Открытый урок по физике 8 класс « Тепловые явления»
Цели урока
- Образовательные:
- повторить основные определения, процессы, формулы по теме «Тепловые явления» с помощью
решения качественных и расчетных задач; - закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении темы «Тепловые явления»;
- повторить основные определения, процессы, формулы по теме «Тепловые явления» с помощью
- Развивающие:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников,
умение самостоятельно формулировать выводы,
развивать речь;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников,
- Воспитательные:
- развитие познавательного интереса к предмету,
- развитие чувства взаимопонимания и
взаимопомощи в процессе совместного решения
задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Здравствуйте! Садитесь!
За окном сегодня весна, светит яркое солнце, и настроение у нас самое что ни на есть весеннее.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Введение в тему урока.
Проблемная ситуация
О взаимосвязи человека и природы в своих произведениях неоднократно говорили русские писатели и поэты, художники и музыканты.
Слайд 3 Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
– так например, русский поэт Ф. И. Тютчев писал.
Так о природе могут сказать лирики. Но мы с вами на уроке физики и нас природа интересует с точки зрения физических явлений и законов.
Вы, конечно же ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями в большинстве случаев можете их объяснить, и исследуем некоторые законы сегодня мы с вами на уроке.
Слайд 4. Посмотрите внимательно на репродукции известных художников и определите, какие физические явления, процессы вы наблюдаете на этих репродукциях?
Ученики: Снег, вода, лед, плавление, облака, конденсация.Попробуйте сформулировать тему урока, подобрав к названным процессам и явлениям словосочетание, содержащее физические термины?
– Тема занятия: Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме:
«ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
как вы думаете, что будет целью нашего урока.
Повторить и систематизировать полученные знания, умения и навыки по теме
«Тепловые явления».
Эпиграф урока:
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
Античный афоризм
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: «ТЕПЛОТА!»
III. Этап обобщения и систематизации изученного материала
Виртуальная экскурсия по тепловым явлениям
«В споре рождается истина» или «Физика за чашкой чая.
И так ребята мы отправляемся в виртуальную экскурсию по тепловым явлениямСлайд 5. «В споре рождается истина» или «ФИЗИКА ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»
Как и к любой экскурсии, необходимо подготовиться, решить, что взять, ведь нам придется вскипятить чай, чтобы вскипятить чай необходимо вода и необходимо топливо. Какие виды топлива вам известны? (Дрова, каменный уголь или сухой спирт).
Проблемный вопрос. Какой вид топлива быстрее вскипятит воду объёмом в 10 литров?
Маркелов Д.: Я, предлагаю дрова, самый распространенный вид топлива, которых у нас в большом изобилии. Сейчас я вам это докажу взяв 10 кг дров.
Дано Решение.
m=10кг Q=qm. Q=108Дж.
q=1. 107 Дж/кг.
__________
Q=?
Кузина О. А, я считаю, что при сгорание каменного угля выделиться больше количество теплоты, чем при сгорание дров. Его даже использует наш местный кузнец дядя Ваня, для нагревания металла и последующей его ковки. Я с вами спорить не буду, посмотрим и сравним полученный результат. Попробую убедить вас!
Дано Решение.
m=5кг Q=qm. Q=1,35*108 Дж.
q=2,7*107 Дж/кг.
__________
Q=?
Шурыгина А.: Все это ушло прошлое дрова, уголь, мой папа рассказывал, что бойцы спецназа используют для разогрева завтрака экологическое сухое топливо, его можно даже использовать в закрытом помещении в кубрики корабля, кабине бронетранспортёра или танка. Его ещё используют альпинисты. И так я возьму всего один кг этого топлива. Q=qm
Дано Q=qm. Q=2,7*107 Дж.
m=1кг
q= 2,7*107 Дж/кг.
__________
Q=?
Быков Д.: Эх вы темные личности. Дрова, уголь, сухое топливо, отстали вы от жизни. Вот смотрите волшебны сосуд. Сосуд Дьюара или просто термос. Что первый раз видите или физику не учите. В любое время суток всегда горячий чай. А вы собрались греть воду. Темнота да и только.
Михеева Ю.: Дим, ты у нас самый шустрый, при такой температуре на улице, твой хвалёный чай остынет через полчаса, мы будем пить горячий и душистый чай, а у тебя в холодном чае даже сахар не раствориться.
Быков Д: Юля, ты на уроках физики мечтаешь, летаешь-думаешь совершенно о другом. Поэтому и не знаешь устройство термоса. Сосуд Дьюара был изобретен в 1892 году, английским учёным Джеймсом Дьюара, а сейчас его называют термос. Он состоит из двух сосудов а между ними воздух, который обладает низкой теплопроводностью. Нет теплообмена с окружающей средой и поэтому горячий чай остаётся горячим, а в летний знойный день холодная вода остаётся прохладной, наши родители механизаторы берут его постоянно в поле. Вот так.
Учитель: Позвольте мне вмешаться в ваш спор. Мы с вами убедились, что каждый вид топлива по своему хорош, всё зависит от условий его использования и объёма. Но вопросов к госпоже «Теплота» ещё много.
Слайд 7. Грузинская мудрость гласит
Устал - проси чаю.
Жарко - выпей чаю.
Хочешь согреться - пей чай.
Слайд 8. Мы ежедневно пьём чай. Но порой и не задумываемся над тем, что делаем сами, почему делаем так, а не иначе. Так давайте попытаемся объяснить многие наши действия на кухне с точки зрения физики.
а) 1 действие «Ставим чайник на огонь»
Слайд 9. Для чего мы накрываем чайник крышкой? (Чтобы уменьшить теплообмен с окружающей средой).
Слайд 10. Какой чайник быстрее закипит с открытой или с закрытой крышкой? (Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой. Из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию.)
Слайд 11. Почему электрические чайники и самовары делают блестящими? (Чтобы энергия не уходила благодаря излучению.)
Слайд 12. Почему перед кипением чайник шумит? (В воде есть растворимый воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки, в этих пузырьках образуется водяной пар. Под действием архимедовой силы эти пузырьки поднимаются вверх, попадая при этом в ещё не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсируется, пузырьки сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звук, импульс).
Слайд 13. 2 действие «Нагревание и кипение воды»
Пар или кипяток сильнее обжигает? Почему? (Пар, так как на образование пара затрачивается больше энергии. При ожоге паром выделяется энергия Q= rm+cm(t2-t1), а кипятком только Q=cm(t2-t1).
Слайд 14. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая её?
(Можно, если уменьшить давление.)
Слайд 15. В двух одинаковых чайниках, поставленных на одинаковые горелки, кипит вода. У одного из них крышка часто подпрыгивает, а другого неподвижна. Почему?
(У которого часто подпрыгивает, у того воды больше и образовавшийся пар толкает крышку, а у другого чайника воды мало и поэтому весь пар выходит через носик.)
Слайд 16. В одном чайнике сырая вода, в другом кипяченая той же температуры. Какая быстрее закипит? (Сырая, так как в ней больше воздуха.)
Слайд 17. 3 действие «Заваривание чая»
Какой чайник металлический или фарфоровый ты выбираешь для заваривания чая? Почему? (Фарфоровый, т.к. он обладает худшей теплопроводностью, чем металлический, а значит, в нём будет более высокая температура.)
Слайд 18. На столе различная посуда: металлические кружки, стеклянные и фарфоровые чашки. Какую посуду ты выбрал, чтобы выпить чай? Почему? (Фарфоровую или стеклянную чашку, чтобы не обжечься, так как теплопроводность металла выше.)
Слайд 19. 4 действие «Разливание чая»
Какие лучше использовать стаканы толстостенные или тонкостенные? (Тонкостенные, так как они прогреваются быстрее и равномерно. Толстостенные внутри нагреваются, а снаружи нет. Поэтому стакан может разбиться.)
Слайд 20. Что раньше наливать в стакан заварку или кипяток? (Заварку, так как её температура ниже и процесс перемешивания происходит быстрее.)
Слайд 21. Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше подтянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели встали,
И на месте побежали.
Прошу занять всех свои места, приступаем к проверке домашнего задания.
Слайд 22. Оно носило экспериментальный характер
Представитель 1 группы прошу зачитать задание
Сравнить скорость остывания чая в двух различных кружках при одинаковых массах чая.
Для опыта мы взяли металлическую кружку и стеклянный стакан. Налили одинаковое количество чая. Через 5 минут мы обнаружили, что в металлической кружке чай стал холоднее чем в стеклянном стакане. Теплопроводность стекла меньше, чем металла, поэтому чай дольше остаётся горячим.
Представитель 2 группы прошу зачитать задание
2 группа. Выяснить как влияет масса чая, налитой в одинаковые кружки, на скорость остывания.
А мы для опыта взяли два керамических бокала с разным количеством чая и наблюдали за скоростью остывания чая. Через 5 минут обнаружили, что в бокале с меньшим количеством, чай был холоднее. Это говорит о том, что в меньшем объеме молекул меньше и внутренняя энергия меньше, поэтому и температура понижается быстрее.
Слайд 23. Физический эксперимент
IV. Этап информации о домашнем задании
Рефлексия.
Что нового, интересного вы узнали на уроке? Чему научились?
Домашнее задание: Изобразить на бумаге физические явления, наблюдавшиеся и обсуждавшиеся на уроке, можно в веселых картинках, комиксах.
Слайд 24 Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
И как гласит нам Античный афоризм
Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
Слайд 25. – До свидания! Всего Вам доброго!