- формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента;
- формирования коммуникативных компетенций учащихся.
- воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи;
- развития стремления к познанию.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент (время: 2 мин) Цель: формирование самооценки готовности к уроку. | Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Добрый день дорогие друзья! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграфы к уроку. Эпиграфом к уроку взяла афоризм Афоризм древних греков и римлян | Настраиваются на учебную деятельность. Приём «Подари улыбку» | Повернуться к соседу, улыбнуться и сказать «Привет» | Регулятивные. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала. |
Мотивирование к учебной деятельности. | Для развития любознательности учащихся в начале урока – опыт. На демонстрационном столе стоят две глубоких тарелки, наполненные до краев водой. Учитель приглашает к доске двух помощников и предлагает поучаствовать в эксперименте. Дает в руки одному ученику теннисный шарик, другому – такой же резиновый. Задача: заставить шарики вращаться в воде как можно быстрее [3]. Что наблюдаем? Какой шарик крутится в воде быстрее? Как вы думаете, почему теннисный шарик крутится быстрее, чем резиновый? Трение – это взаимодействие, возникающее при соприкосновении одного тела с другим и препятствующее их относительному движению. А сила, характеризующая это взаимодействие, – сила трения. Сегодня на уроке мы с вами раскроем все секреты этого удивительного явления – трения. Готовы? Тогда за дело! | Отвечают на вопросы. Формулируют вывод, к которому приходят после всестороннего анализа задачи: теннисный шарик вращается быстрее, чем резиновый, т.к. его поверхность вызывает меньше трения с водой. | 2 учащихся выполняют эксперимент | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. |
Актуализация опорных знаний (время:5 мин) Цель: подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы. Методы обучения: Репродуктивный. Форма контроля и самоконтроля. Форма работы: групповая | Учитель – консультант: подводит учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы урока, проверяет степень готовности учеников к изучению нового материала. Что вы знаете о силе трения и её проявлениях? Хотите знать больше? Формулирует учебную задачу: - Изучить понятие силы трения | Ребята приводят примеры из жизни. - Да Осознают важность решения поставленной учебной задачи | | . Регулятивные. Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. Уметь оценивать достижения других людей. |
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока. (время: 3 мин) Цель: выработка совместно с учащимися цели урока. Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов). | Учитель демонстрирует видеофрагмент (движение на самокате, на коньках и на санках) и обозначает перед обучающимися проблему. ? Учитель формулирует тему урока «Сила трения. Трение покоя» Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока Задает вопрос: «Какие цели и задачи нам необходимо поставить, исходя из результатов наших наблюдений и рассуждений?». | Ответы учащихся Рабочие тетради нам сегодня не понадобятся. Все необходимые записи вы будете вести в опорном конспекте, который вложите в свою рабочую папочку и будете использовать для самоподготовки. Учащиеся анализируют демонстрацию предлагают пути решения поставленной проблемы. Предлагают различные варианты и приходят к следующей формулировке: - узнать что такое сила трения, от чего она зависит -научиться применять знания о силе трения для решении задач. Участвуют в формулировании целей и задач урока: Постичь суть понятий»сила трения» и «трение покоя»; Научиться использовать знания о силе трения для решения задач | Наблюдать видеофрагмент | Регулятивные. Развивать навыки целеполагания. Коммуникативные. Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные. Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала (время: 15 мин) Методы обучения: Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый Формы работы: индивидуальная и фронтальная, парная, групповая Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. | Учитель. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика Определение: сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. (слайд № 5,6,7,8 ) Как вы думаете почему возникает сила трения? (видеофрагмент) (слайд № 9,10,11 ) Причины трения: Шероховатость соприкасающихся поверхностей Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Виды трения: (слайд № 12,13,14,15,16,17 ) Трение скольжения Трение качения Трение покоя (видеофрагмент) Сравните силу трения…(слайд № 18,19 ) Как вы думаете, как можно уменьшить силу трения? (видеофрагмент) (слайд № 20,21,22 ) Трение принимает участие там, где мы о нем даже и не подозреваем.( слайд 23,24) Как вы думаете отчего зависит сила трения? (слайд № 25,26 ,27,28 ) Гипотезы: От рода трущихся поверхностей. От веса тела. От площади соприкосновения тела с поверхностью. Учитель : осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам. Помощь учащимся, у которых возникли затруднения. Контролирует работу групп. Проверяет правильность проведения опытов. Способы уменьшения и увеличения трения (Слайд № 29,30,31) | Заполняют таблицу Определение | Точка приложения. направление | Способ измерения | Графическое изображение | Причины проявления силы | | | | | | самостоятельно работаю с материалом учебника Ответы учащихся, работа с учебником Fтр.покояFтр.скольж.Fкач. Применить смазку. Учащиеся высказывают гипотезы. Слушают рекомендации учителя для выполнения практического задания. Заполняют таблицу с результатами Делают выводы по заданиям. сила трения зависит от рода трущихся поверхностей. сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности (веса тела). сила трения не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью. При одинаковых массах тел и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения. | заполнить таблицу Просмотр видеофрагметов На группу по 4 человека выдаётся комплект оборудования для выполнения опыта | Познавательные Овладение навыками: нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные Развитие умений: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные. Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, |
Промежуточный контроль (время: 2мин) | Фронтальный опрос по таблице 1. Дайте определение силы трения 2. С помощью какого прибора можно измерить силу трения? 3. Назовите причины возникновения трения? 4. Назовите виды трения | отвечают, опираясь на материал таблицы | | |
Закрепление нового материала (время: 8 мин) Цель: установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы. | Учитель – консультант: осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам. | Решение качественных задач | | Познавательные. Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные. осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами Регулятивные. Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
Итоговый контроль (время: 5 мин) | Учитель: Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания. (Слайд №32,33) | Выполнение проверочного теста, взаимопроверка в парах. | тест в двух вариантах | Коммуникативные: умение интегрироваться в парах, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль |
Итог урока. Рефлексия (время: 3 мин) Цель: формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. Оцените свою деятельность на уроке, воспользовавшись листком рефлексии и нарисуйте свое настроение: (Слайд № 34) | Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения.. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения. | | Регулятивные выделение о осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |
Информация о домашнем задании (время:2 мин) | Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§32, 33. Благодарит учащихся за плодотворный совместный труд. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. (Слайд № 35,36) | Записывают в дневниках домашнее задание. | | |
Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее
Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое
Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения.