Конспект урока в 8 классе по теме « Тепловые явления»
Интеллектуальная игра « Восхождение к вершине»
Цели урока: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
2. Продолжить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умения применять полученные знания на практике;
3.Воспитывать устойчивый интерес к предмету, умение работать в команде, сопереживать друг другу.
Эпиграф: « Человек родился
быть господином, повелителем, царем природы.
Но мудрость, с которой он правит не дана ему от
рождения; она приобретается учением».
Н.И. Лобачевский
Ход урока:
- Оргмомент. Вступительное слово учителя.
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется «теплота»!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы с вами будем играть.
Класс разделен на три команды, и каждая команда начнет свое восхождение к вершине знаний «Тепловых явлений». За правильные ответы вы будете подниматься все выше и выше.
- Интеллектуальная игра.
База № 1. Здесь вам необходимо еще раз проверить свое снаряжение
( ручки, калькуляторы), провизию, дать название своей команде и затем ответить на вопросы.
А) Приветствие команд;
Б) Ответы на вопросы для разминки.
1. Что называется внутренней энергией?
2. Что такое теплопередача?
3. Что называется конвекцией?
Молодцы! Вы хорошо подготовились! Поднимаемся на базу №2.
База №2 Первое серьезное испытание – бурная река в глубоком ущелье. Вы переправитесь успешно, если ответите на вопросы.
- Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания?
- Какая почва прогревается солнцем сильнее: сухая или влажная? Почему?
- У вас есть выбор: посадить грядку с огурцами на возвышенности или в низине? Как вы поступите? Объясните свой выбор.
Умнички! Впереди база №3.
База №3. Подул резкий холодный ветер, нужно разбить лагерь, укрепиться, переждать. У вас будет все хорошо, если вы ответите на мои вопросы:
- Как изменяется атмосферное давление при подъеме в гору?
- Может ли лед быть нагревателем? Если да, то когда?
- Спичка загорается при трении о коробок. Она же вспыхивает при внесении ее в пламя свечи. В чем сходство и различие причин, приведших к воспламенению спички?
Отлично! Вас ждет база № 4.
База №4. Вы заметно подустали. А впереди еще больше половины пути. Давайте мы с вами отдохнем. Заодно повторим формулы. ( с помощью интерактивной доски). Назвать пропущенную величину. В каких единицах она измеряется? Ее физический смысл.
- Qн = ? *m*(t2 – t1)
- Qсг = ? *m
- Qохл= с*m*( ? ).
У вас все хорошо получается! А впереди уже база №5.
База №5. Вы прошли половину пути, пора сделать привал, подвести предварительные итоги восхождения, наметить дальнейший маршрут. Готовьте пищу, беседуйте, делитесь опытом.
- Поделитесь опытом варки мяса в горах. В чем здесь особенности этого процесса?
- Назовите способы разжигания костра без спичек.
- Расскажите об одежде альпинистов с точки зрения физики.
Все отлично! Вас ждет база №6.
База №6. Снежная лавина. Она не заденет вас, если вы правильно ответите на вопросы.
«На кухне»
1.Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай будет более холодным? Почему?
2. Почему яблочный пирог долго остается горячим?
Ответ:
1.В стакане с сахаром, т.к. на растворение сахара расходуется дополнительная энергия.
2.В яблоках много влаги, а она имеет большую теплопроводность.
«Любители космоса»
1.Почему космические ракеты обивают такими металлами, как вольфрам и тантал?
2.Что произойдет, если космонавт, выйдя в открытый космос, откроет сосуд с водой?
Ответ:
1.При трении о воздух оболочка ракеты нагревается. Вольфрам и тантал – металлы с высокой температурой плавления.
2.Вода мгновенно закипит, затем охладится, и если не успеет испариться, то замерзнет.
1.Зачем на цилиндрах мотоциклетных двигателей делают тонкие широкие ребра?
2. Когда мотоцикл расходует больше горючего при езде без остановки или с остановками?
- Для охлаждения двигателя путем увеличения площади поверхности.
- При езде с остановками, так как приходится расходовать дополнительную энергию на разгон мотоцикла.
Я не на радуюсь на вас! Какие вы все- таки умнички!
База №7. Глубокая расщелина в леднике. Вы ее легко преодолеете, если решите задачи.
Не изучишь теплоту,
Напишешь формулу не ту.
А когда все повторишь,
То и задачу ты решишь!
Задача №1
Сколько теплоты выделится при полном сгорании сухих березовых дров массой 20 кг?
Задача №2
Сколько теплоты нужно затратить, чтобы нагреть алюминиевую сковороду массой 300 г от 20? С до 190? С ?
Задача №3
На коробке кефира написано 53 кКал. Выразите энергетическую ценность этого продукта в Дж.
Вы и с этим заданием справились. В чем я совсем не сомневалась. А вот она и вершина.
База №8.Ура! Ура! Вы достигли ее – вашу первую вершину в этом году! Ваша радость будет еще больше, если вы расскажете о назначении приборов. Стоящих на столе.
- Динамометр.
- Манометр.
- Мензурка.
Сегодня мы с вами повторили тему в игровой форме. Расскажите, что вам понравилось, а что нет на сегодняшнем уроке. Что вы можете мне сказать в конце урока.
А теперь получите свой сладкий приз. И до свидания!