов с комментарием учащегося
- Что показывает данный рисунок:
3) Конвекция
- Какой вид теплопередачи изображен на рисунках:
- Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: конвекция в газах и жидкостях с комментарием учащихся
4) Излучение:
- Что показывают данные рисунки:
5) Самостоятельная работа учащихся – тест:
(Учащиеся отвечают на вопросы теста, сдают работы, вместе проверяем)
1. Если в жаркий день лист растения приложить к щеке (совсем необязательно его срывать), то можно почувствовать, что он прохладный. Почему?
а) растение поглощает тепло из окружающей среды;
б) растение испаряет в окружающую среду воду, из-за этого внутренняя энергия листа уменьшается и уменьшается его температура;
в) лист растения плохо проводить тепло.
2. Когда организм переохлаждается, мышцы начинают дрожать. Какие превращения энергии при этом происходят?
а) внутренняя энергия превращается в тепло;
б) механическая энергия превращается во внутреннюю;
в) внутренняя энергия превращается в механическую.
3. Как изменяется внутренняя энергия человека при переохлаждении?
а) изменяется незначительно;
б) увеличивается, т.к. идет теплообмен с окружающей средой;
в) уменьшается энергия, снижается обмен веществ и замедляется деятельность мозга.
4. Почему густая шерсть верблюда защищает его от холода и жары?
а) между шерстинками есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью;
б) шерсть хорошо отражает тепловое излучение;
в) у верблюда большая жировая прослойка.
5. Почему “шубка” спасает шмелей от вымерзания?
а) “шубка” задерживает конвекционные потоки, замедляет теплоотдачу и лучеиспускание;
б) нет конвекционных потоков;
в) нет теплообмена с окружающей средой;
6. За сутки человеческий организм получает в среднем 10.900 кДж энергии, а теряет теплопроводностью и конвекцией 2260 кДж; излучением 3390 кДж; испарением 1880 кДж. Какое количество энергии остается для нормального функционирования организма?
а) 2370 кДж; б) 3370 кДж; в) 0 кДж.
6) Тепловые процессы (слайд 8):
- Какие тепловые процессы Вы знаете;
- Дайте определение каждого из процессов;
- Определите вещество и опишите процессы с ним происходящие, изображенные на графике:
7) Самостоятельная работа учащихся по карточкам:
(Учащиеся заполняют таблицы и сдают)
Количество теплоты:
- для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении;
- выделяемой при полном сгорании топлива;
- для плавления кристаллического тела;
- выделяемое при кристаллизации;
- для превращения жидкости в пар;
- пара в жидкость.
Название Единица измерения
С
q
λ
L
- Последующая проверка:
2. Тепловые машины
1) Тепловой двигатель:
- Дайте определение теплового двигателя;
- Какие виды тепловых двигателей Вы знаете.
2) Виды тепловых двигателей.
3) - Назовите основные элементы теплового двигателя;
- Дайте определение КПД теплового двигателя;
- Как можно найти КПД теплового двигателя (формула).
III. Итог урока.
1) Обобщающий итоговый тест
2) Домашнее задание.
Подготовка к контрольной работе по теме «Тепловые явления»
Список используемой литературы.
Электронные издания:
Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004г.
«Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
«Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003г.