Тема урока «Тепловые явления. Кипение».
Тип урока - урок изучения нового материала.
Цели урока 1) Выяснить особенности процесса кипения, условия кипения.
2)Объяснить процесс кипения на основе МК строения вещества и взаимодействия частиц.
3)Выяснить отличие процесса кипения жидкости от процесса испарения.
4)Выяснить зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления.
5)Ввести понятие удельной теплоты парообразования, выяснить ее физический смысл, вывести формулу количества теплоты.
6)Развивать любознательность, наблюдательность учащихся и их логическое мышление.
7)Воспитывать интерес к предмету и сознательное отношение к его изучению.
План урока
1)Орг момент, сообщение целей урока.
2)Повторение темы «Испарение».
3)Объяснение нового материала.
4)Закрепление нового материала.
5)Дача дом задания.
6)Итоги урока, выставление и комментирование оценок.
Ход урока.
2 Вопросы повторения темы «Испарение и конденсация»
а) Какие два вида парообразования вы знаете
б) От каких факторов зависит испарение жидкости
в) Почему собака в жаркую погоду высовывает язык
г) Зачем обмахиваются веером
д) Зачем дуют на горячий чай
е) Как по внешнему виду в бане отличить трубы с горячей и холодной водой
3 Изложение нового материала
Пока нагревается вода на электроплитке, мы с уч-ся смотрим фильм «Тепловые явления Вступление» (фрагмент «Кипение воды»).
Далее, по слайдам на кодоскопе «Строение веществ» и «Взаимодействие молекул» подвожу уч-ся к усвоению нового материала Чтобы понять и объяснить процесс кипения на основе МК представление о строении в-ва, мы обращаемся к этим слайдам.
Парообразование
1)испарение
2)кипение
Кипение- интенсивное испарение жидкости, которое происходит не только с поверхности, но и внутри нее с выделением пузырьков пара.
Далее демонстрирую опыт по кипению жидкости, наблюдая за процессом закипания жидкости и ее кипения. Предлагаю уч-ся объяснить процесс кипения, затем сама объясняю этот процесс на основе МК представлений о строении в-ва. Еще раз смотрим фрагмент кипения жидкости, чтобы уч-ся еще раз посмотрели, обратили внимание на поверхность закипающей жидкости.
Наблюдая за процессом кипения, делаем выводы:
1) Кипение происходит при температуре, при которой давление насыщенных паров жидкости становится равным атмосферному давлению или немного превосходит его.
2) Во время кипения жидкости температура жидкости не меняется, а вся подводимая теплота идет на парообразование.
Температура кипения - температура , при которой жидкость кипит.
Далее анализируем таблицу 6 на стр 77 учебника «Температура кипения некоторых веществ при нормальном атмосферном давлении». Выясняем, у какой жидкости самая высокая и самая низкая температура кипения.
Если атмосферное давление увеличить или уменьшить, то температура кипения увеличится или уменьшится (например, высоко в горах альпинисты не могут приготовить пищу, т к температура кипения жидкости с высотой понижается из-за уменьшения атмосферного давления. В медицинских автоклавах температуру кипения можно увеличивать, увеличивая атмосферное давление).
Закипеть жидкость может и при комнатной температуре и при температуре, близкой к кристаллизации.
Как вы думаете, что для этого нужно? (надо выкачать воздух над поверхностью жидкости).
Вывод: Жидкость может кипеть при любой температуре (температура кипения зависит от атмосферного давления над поверхностью жидкости).
Способность различных веществ к испарению характеризуется физической величиной, называемой удельной теплотой парообразования и конденсации
Удельной теплотой парообразования и конденсации называется количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг воды в пар при температуре ее кипения. r = Дж/кг- единица измерения в системе СИ
Далее анализируем таблицу 7, стр 79 учебника Задание уч-ся найдите жидкость с самой большой и самой малой удельной теплотой парообразования. Что означает r воды = 2,3*10 Дж/кг? Это означает для превращение 1 кг воды в пар при температуре 100 С требуется 2,3*10 Дж теплоты.
Далее выводим формулу для расчета к-ва теплоты :Q = r m
При конденсации 1 кг водяного пара при температуре 100 С выделяется 2,3*10 Дж теплоты Такая большая энергия, высвобождающаяся при конденсации водяного пара, используется на крупных ТЭЦ, в быту.
Почему ожоги паром сильнее, опаснее, чем ожоги кипятком? ( объясняю, почему).
4 Закрепление нового материала
1) упр 11(1,2), стр 80 учебника (устно)
2) упр 11(4), стр80 учебник (письменно)
5 Домашнее задание 18, упр11 (7,8)
6 Итоги урока, выставление и комментирование оценок за урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели урока 1) Выяснить особенности процесса кипения, условия кипения.
2)Объяснить процесс кипения на основе МК строения вещества и взаимодействия частиц.
3)Выяснить отличие процесса кипения жидкости от процесса испарения.
4)Выяснить зависимость температуры кипения жидкости от внешнего давления.
5)Ввести понятие удельной теплоты парообразования, выяснить ее физический смысл, вывести формулу количества теплоты.
6)Развивать любознательность, наблюдательность учащихся и их логическое мышление.
7)Воспитывать интерес к предмету и сознательное отношение к его изучению.
План урока
1)Орг момент, сообщение целей урока.
2)Повторение темы «Испарение».
3)Объяснение нового материала.
4)Закрепление нового материала.
5)Дача дом задания.
6)Итоги урока, выставление и комментирование оценок.
Ход урока.
2 Вопросы повторения темы «Испарение и конденсация»
а) Какие два вида парообразования вы знаете
б) От каких факторов зависит испарение жидкости
в) Почему собака в жаркую погоду высовывает язык
г) Зачем обмахиваются веером
д) Зачем дуют на горячий чай
е) Как по внешнему виду в бане отличить трубы с горячей и холодной водой
3 Изложение нового материала
Пока нагревается вода на электроплитке, мы с уч-ся смотрим фильм «Тепловые явления Вступление» (фрагмент «Кипение воды»).
Далее, по слайдам на кодоскопе «Строение веществ» и «Взаимодействие молекул» подвожу уч-ся к усвоению нового материала Чтобы понять и объяснить процесс кипения на основе МК представление о строении в-ва, мы обращаемся к этим слайдам.
Парообразование
1)испарение
2)кипение
Кипение- интенсивное испарение жидкости, которое происходит не только с поверхности, но и внутри нее с выделением пузырьков пара.
Далее демонстрирую опыт по кипению жидкости, наблюдая за процессом закипания жидкости и ее кипения. Предлагаю уч-ся объяснить процесс кипения, затем сама объясняю этот процесс на основе МК представлений о строении в-ва. Еще раз смотрим фрагмент кипения жидкости, чтобы уч-ся еще раз посмотрели, обратили внимание на поверхность закипающей жидкости.
Наблюдая за процессом кипения, делаем выводы:
1) Кипение происходит при температуре, при которой давление насыщенных паров жидкости становится равным атмосферному давлению или немного превосходит его.
2) Во время кипения жидкости температура жидкости не меняется, а вся подводимая теплота идет на парообразование.
Температура кипения - температура , при которой жидкость кипит.
Далее анализируем таблицу 6 на стр 77 учебника «Температура кипения некоторых веществ при нормальном атмосферном давлении». Выясняем, у какой жидкости самая высокая и самая низкая температура кипения.
Если атмосферное давление увеличить или уменьшить, то температура кипения увеличится или уменьшится (например, высоко в горах альпинисты не могут приготовить пищу, т к температура кипения жидкости с высотой понижается из-за уменьшения атмосферного давления. В медицинских автоклавах температуру кипения можно увеличивать, увеличивая атмосферное давление).
Закипеть жидкость может и при комнатной температуре и при температуре, близкой к кристаллизации.
Как вы думаете, что для этого нужно? (надо выкачать воздух над поверхностью жидкости).
Вывод: Жидкость может кипеть при любой температуре (температура кипения зависит от атмосферного давления над поверхностью жидкости).
Способность различных веществ к испарению характеризуется физической величиной, называемой удельной теплотой парообразования и конденсации
Удельной теплотой парообразования и конденсации называется количество теплоты, необходимое для превращения 1 кг воды в пар при температуре ее кипения. r = Дж/кг- единица измерения в системе СИ
Далее анализируем таблицу 7, стр 79 учебника Задание уч-ся найдите жидкость с самой большой и самой малой удельной теплотой парообразования. Что означает r воды = 2,3*10 Дж/кг? Это означает для превращение 1 кг воды в пар при температуре 100 С требуется 2,3*10 Дж теплоты.
Далее выводим формулу для расчета к-ва теплоты :Q = rm
При конденсации 1 кг водяного пара при температуре 100 С выделяется 2,3*10 Дж теплоты Такая большая энергия, высвобождающаяся при конденсации водяного пара, используется на крупных ТЭЦ, в быту.
Почему ожоги паром сильнее, опаснее, чем ожоги кипятком? ( объясняю, почему).
4 Закрепление нового материала
1) упр 11(1,2), стр 80 учебника (устно)
2) упр 11(4), стр80 учебник (письменно)
5 Домашнее задание 18, упр11 (7,8)
6 Итоги урока, выставление и комментирование оценок за урок