Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Расслабьтесь и скажите себе: « Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, а подумаю потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе. Цель нашего урока совершенствовать навыки решения задач различного типа. При решении любой задачи мы рассуждаем, думаем. Поэтому и эпиграф к уроку: «Я мыслю, следовательно, я существую». - Ребята, что изучает физика? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим явлением. Это явление притяжения к Земле. - С какой физической величиной мы познакомились на прошлом уроке? - Что такое сила? Для повторения темы один человек выполняет тест за компьютером (приложение № 1). Второй работает по карточке (приложение № 2). С остальными проводится эвристическая беседа. - Каким прибором можно измерить силу? - Определите цену деления шкалы динамометра. Определите его показания. - Определите направление и численное значение силы, приложенной в точке А, действующей на а) санки б) тележку - Переведите в ньютоны 500 мН; 34 МН - Какая из двух сил больше и во сколько раз? 4кН и 800 Н. - Единица измерения силы? - Мы изучаем силу. Силой обладает каждый из вас. Давайте приложим свою силу к физическому телу, которое я вам даю (теннисный шарик, набивной мяч, шарик металлич, пушинка). - Бросьте эти физические тела в любом направлении. Что с ними происходит? Почему? Сила, действующая на все тела, падающие на Землю, называется силой тяжести. - Запишите тему урока: «Сила тяжести. Решение задач». Демонстрация первых трех слайдов презентации к уроку. Обращение к классу: Объясните, что изображено на рисунке 1. (слайд 1) - Выпустим камень из рук. Почему камень падает? - Прокомментируйте рисунок 2 (слайд 2) - Рассмотрите рисунок 3. Какие выводы по нему можно сделать? (слайд 3) Демонстрируется на компьютере видеосюжет о силе тяжести (слайд 4). Выполните устно задания. Обучающие задания: 1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово: Ласи (сила) Нотьюн (Ньютон) Сасам (масса) Лоте (тело) Пашля (шляпа) – лишнее слово 2. Вставьте пропущенные слова: Сила является _____ взаимодействия тел. Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________. Сила тяжести обозначается ______. 3. Исключить лишнее словосочетание: Изменение скорости тела, массу выражают в килограммах, тело деформируется, вес тела, всемирное тяготение, сила пропорциональна массе. 4. По данному графику определить, с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле (слайд 4) 5. Составить текст. Сила тяжести – это_____________
Измеряют силу тяжести _________________ Как рассчитать силу тяжести?______________ В ходе анализа составленных текстов класс приходит к выводу о разном подходе решения данной практической задачи. Здесь наблюдается «Ситуация разрыва». Учащиеся предлагают свои способы расчета силы тяжести. Идет выдвижение вариантов формулировки учебной задачи. Учебная задача: Исследование силы тяжести. Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы. Вариант выполнения исследования. 1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально. 2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза. 3. Результаты измерений занесите в таблицу. Число грузов | 1 | 2 | 3 | 4 | Масса, кг | | | | | Сила, Н | | | | | 4. Результаты представьте графически 5. Сделайте вывод. 6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта. Сделайте вывод. Данный коэффициент пропорциональности g различен для различных широт. Относится к важнейшим физическим величинам. g = 9,8 - коэффициент между силой тяжести и массой, называется ускорением свободного падения. Fтяж=gm Основные выводы по теме урока: 1.Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. Fтяж=gm 2. Коэффициент пропорциональности g = 9,8. - Встаньте. Поднимите руки вверх. Что произойдет, если их не будет удерживать сила мышц? Продемонстрируйте. №1. Устно. Определите, на какую из трех гирь массами 2 кг, 1 кг или 0,5 кг действует большая сила тяжести? №2. Определите силу тяжести, действующую на шар массой 1 кг. №3. Упр.9 №1 (2) – на доске. На другой доске решает второй ученик. Третий решает индивидуально в тетради (слайд 5). №4.Тест. Три уровня сложности (слайд 6) После выполнения учитель раздает ответы. Ученики проверяют и ставят себе оценку. - Просигнальте мне о своих результатах. Итак, ребята сегодня мы на уроке познакомились с новой физической величиной. Какой? - Формула для расчета силы тяжести? - Единица измерения силы тяжести? - Прибор для измерения силы тяжести? На шкале динамометра каждый из вас может показать пользу и бесполезность сегодняшнего урока. - Если урок прошел для вас плодотворно, и вы остались довольны, то указатель на пятибалльной шкале оценок укрепите близко к «5»; - Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - в середине шкалы; - А уж если напрасно было потрачено время, урок не отличался от прежних, и ничего хорошего он вам не принес, близко к 0. Объявляются отметки с комментированием. §24, §27 стр. 63. Упр. 9 №1(3) Индивидуально: определить силу тяжести, действующую на каждого из вас. Дополнительно: Исследуйте зависимость силы тяжести для 4 грузов. Спасибо за урок. Урок окончен. |